Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2022 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Серкина Б.Е. КУЛЬТУРА И ОСОБЕННОСТИ МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА КИТАЯ –ХЭЧЖЭ(赫哲族) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(114). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(114).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТУРА И ОСОБЕННОСТИ МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА КИТАЯ –ХЭЧЖЭ(赫哲族)

Серкина Байару Евгеньевна

магистрант, кафедра востоковедения, Томский государственный университет,

РФ, г. Томск

THE CULTURE AND CHARACTERISTICS OF THE SMALL PEOPLE OF CHINA – HEZHE

 

Serkina Bayaru Evgenievna

master's degree, Department of Oriental Studies, Tomsk State University,

Tomsk, Russia

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию культуры одного из малочисленных народов Китая - Хэчжэ. Работа носит этнографический характер, тематика относится к проблематике, которой занимается современное востоковедение этнология. Результаты проведенного исследования опираются на источниковую базу, в основном, проведена работа с полевыми заметками китайских и российских антропологов и этнографов.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the culture of one of the small peoples of China - Hezhe. The work is of ethnographic character, the topic refers to the problems which the modern orientalism ethnology deals with. The results of the study are based on the source base, mainly the field notes of Chinese and Russian anthropologists and ethnographers.

 

Ключевые слова: хэчжэ, нанайцы, малочисленные народы Китая, культура и быт современных хэчжэ.

Keywords: Hezhe, Nanai people, small peoples of China, culture and everyday life of modern Hezhe.

 

На момент этногенеза нанайцев в их культуре присутствовали три компонента – тунгусский, гольдский, маньчжурский – на материальном уровне это проявлялось в конструировании летных домов, лексическом своеобразии [5; С.58]. Этноним хэчжэ закрепился в языке в правление династии Цин (1644-1911), а произошел он от иероглифов «на» - земля и «най» - человек. Традиционными формами хозяйствования были охота и рыболовство, что повлияло на преобладание зоологических мотивов [6; С. 109] в скульптуре - обработка дерева, бересты, кости. Благодаря контактам с монголами у нанайцев появился покрой одежды ближе к кочевническому типу, начали использоваться металлы, а с китайцами – практика смешанных браков, прически эпохи Цин.  Традиционная одежда нанайцев сочетает искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла и камня, свадебная одежда украшалась большим количеством подвесок, орнаментами и мехом.

Основными жанрами нанайского фольклора принято считать сказки (нингман) и предания (тэлунгу), сочетавшие в себе исторические факты и поэтический вымысел. Песни подразделялись на трудовые, бытовые, лирические, обрядовые и шаманские.

Религиозные традиции сочетали элементы китайской формы буддизма и язычества: представления о том, что этнос произошел от птицы или зверя, поклонялись Эндури – хозяину неба, верили в духов земного и подземного мира, которые своими шалостями влияли на судьбы людей [3; С. 39]. Особый интерес представляют обряды погребения: основными способами были сожжения, наземные захоронения  на деревьях, на помостах, в наземных бревенчатых погребальных настройках. Обычно похороны умершего проходили на второй-третий день, однако родственники не должны были спать в течение семи дней. В гроб клали определенные предметы: топор, нож, ножницы.

XX век для нанайцев оказался временем русификации и экономических преображений на социалистической основе и интеграции – если речь идет о Китае.

В настоящее время нанайцам присущи все основные тенденции, сложившиеся в Китае к началу XXI в.: сокращение размера семьи, рост миграционной подвижности. Несмотря на существенное улучшение бытовых условий, качества жизни, произошло разрушение традиционного хозяйства хэчже: в настоящее время они занимаются теми же видами хозяйственной деятельности, что и ханьцы, при этом наблюдается практически полная утрата языка. Таким образом, к началу третьего тысячелетия ассимиляционные процессы стали преобладать и есть вероятность скорого растворения хэчже в конструируемой китайской нации – чжунхуа миньцзу.

 

Список литературы:

  1. Арутюнян, М.П. Нанайская культура: вклад в самосохранение традиционных ценностей / Материалы Международной научной онлайн-конференции «Хэчжэ и нанайцы: вопросы исследования истории, культуры и искусства», Хабаровск, 2020.  
  2. Гаер, Е.А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX – начале XX в. / Е.А. Гаер. – Москва : Мысль, 1991. – 387 с.
  3. Ли Хуанцзюань Процесс изменения национальной культуры нанайцев в дальневосточных регионах России // Исследование культурной трансформации трансграничных наций в провинции Хэйлунцзян и дальневосточных регионах России. – КНР : Хэйхэский университет, 2018. – С. 36-41.
  4. Мартынова, Н.В., Слипецкая, Д.Р. Народное искусство нанайцев – национальное достояние малой родины в этнокультурном воспитании детей и взрослых Хабаровского края / Н.В. Мартынова, Д.Р. Слипецкая // The scientific heritage. – Москва, 2021. – № 71. – С. 3-20.
  5. Переверзева, О.В. Основные характеристики горинской группы нанайцев / О.В. Переверзева // Этнология. – Москва : Россия и АТР, 2005. – № 4. – С. 56-60.
  6. Ставров, И.В. Малый народ большой страны: положение хэчжэ (нанйцев) в современном Китае / И.В. Ставров // Труды ИИАЭ ДВО РАН. – Москва, 2019. – Т. 24. – № 3. – С. 98-116.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.