Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 01 июня 2020 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ПОЛИТИКА ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
NEGATIVE INTEREST RATE POLICY AS AN UNCONVENTIONAL INSTRUMENT OF MONETARY REGULATION
Elena Osadchenko
student, Department of Finance, Siberian Federal University,
Russia, Krasnoyarsk
Natalia Oskolkova
senior lecturer of the basic Department of Sberbank of Russia Siberian Federal University,
Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
В условиях кризиса центральным банкам приходится прибегать к нетрадиционным инструментам денежно-кредитного регулирования, одним из них является политика отрицательной процентной ставки. Методология исследования состоит в анализе эмпирических данных и научной литературы. В статье описаны история возникновения, цели и опыт применения данной политики различными центральными банками, а также процесс влияния на денежно-кредитное регулирование через трансмиссионные механизмы.
ABSTRACT
In times of crisis, Central banks have to resort to non-traditional instruments of monetary regulation, one of them is the policy of negative interest rates. The research methodology consists of analysis of empirical data and scientific literature. The article describes the history, goals and experience of applying this policy by various Central banks, as well as the process of influencing monetary regulation through transmission mechanisms.
Ключевые слова: политика отрицательной процентной ставки; денежно-кредитное регулирование; Центральный банк.
Keywords: negative interest rate policy; monetary regulation; Central Bank.
В условиях кризиса центральным банкам приходится прибегать как к стандартным, так и нетрадиционным мерам денежно-кредитного регулирования. К нетрадиционным мерам относится политика отрицательной процентной ставки (Negative Interest Rate Policy – NIRP). В результате в экономической истории впервые возник феномен денег с официальной отрицательной временной стоимостью.
Впервые концепцию денег с отрицательной процентной ставков предложил немецкий предприниматель и экономист Сильвио Гезелль. Он считал, что необходимо национализировать земли и упразднить процентные расходы по кредитам. Чтобы обеспечить рост деловой активности, нужно уничтожить «ростовщический» процент. Деньги – это лишь средство обмена, но никак не сбережения. Новаторство Гезелля в определении денег в качестве платной государственной услуги: владельцы денег обязаны регулярно оплачивать государству право пользования деньгами.
Английский экономист и основатель кейнсианства как направления в экономической науке Джон М. Кейнс в своем трактате «Общей теории занятости, процента и денег» упрекал Гезелля в том, что при разработке своей идеи он не учел понятие «предпочтение ликвидности». Оно определяет процентную ставку наравне с доходностью и мотивом предосторожности.
В большей степени идеи Гезелля разделял американский неоклассический экономист Ирвинг Фишер. В тот период времени американская экономика болела дефляцией. Для борьбы с ней Фишер предлагал создать временную федеральную систему обесценивающихся денег со ставкой -2% в неделю. Результаты должны были быть следующими: увеличение скорости обращения денег и рост цен. Его идеи поддержал тогда еще кандидат в президенты США Франклин Рузвельт, но законопроект, предлагающий выпуск однодолларовых сертификатов с отрицательной ставкой на сумму до 1 млрд. дол. США, не одобрил Конгресс. Однако 15 муниципальных образований в период Великой депрессии реализовали данную концепцию. Об эффективности данной меры судить сложно из-за ее локального и кратковременного характера. С течением времени дефляция была побеждена и про данные идеи все забыли [3, с. 18].
Политика отрицательных процентных ставок предполагает установление ниже нуля или непосредственно ключевую ставку, или ставку по депозитам, которые коммерческие банки размещают в центральном банке. Цель – вливание денежных средств в экономику. Иными словами, центральный банк начинает «штрафует» банковский сектор за депонирование средств на своих счетах, заставляя вместо этого увеличивать объёмы кредитования. Идея ставки ниже 0% состоит в том, чтобы привлечь как можно больше заёмщиков возможностью «заработать на кредите», стимулировать инфляцию и активировать процесс экономического роста [5, с. 35].
Существует две точки зрения по поводу введения платы за размещение средств на депозитах. Противники данной идеи считают, что население и бизнес начнут активно уходить в наличность, что значительно снизит оборачиваемость денег в экономике и увеличит трансакционные издержки. Их оппоненты согласны с тем, что такая возможность существует, однако, указывают, что, оценивая ее вероятность, необходимо учитывать издержки хранения наличных денег. По расчетам экспертов, сумма затрат на хранение наличности составляет порядка 1–2% от хранимой суммы. Поэтому, для бизнеса, где большая часть трансакций завязана на безналичных расчетах, отрицательные ставки в пределах минус 1–2% по депозитам в банках будут более предпочтительны, чем уход в наличность.
В экономической истории России ставки всегда оставались положительными. Если говорить о реальных (очищенных от инфляции номинальных) ставках, то в России были периоды «нулевых» и даже отрицательных реальных процентных ставок. В 2007-2008 гг. ставки на рынке межбанковского кредита и по краткосрочным гособлигациям опускались ниже уровня инфляции, демонстрируя отрицательную реальную процентную ставку.
Отрицательные процентные ставки могут вводиться в нескольких случаях:
1. Экономике нужны инвестиции, это хороший способ побудить коммерческие банки направлять свободные денежные средства на данные цели.
2. Целью является регулирование курса национальной валюты по отношению к курсу валюты торгового партнера. На практике ее преследовали Швеция и Швейцария.
3. Страна попала под влияние дефляционных процессов, а именно наблюдается снижение цен на товары и услуги. В данном случае установление отрицательной процентной ставки приводит к тому, что банкам становится невыгодно держать избыточные резервы на депозитах в центральном банке, что стимулирует их активнее выдавать кредиты, это ведёт к росту совокупного спроса, который, в свою очередь, стимулирует увеличение инфляции (или в данном случае выход из ситуации дефляции). Еврозона, Швеция и Япония оказались в данной ситуации.
В Швейцарии в 70-х годах двадцатого века наблюдалось чрезмерное укрепление национальной валюты (франка). Центральный банк в 1972 ввел отрицательные процентные ставки по депозитам в Швейцарских банках для иностранцев. Они составляли -10% за квартал, что -40% годовых. Данная политика дала необходимый эффект. В течение следующих 6 месяцев после ее введения курс швейцарского франка к доллару США снизился на 27%, что можно увидеть на рисунке 1. Позже монетарные власти Швейцарии еще дважды, в 1977 и в 1979 годах, вводили подобную меру по аналогичным причинам.
В 2009-2010 годы центральный банк Швеции зафиксировал ключевую процентную ставку на уровне -0,25%. Фактически он ввел для коммерческих банков плату за размещение средств сверх норматива обязательных резервов, тем самым стимулировал их перенаправлять временно свободные денежные средства напрямую в экономику посредством инвестиций. Отрицательная процентная ставка также используется и для повышения инфляции до целевого уровня. На данный момент ключевая ставка в Швеции составляет -0,75% [1, с. 4563, 4567].
Рисунок 1. Курс доллара к франку в период установления отрицательных процентных ставок по депозитам для нерезидентов
Впервые в конце 1998 г. в Японии процентные ставки по векселям министерства финансов стали отрицательными из-за риска дефляции и политики дешевых денег, осуществляемой центральным банком. Вновь к политике отрицательных процентных ставок страна вернулась в начале 2016 года. Банк Японии объявил, что вводит отрицательную процентную ставку на уровне -0,1% на избыточные резервы, а именно на новые депозиты, которые кредитные учреждения размещают в центральном банке. Данная мера использовалась в части устранения дефляционных давлений, рисунок 2. На сегодняшний день она продолжает действовать в целях достижения инфляции нормативного значения, которое составляет 2% [2, с.11].
Европейский центральный банк в 2014 году вследствие кризиса и вызванного им затяжного спада установил ставки по депозитам «овернайт» на уровне -0,2%. В сентябре 2019 года он опустил процентную ставку до -0,5% из-за прогноза рецессии.
Рисунок 2. Уровень инфляции в Японии за 2015-2019годы,%
Отрицательные ставки являются радикальной мерой, которая показывает, что страны опасаются риска попадания Европы в дефляционную спираль. В тяжёлые времена для экономики, люди и бизнес стараются беречь деньги и ожидать подъема экономики. Но это может привести к её последующему падению, так как недостаток расходов приводит к дальнейшему уменьшению количества рабочих мест и падению прибылей, увеличивая, опасения граждан, что дает ещё больше стимулов к накоплению. По мере уменьшения расходования денежных средств, цены уменьшаются, образуя ещё несколько стимулов для людей не тратить, так как они будут ждать их следующего падения. Это та дефляционная спираль, которую финансисты пытаются устранить благодаря отрицательным процентным ставкам [4, с. 674-676].
С помощью традиционных трансмиссионных каналов денежно-кредитной политики отрицательные ставки оказывают влияние на инфляцию и деловую активность. Среди них следует отметить процентный, кредитный, портфельный каналы, а также канал валютного курса, но имеют существенные ограничения по данным каналам.
Снижение процентной ставки центрального банка вызывает уменьшение ставок денежного рынка и краткосрочной доходности облигаций. Падение номинальных краткосрочных ставок должно оказывать влияние на доходность вкладов и кредитов. Однако в случае отрицательной ставки банки не могут снижать ставки по привлеченным ресурсам до нулевого уровня или даже ниже из-за риска перераспределения сбережений в наличные деньги или другие финансовые активы, что уменьшило бы их пассивную базу. Кроме того, пределы снижения ставок ограничены необходимостью поддержания чистой процентной маржи на приемлемом уровне.
Неоднозначный эффект может наблюдаться и по кредитному каналу. Денежно-кредитная политика оказывает влияние на кредитное предложение через изменение премии за внешнее финансирование. Кроме того, воздействие происходит за счет изменения мотивов банков расширять кредитное предложение, что иллюстрирует банковский кредитный канал. С экономической точки зрения отрицательная ставка представляет собой налог на избыточные резервы банков. Когда у банков отсутствует мотив расширять кредитное предложение из-за слабой кредитоспособности заемщиков, налог будет компенсироваться увеличением премии за внешнее финансирование. Таким образом, в условиях экономического спада отрицательная ставка способна оказывать негативный эффект на ставки по кредитам.
По портфельному каналу снижение процентной ставки центрального банка должно поддерживать спрос на высокодоходные финансовые активы, в первую очередь акции. Более высокие цены на финансовые активы, в свою очередь, стимулируют инвестиции и экономический рост. Положительный эффект может усиливаться ожиданиями экономического восстановления, связанного с мягкой денежно-кредитной политикой. Отрицательная ставка действует аналогичным образом, однако сверхнизкие ставки способствуют искажению справедливой стоимости активов и приводят к увеличению риска формирования «мыльного пузыря» на финансовом рынке. В случае продолжительного периода отрицательных или низких ставок деформация в ценообразовании на финансовые активы может иметь системные последствия для финансового сектора.
В открытой экономике канал валютного курса в денежно-кредитной политике играет первоочередную роль. В случае падения процентных ставок на внутреннем рынке должно происходить обесценение национальной валюты, которое с учетом премии за риск выравнивает разницу в процентных ставках между двумя разными валютами. Отрицательная ставка стимулирует снижение валютного курса, отток капитала и чистый экспорт. Однако, если политика отрицательной ставки проводится в соседних экономиках – торговых партнерах, стимулирующий эффект сходит к минимуму. В частности, в валютном союзе, к которому относится еврозона, отрицательные ставки всех входящих в нее центральных банков делают невозможным получение сравнительных преимуществ.
Иногда к трансмиссионным каналам отрицательной ставки относят также условный канал ожиданий экономических агентов. Считается, что объявление о переходе на отрицательную ставку имеет более сильное влияние на представление участников рынка о будущем, нежели заявление о будущей ставке центрального банка. Многие руководители центральных банков убеждены, что канал ожиданий играет первостепенную роль. По мнению Европейского центрального банка, одна из причин, почему ожидания процентной ставки заякорены в еврозоне, заключается в том, что введение политики отрицательной процентной ставки было эффективным средством формирования сигнального канала денежно-кредитной политики [3, с. 22].
Таким образом, хотелось бы отметить, что политика отрицательных процентных ставок несет в себе как преимущества, так и недостатки. Преимущество состоит, в снижении нормы сбережений и стимулировании потребления и инвестиций. С другой стороны, проведение такой политики подразумевает, что в экономике формируются очень низкие ставки, а банки заставляют активнее вкладывать деньги в различные активы. Всё это стимулирует рост спроса на рискованные активы, что может привести к избыточному накоплению рисков и, как следствие, к возникновению экономического кризиса. Помимо этого, банки могут начать вывозить деньги в другие страны, где нет отрицательных ставок, что приведёт к обесценению валюты рассматриваемой страны, что также может оказать негативный эффект на финансовые рынки. Также возможно, что население, боясь, что банки начнут устанавливать отрицательные ставки процента по депозитам, станет активно снимать деньги со счетов, предпочитая хранение их в наличности – тем самым формируются предпосылки к возникновению набегов вкладчиков и, как следствие, к возникновению проблем с ликвидностью у банков.
Список литературы:
- Батуева, Е. В., Головенко, Д. А. Финансово-экономическая природа отрицательных процентных ставок // Общество. Наука. Инновации. – 2017. – С. 4562-4567.
- Медина Е.В. Отрицательные процентные ставки: гримаса кризиса или фундаментальная новация? // Мир новой экономики. – 2009. – №4. – С. 10-15.
- Моисеев С.Р. Деньги с отрицательной процентной ставкой // Деньги и кредит. – 2017. – №10. – С. 16-26.
- Попова, А. П. Отрицательная процентная ставка: зарубежный опыт и возможность применения в России // E-SCIO. – 2019. –№ 12(29). – С. 674-681.
- Шаповалова С.С. Отрицательные процентные ставки: понятие и международный опыт // World science: problems and innovations. – 2019. – С. 34-36.
Оставить комментарий