Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 августа 2014 г.)
Наука: Экономика
Секция: Менеджмент
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПСКОВА
Клубов Олег Владимировч
студент 6 курса, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Псковский филиал РАНХиГС, РФ, г. Псков
E-mail : pskov.20013@yandex.ru
Пантелеева Анжела Петровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Псковский филиал РАНХиГС, РФ, г. Псков
Долгосрочные цели политики нашего государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных и идеологических основ демократического строя, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранения разнообразия национальных традиций народов страны, доступности услуг учреждений культуры [2].
В настоящее время на фоне динамики и усложнения общественного устройства, перехода от индустриальных систем к системам, базирующимся на информации, формировании единого экономического и социокультурного пространства, возникла потребность в переосмыслении роли и функций культуры в обществе. Культура предстает как важный ресурс социально-экономического развития и роста человеческого потенциала. Прослеживается тенденция перехода от зауженного понимания культуры к осознанию ее интегративной роли [1].
Современное общество развивается в эпоху информационных технологий, научных изобретений, инновационных разработок и открытий. Происходит постоянный процесс усовершенствования старых и создания новых методов, подходов к развитию всех сфер жизнедеятельности общества.
Культура, как одна из отраслей социальной сферы также нуждается в разработке и применении на практике новых форм организации деятельности. От изменений, происходящих в культуре, зависит очень многое, поскольку главный капитал страны — это ее культурный потенциал и, прежде всего, человек — создатель и носитель «высокой» духовной культуры, общечеловеческих духовных ценностей, воплощенных в объектах и явлениях культуры.
Структуру рынка культурных продуктов города Пскова представлена на рис. 1.
Рисунок 1 Структура рынка культурных продуктов города Пскова
Из данной диаграммы видно, что наибольшую долю на рынке культурных продуктов города Пскова (37 %) составляют кинофильмы концерты, изделий народных промыслов. Это свидетельствует о формировании новой культуры, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики. Второе место в структуре рынка культурных продуктов занимают: викторины, игры, дискотеки, гулянья, кинофильмы — 25 %. Предметы декоративно-прикладного (практического, хозяйственного) назначения составляют — 15 %. Кружки студии — 10 %. Доля материальных произведений искусства составляет — 8 %. Наименьшую долю составляют литературные произведения (5 %) [3].
Анализ деятельности в сфере культуры города Пскова за 2010—2013 гг. показал, что, несмотря на проведение целенаправленной политики по разработке и внедрению инновационных форм организации деятельности и развитию культуры, в отрасли «Культура» остаются существенные проблемы (таблица 1).
Таблица 1.
Проблемы организации деятельности в сфере культуры города Пскова за 2010—2013 гг.
Направление |
Проблемы |
1. Организация концертной деятельности |
1.Однообразный репертуар; 2.Отсутствие мультимедийных технологий; 3.Отсутствие прогноза и оценки ожидаемых результатов; 4.Не формируется потребительский спрос на культурные продукты; 5.Отсутствие связей с общественностью для налаживания диалога с потребителями. |
2. Сохранение, использование и популяризация объектов культурно-исторического наследия |
1.Слабо проводится политика по привлечению к финансированию спонсоров и меценатов. 2.Не сформирована электронная база данных объектов культурного наследия. 3.Не разработана процедура участия общественности в сохранении историко-культурного наследия. |
3. Внедрение инновационных форм организации деятельности |
1.Не продумана система разработки и внедрения инновационных форм организации деятельности в сфере культуры города Пскова. 2. Средства реализации инновационных проектов остаются традиционными и представляют собой последовательность стандартных процедур без использования инновационных подходов. |
Проанализировав формы организации деятельности в Управлении культуры Администрации города Пскова, мы приходим к выводу, что Управление культуры в своей деятельности использует традиционные формы организации деятельности. Однако они используются не всегда эффективно, поскольку иногда не вносят в процесс организации деятельности элементы инноватики.
Это выражается в первую очередь на показателях деятельности Управления культуры в рамках различных направлений:
1. Организация концертной деятельности.
Очень часто организаторы мероприятия ставят перед собой цель, заключающуюся лишь в реализации задуманного проекта, и не стремятся привнести что-то новое и необычное в процесс его проведения. Из года в год на сценических площадках города можно наблюдать однотипные концертные программы с похожими номерами и постоянными традициями, образ которых не меняется на протяжении многих лет. В практике организации культурно-массовых мероприятий не всегда применяются мультимедийные технологии.
В процессе организации деятельности создатели мероприятия не всегда составляют прогноз ожидаемых результатов и не формируют потребительский спрос на культурный продукт.
Также одной из главных проблем остается отсутствие практики в оценке результатов проведенного мероприятия и использовании связей с общественностью для налаживания диалога с потребителями.
2. Сохранение, использование и популяризация объектов культурно-исторического наследия (памятников истории и культуры).
В 2013 году наблюдается отсутствие прочих поступлений на ремонтно-реставрационные работы, проводимые на памятниках истории и культуры города Пскова. Это свидетельствует о том, что в Управлении культуры слабо проводится политика по привлечению к финансированию спонсоров и меценатов. Только 35 % памятников истории и культуры паспортизировано. Не сформирована электронная база данных объектов культурного наследия. Не разработана процедура участия общественности в сохранении городского историко-культурного наследия. Все это свидетельствует о том, что организация деятельности Управления культуры в рамках сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия осуществляется недостаточно активно и требует внедрения инновационных форм организации деятельности.
3. Внедрение инновационных форм организации деятельности.
Несмотря на то, что процесс внедрения инновационных проектов имеет место в Управлении культуры, средства и способы их реализации остаются традиционными и представляют собой последовательность стандартных процедур без использования инновационных подходов.
Кроме того, в Управлении культуры не продумана система разработки и внедрения инновационных форм организации деятельности в сфере культуры. Внедрение новых форм организации деятельности вызывает проблемы, связанные с их реализацией: недостаточная компетентность сотрудников, в структуре персонала отсутствуют специалисты по связям с общественностью, которые налаживают дружественную атмосферу с партнерами и способствуют привлечению спонсоров, пассивная маркетинговая деятельность по продвижению нового культурного продукта.
В ходе анализа применения инновационных форм организации деятельности в муниципальных и коммерческих учреждениях культуры города Пскова были выявлены следующие проблемы:
1. Недостаточно активно реализуются маркетинговые технологии в позиционировании конкурсов, фестивалей, концертов, выведении их на новый, более высокий уровень развития с привлечением спонсоров и оказанием поддержки со стороны как городских, так и региональных властей.
2. Штатное расписание МУК «ГКЦ» не предусматривает введение должности специалиста по связям с общественностью. Как следствие — отсутствие спонсорской поддержки в проведении культурно-досуговых мероприятий.
3. Коммерческие организации в своей работе используют те же формы организации деятельности, которые применяются и в муниципальных учреждениях культуры, и в Управлении культуры города Пскова.
Схему продвижения продукта на рынке культуры и искусства города Пскова можно представить как совокупность четырех основных структур, находящихся в определенных связях между собой.
Структуру современного рынка можно представить в виде четырех групп:
1. Производители
2. Дистрибьюторы
3. Потребители
4. Лица, влияющие на рынок культуры.
Схему продвижения продукта на рынке культуры и искусства города Пскова можно представить как совокупность четырех основных структур, которые находятся между собой в тесных зависимых отношениях и развитие которых происходит вместе с развитием всего, что составляет структуру современного рынка:
1. Производители продуктов сферы культуры.
2. Дистрибьюторы продуктов сферы культуры.
3. Потребители продуктов сферы культуры.
4. Лица, влияющие на развитие рынка культуры.
Рисунок 2. Схема продвижения продукта на рынке культуры и искусства города Пскова
Каждая группа представлена отдельными людьми, коллективами на территории г. Пскова. Так же на развитие рынка культуры оказывают воздействие:
1. Управление культуры Администрации города Пскова.
2. Лидеры политических объединений,
3. Искусствоведы, журналисты, граждане.
4. Спонсоры: радиостанция «Европа+», КСК «Супер», компания «Мегафон», ОАО «Псковэнерго», группа компаний «Центр кровельных и фасадных систем», газета «Псковская Правда», салон печати «Ника» и другие коммерческие и некоммерческие организации, способствующие внебюджетному финансированию.
Можно выделить факторы оказывающие влияние на рынок культуры:
· наличие финансовых ресурсов;
· предоставление льгот на рекламные компании;
· цензура;
· выпуск (финансирование печатной продукции)
· чрезмерное превозношение (затаскивание);
· игнорирование и замалчивание.
Сегодня в сфере культуры города Пскова необходимо использовать новейшие формы организации деятельности для проведения культурных мероприятий, что даст возможность в полной мере реализовать желания и рекомендации жителей города. Для осуществления задуманного нужно создавать своеобразные советы, участниками которых станут как деятели управления культуры, так и жители города. На этих собраниях, благодаря учету мнений обеих сторон, будут приниматься объективные решения, относительно проведения мероприятия, удовлетворяющие как создателей культурных продуктов, так и их потребителей.
Список литературы:
1.Астафьева О.Н. Принципы инновационной культурной политики — вне «экономического детерминизма» // Культура и культурная политика: поиск новых моделей взаимодействия. М.: Ключ +, 2007. — С. 76.
2.Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 2005. — С. 464.
2.правления культуры Администрации города Пскова. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pskov.reg60.ru/upravlenie-kultury (дата обращения: 18.05.2014).
дипломов
Оставить комментарий