Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2017 г.)

Наука: Экономика

Секция: Регионоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сигонин А.В. ФОН И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(59). URL: https://sibac.info/archive/economy/11%2859%29.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОН И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Сигонин Александр Владимирович

студент 3 курса, кафедра экономических дисциплин УлГТУ,

РФ, г. Ульяновск

Постановка вопроса и исходные данные

Любое исследование (как теоретическое, так и эмпирическое) начинается, как правило, с определения базовых исходных понятий. Следуя этой традиции, приведем краткие определения некоторых основных понятий (терминов), которые используются либо подразумеваются в этой статье.

Фон – совокупность внешних для объекта или процесса условий, существенных для его состояния и/или развития.

Фактор – причина, движущая сила совершающегося процесса либо одного из основных его условий.

Модель – аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности.

Региональное предпринимательство – разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории конкретного (отдельного) региона с возможным привлечением внешних ресурсов – например, финансовых, кадровых и др.

Разумеется, все приведенные понятия и их определения – лишь формообразующие конструкции, которые еще надлежит заполнить конкретным, в том числе и региональным, содержанием и смыслом.

Одна из задач, которые стояли при подготовке этой статьи, - попытка обозначить общее и частное в развитии регионального предпринимательства на конкретном примере Ульяновской области.

При подготовке и написании статьи автор опирался, главным образом, на публикации ульяновских исследователей – социолога В.И. Казанцева и экономиста М.Г. Светунькова [3, c. 114].

Фон развития предпринимательства. Ретроспектива.

К началу рыночных преобразований Ульяновская область не без оснований относили к регионам – «середнячкам» (умеренный экономический потенциал, близкие к среднероссийским показатели социально-экономического развития, проблемы с предприятиями ВПК и АПК, отсутствие явных социально-политических катаклизмов). На дальнейшее развитие региональной экономики, в т.ч. и ульяновского предпринимательства, сказались, во-первых, высокие издержки первого этапа российских реформ и, во-вторых, специфическая политика тогдашней ульяновской власти, избравшей курс на «мягкое» вхождение в рынок.

Со временем, однако, выяснилось, что Ульяновская область полностью исчерпала свой финансово-бюджетный, технико-технологический, социально-экономический потенциал. В конце 1990-х годов регион оказался в ситуации системного кризиса, затронувшего практически все основные сферы его жизнедеятельности.

Период 1990 – 2000-годов в истории ульяновского предпринимательства внешне характеризовался практически теми же атрибутами, что и предпринимательство общероссийское. Принимались законы и программы, проходили съезды и конференции, формировалась инфраструктура предпринимательства. Все это здесь происходило, похоже, с некоторым отставанием от соответствующих общероссийских событий, мероприятий, решений, инициатив.

Последующий период (после 2000 года), несмотря на пересмотр властных установок и приоритетов, не ознаменовался существенными, однозначными и устойчивыми достижениями в развитии Ульяновской области. Пожалуй, то же самое следует сказать и о региональном предпринимательстве: к нему также более применим термин «эволюция», нежели «развитие».

В итоге обнаружилось, что по основным интегральным статистическим показателям (количество малых предприятий в расчете на 100 000 населения, доля работающих в них от общего количества занятого населения, доля малого бизнеса в валовом региональном продукте и в региональных инвестициях) ситуация в Ульяновской области была заметно хуже, чем во многих соседних регионах и в целом по России.

Факторы развития предпринимательства. Ретроспектива.

Здесь, прежде всего, необходимо сделать одну предварительную оговорку. Вся совокупность факторов, воздействующих на развитие предпринимательства, допускает ее многокритериальную классификацию или типологизацию. Следовательно, есть основания выделить группу внеэкономических факторов, проявляющихся в политико-правовой, социокультурной и событийной сферах. Рассмотрим вышеперечисленные сферы (при их достаточно условном обозначении) более подробно.

Политико-правовая сфера. Мало кто сомневается в том, что уже изначально отношение ульяновской власти к ульяновскому предпринимательству было, образно говоря, «дистанционным», причем даже на уровне межличностных отношений, доходящих порой до персональной конфронтации. Со временем во взаимодействие власти и бизнеса добавились «избирательный патернализм», завышенные взаимные ожидания, иждивенчество за счет предпринимательства и даже чрезмерное упование на него – особенно в сложных финансово-экономических обстоятельствах и при появлении привлекательных инвестиционных проектов.

Что же касается правовой части этой сферы, то, оставаясь в рамках единого правового поля России, ульяновское законотворчество (особенно на муниципальном его уровне) продемонстрировало относительно низкую эффективность в деле стимулирования предпринимательства – впрочем, как и во многих российских регионах.

Социокультурная сфера.

Рост бедности россиян, рост социально-имущественной дифференциации населения, особенно характерные для первого периода российских реформ, были наиболее заметны в Ульяновской области с ее отстающими от среднероссийских показателями уровня жизни. Эти обстоятельства буквально подталкивали определенную часть населения к формированию группы мелких собственников и предпринимателей. С другой стороны, формирование этой группы ограничивалось и даже тормозилось отсутствием серьезных социально-экономических катаклизмов и доминированием в массовом сознании консервативно-иждивенческих умонастроений. Правда, были здесь и исключения: акции протеста, по преимуществу связанные с задержкой зарплат. Уровень и качество жизни ульяновцев оставались (и в чем-то остаются по настоящее время) умеренно-низкими, что не способствовало динамизму в развитии платежеспособного спроса, ограничивая тем самым и предпринимательские успехи.

На фоне сокращения объема официально регистрируемых миграционных потоков («украинский исход» - лишь исключение последних лет) наблюдается отток «избыточных», а на самом деле – невостребованных интеллектуальных ресурсов, а также работников депрессивных отраслей региональной экономики.

Событийная сфера. Длительная ульяновская вялотекущая эволюция какое-то время сглаживала остроту внутри-региональных социально-экономических и иных конфликтов.

Последние годы характерны интенсивным привлечением внешних инвестиций и активизацией внерегиональных ФПГ, что вносит дополнительные сложности в предпринимательский – в первую очередь, для малого и среднего бизнеса – климат региона. Развернувшийся (очередной?) кризис и, как частные его проявления, спад производства и рост безработицы вновь поставили вопрос об «амортизирующей» роли регионального предпринимательства (создание дополнительных рабочих мест, рост налоговых поступлений).

Считается, что направленность, виды и формы внеэкономической деятельности предпринимателей (как особой социальной группы) в значительной степени детерминированы спецификой их социального состава, степенью осознаний собственных интересов, их мировоззренческо-ментальными особенностями.

Социальный состав ульяновского бизнес-сообщества демонстрирует относительно высокую степень гетерогенности, уровня и профиля образования, дифференцированности по типам трудовых карьер. Оценивая мировоззренческую направленность этой группы социальной группы, исследователи отмечают некоторые противоречия: признание конфликта между бизнесом и властью и стремление уйти от его разрешения, признание социальной ответственности бизнеса и постоянное его забвение.

Эволюция российского бизнес-сообщества (а вслед за ним – и ульяновского) привела к уяснению того факта, что собственные интересы предпринимателей невозможно реализовать только лишь в рамках производственно-экономической деятельности. Отсюда – растущее участие предпринимателей в общественно-политической и социально-культурной жизни страны и региона. Правда, результаты и оценки такого участия далеко не бесспорны, а порой даже и противоречивы.

 

Список литературы:

  1. Казанцев В.И. Становление (очерки по истории ульяновского предпринимательства). – Ульяновск, 2008. – 120 с.
  2. Концептуальные основы теории предпринимательских инноваций: Сб. статей /Под ред. С.Г.Светунькова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2009.-104 с.
  3. Светуньков М.Г. Теория государственного регулирования предпринимательскими сетями. – Ульяновск: Издатель ИП Василькина М.Н., 2011. – 200 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.