Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 января 2016 г.)

Наука: Экономика

Секция: Маркетинг

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пишкало В.В., Домарева Е.В., Димова К.Б. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: https://sibac.info/archive/economy/1(38).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Пишкало Вероника Владимировна

студент 2 курса магистратуры, кафедра маркетинга СПБГЭУ,

РФ, г. Санкт-Петербург

E-mail: nika.pishkalo@gmail.com

Домарева Екатерина Викторовна

студент 2 курса магистратуры, кафедра маркетинга СПБГЭУ,

РФ, г. Санкт-Петербург

E-mail: domarevakatya@yandex.ru

Димова Кристина Борисовна

студент 2 курса магистратуры, кафедра сервисной и конгрессно-выставочной деятельности СПБГЭУ,

РФ, г. Санкт-Петербург

E-mail: dkb_27@mail.ru

Абакумова Ирина Валентиновна

научный руководитель, канд.техн.наук, доцент АмГУ,

РФ, г.Благовещенск

 

Психологические исследования, направленные на изучение степени влияния различных факторов на способность человека к творчеству и инновациям, начали проводиться с 1960 года. Изначально считалось, что задатки творчества заложены в человеке от природы. Однако для их раскрытия и совершенствования необходимы определенные условия субъективного и объективного характера. К ним можно отнести раннее и компетентное обучение, определённые волевые качества личности, а также творческий климат.

С течением времени представления о природе творческих задатков менялись. Так, один из первых исследователей творчества Ф. Гальтон основывался на первоочередной роли наследственности и расовых факторов при определении вероятности проявления творчества. В последующих исследованиях творческие способности рассматривались через призму психологических школ. Школа психоанализа объясняла наличие и проявление задатков творчества переживаниями человека, пережитыми в детстве, комплексами личности, сублимацией в творчество психологической энергии. Представители школы гештальтпсихологии главным аспектом творческого мышления считали интуицию [1].

Отечественные исследования связывали способности к творчеству со значимостью изучения произведений искусства, которое в виде развитого утонченного восприятия дает основу творческим способностям. Среди приверженцев культурно-исторической концепции развития высших психических функций творчество рассматривалось как деятельность. Немаловажную роль сыграла разрабатываемая отечественными учеными концепция одаренности. Научный смысл данной концепции заключается в том, что она позволяет выявить психологический механизм творчества и его природу, а затем, на основе полученных знаний, совершенствовать методы и само содержание обучения учащихся, создавая таким образом идеальную модель развития творческих способностей человека [2].

В современных экономических условиях крайне важным остается вопрос взаимосвязи творчества и инноваций. Поэтому эта тема была и остаётся актуальной для многих исследований как за рубежом, так и среди отечественный ученых. Например, теория Эдварда де Боно рассматривает нестандартное мышление как способ, с помощью которого человек может придумать новые варианты решения проблемы [3]. Работа Михая Чиксенмитхая, предполагает, что инновации и творчество не могут сводиться к исключительно внутрииндивидуальной концепции и созданию чего-то нового и ценного. Вместо этого его следует рассматривать как взаимодействие между человеком и социокультурным окружением. Он определяет творчество как любое действие, мысль или продукт, который изменяет существующий объект или преобразует существующий объект в новый. В рамках этой концепции считается важным уметь развивать эту способность в отдельных лицах, группах и организациях.

Лонгитюдные исследования, которые проводились в США среди одаренных студентов (IQ составлял больше 150), доказали, что, в зависимости от генетической предрасположенности относительно интеллектуального развития, обучение с опорой на творческой мышление приводит к улучшению способности к решению проблем и повышению уровня креативности. Исследования также показали, что творческий потенциал больше у тех, кто имеет более высокий уровень интеллекта и широкий спектр знаний, чем у тех, чей уровень IQ определяется, связывается или ограничивается специальными навыками с ориентацией на математическое или логическое мышление [3].

Эффективность неформальных методов образования заключается в содействии творчеству и креативности, так как в будущем на первый план в образовании выходит подготовка человека к изменениям. К числу масштабных изменений относится проблема стареющего общества, перенаселение, которое ведет в миграции, экономические кризисы. Для реакции на эти вызовы необходимы  новые подходы, навыки и компетенции, в том числе творческие и инновационные мощности. Разработка этих возможностей требует новых форм проверки и оценки в системе формального образования, привлечения новых методов преподавания и обучения.

В настоящее время проводятся исследования влияния неформального образования на работу молодых сотрудников, результаты которого выглядят многообещающими. Например, в ЕС существует интернациональная программа «Молодежь в действии», которая показывает, как определённые ключевые компетенции способствуют и влияют на обучение человека на протяжении всей жизни, с точки зрения участников и руководителей проектов. По окончании участия в проектах данной программы студенты приобретают предпринимательские навыки, межличностные и социальные навыки, а также улучшают знания иностранных языков. Кроме того, развивается мастерство работы в команде, умение вести переговоры, повышается межкультурная образованность.

Известно, что специальная подготовка по развитию навыков предпринимательства оказывает влияние на желание заниматься предпринимательской деятельностью.  И хотя творчество и инновационный потенциал подразумеваются в числе предпринимательских навыков, в процессе обучения необходимо более явно сосредоточить внимание на их развитии. В целом, как в Европе, так и в России обучение предпринимательским навыкам не очень хорошо развито и занимает в системе высшего образования незначительную долю. Данный сектор требует развития, обучение в нем должно быть кросс-дисциплинарным с наличием горизонтальных связей между направлениями для наибольшего охвата необходимых навыков.

Представители бизнес-среды в настоящее время делают ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров. На создание таких условий, при которых сотрудник может раскрыть свои таланты, творчески проявить себя, влияют такие факторы, как стиль руководства, психологический климат в организации, творческая среда, открытая нововведениям, стремление сотрудников к самосовершенствованию и обучению. Креативный потенциал может опираться на систему знаний, методов и критериев его применения, либо на интуитивное использование творческого потенциала как вспомогательного ресурса.

Согласно глобальным исследованиям, 85% людей считают, что творческие способности обеспечивают экономическое процветание. Поэтому организации, развивающие этот ресурс, способны работать намного эффективнее прочих. Том Келли, генеральный менеджер дизайнерской фирмы IDEO, основанной в Силиконовой долине, выдвигает идею Творческой философии доверия [4], согласно которой, каждый может внести свой творческий вклад в проект, если инновации являются частью жизненного пути организации. Творческая философия доверия основывается на том, что креативность является естественной способностью человека, каждый работник обладает творческим потенциалом и может его раскрыть, а организация, в свою очередь может и должна этому способствовать. Для поддержания творческой и стимулирующей развитие среды организациям необходимо осуществлять деятельность в соответствии с несколькими принципами:

- начинать рассмотрение проблемы с эмпатии, с наблюдения за ситуацией и ее участниками;

- рассматривать новые перспективы, смотреть на ситуацию свежим взглядом;

- смотреть на ситуацию с позиции эксперимента, разбив ее на небольшие, простые и быстро осуществимые шаги;

- данные необходимо представлять в простой, конкретной форме, которая, однако, будет обладать эмоциональностью и вызывать доверие у получателей информации.

«Значительные инновации возникают из практики, а не только от наличия таланта» - считает Дебра Кей, международный инновационный консультант и бывший исполнительный директор TBWA Italia [5]. Поддержание взаимодействия между работниками, поощрение междисциплинарного мышления, совместных проектов представителей разных отделов – все это позволит укрепить творческий климат в коллективе и будет способствовать накоплению и более активному использованию креативного потенциала сотрудников.

Кроме того, важным является тот факт, что для развития креативного потенциала компании, специалисты советуют нанимать молодых сотрудников, так как они могут содействовать этому процессу за счет своей гибкости и приспосабливаемости к изменениям.

Подводя итог, можно сказать, что креативный потенциал и творческие способности в настоящее время являются важным ресурсом, обладающим большой ценностью для организации. Развитие их следует начинать еще на этапе образования, используя новые методы обучения. В профессиональной деятельности квалифицированные сотрудники, проявляющие творческие навыки, являются необходимым элементами здоровой организации, нацеленной на достижение высоких результатов и активное развитие. Следовательно, руководство компаний должно создавать оптимальные условия для культивирования в коллективе творческой инициативы, поддерживать благоприятный для инноваций психологический климат,  а также заботиться о развитии и всестороннем образовании своих сотрудников на протяжении всей их профессиональной карьеры.

 

Список литературы:

  1. Горбунова Г.А. Проблема формирования творческих способностей обучающихся в зарубежной и отечественной психологии // Современные проблемы науки и образования. – 2013 – №6 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10795 (дата обращения 08.01.2016)
  2. Доклад на заседании коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 7 апреля 1989 г. // Вопросы психологии – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://voppsy.ru/issues/1989/896/896029.htm (дата обращения 09.01.2016)
  3. Developing the creative and innovative potential of young people through non-formal learning in ways that are relevant to employability // [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ec.europa.eu/youth/news/2014/documents/report-creative-potential_en.pdf (дата обращения 10.01.2016)
  4. How to unleash the creative potential in any employee? // [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://exellys.com/blogs/how-unleash-creative-potential-any-employee-3 (дата обращения 10.01.2016)
  5. The value of creativity for talent management // [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://exellys.com/blogs/value-creativity-talent-management (дата обращения 10.01.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов