Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 сентября 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНАЛИЗ  ПОЧИТАЕМЫХ  РОДНИКОВ  СВЕРДЛОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Санникова  Ольга

класс  10  «г»,  МБОУ  гимназия  №  35,  г.  Екатеринбург

Антонова  Юлия  Михайловна

научный  руководитель,  Руководитель  информационно-методического  центра  высшей  категории,  МБОУ  гимназия  №  35,  г.  Екатеринбург

 

Часто  для  получения  жизненной  силы  мы  обращаемся  к  сакральным  пространствам  —  местам  приобщения  к  священному.  Этим,  наверное,  объясняется  заметный  подъем  в  области  развития  этнографического,  экологического  и  религиозного  туризма,  направленного  на  использование  в  первую  очередь  именно  сакральных  объектов.  Кроме  того,  культовые  места  и  связанные  с  ними  религиозные  запреты  помогают,  сохранять  природу  как  источник  жизни.  «Сакральное»,  это  ведь  не  только  религиозное,  но  и  все  особенно  ценное,  важное  в  историко-культурном  наследии  народов. 

Культ  воды  начинался  с  языческого  поклонения  стихиям  природы  и  выражался  в  организации  вблизи  мест  проживания  природных  сакральных  комплексов.  Славянские  народы  с  I  тыс.  до  н.  э.  поклонялись  четырем  стихиям  природы:  воде,  земле,  солнцу  и  огню.  «Вода  выступала  древнейшим  объектом  поклонения  язычников.  Ей  приписывали  предохраняющие,  очищающие,  оплодотворяющие  действия.  С  распространением  христианства  она  «освящалась»  церковными  легендами  и  преданиями  и  в  практике  православия  стала  фигурировать  как  святая»  [3.  с.  25].  Русские  люди  называли  воду  «царицей»  и  «матушкой».  Источники,  колодцы,  родники,  чаще  бьющие  из-под  земли  в  языческие  времена  связывались  с  культом  богини  Мокоши,  а  после  принятия  христианства  перешли  под  покровительство  св.  Параскевы  Пятницы.  Связь  родников  с  женскими  сакральными  персонажами  в  язычестве  и  в  христианской  традиции  прослеживается  во  все  время  их  существования  [2.  с.  24].  Позже  покровителем  воды  стал  св.  Николай  Чудотворец  [4.  с.  2]. 

Выполняя  задачи  исследования,  мы  собрали  имеющиеся  данные  о  сакральных  родниках  Свердловской  области  и  проанализировали  обрядовые  традиции  в  культе  родников.  Сакральное  пространство  Урала  формировалось  в  течение  истории  его  народов,  у  которых  всегда  существовала  система  гуманного,  нравственного  отношения  к  природе,  к  её  творениям.

В  источниках  мы  нашли  упоминание  о  22  территориях  размещения  почитаемых  родников.  Самих  же  родников  на  этих  территориях  гораздо  больше.

Подводя  итоги  нашего  исследования  можно  сказать,  что  все,  кто  посещает  родники,  верит  в  лечебную  силу  их  воды,  причем  за  некоторыми  из  родников  закрепляется  лечение  от  определенных  заболеваний.  У  нас  таких  случаев  7  из  27  описанных  нами  родников  (онкологические  заболевания  и  болезни  центральной  нервной  системы  в  Тарасково,  болезни  ног  в  Святом  ключе  Артинского  района,  опорно-двигательной  системы  и  глаз  в  Свято-Симеоновском  источнике  в  Екатеринбурге.)  Вода  из  других  источников  просто  очищает  от  всего  дурного.  Способы  использования  родниковой  воды  могут  быть  разными.  Во  всех  оборудованных  купальнями  источниках  нужно  трижды  окунуться  с  головой,  при  этом  ни  в  коем  случае  нельзя  вытираться,  можно  только  переодеться.  Но  купальни  стали  строить  только  в  последние  годы,  поэтому  там,  где  их  нет,  можно  просто  обливаться  водой.  Особенностью  почитаемых  родников  Свердловской  области  является  то,  что  многие  из  них  освящены  в  период  с  2005  по  2009  г.,  иногда,  как  в  случае  с  источником  иконы  «Умягчение  Злых  Сердец»  Божией  Матери  в  Старопышминске  Березовского  района,  в  2006  был  повторно  освящен  родник,  возраст  которого  —  почти  три  века. 

Все,  что  связано  с  родниками  сопровождается  определенными  ритуалами.  Нам  встречались  родники,  к  которым  можно  приходить  в  любое  время,  и  те,  из  которых  ее  можно  брать  только  рано  утром.  Но  есть  родники,  из  которых  воду  можно  брать  только  в  определенный  день.  При  описании  нам  встречались  родники,  находящиеся  далеко  от  дорог,  от  жилья,  в  лесу.  К  ним  ходят  только  по  большим  православным  праздникам  или  если  помощь  нужна  близким  людям.  Это  всегда  сопровождается  зажиганием  церковных  свечей  и  молитвой.

Культ  родника  складывался  на  протяжении  многих  лет  и  составлялся  как  из  исторических  фактов,  так  и  из  религиозных  представлений.  Самые  известные  родники,  как  правило,  связаны  с  именами  канонизированных  православных  деятелей.  В  церковной  традиции  нет  установки  памятников,  и  родники  являются  своеобразными  памятными  местами  для  почитания  этих  лиц.  В  нашей  области  это  родники  в  честь  покровителя  Екатеринбургской  епархии  святого  праведного  Симеона  Верхотурского,  преподобномученицы  великой  княгини  Елисаветы  Феодоровны  и  князей  царского  дома  Романовых,  во  имя  Царя  Страстотерпца  Николая  II  Александровича.  Большинство  родников,  по  православной  традиции,  находится  недалеко  от  храма,  в  честь  которого  и  названы,  причем  большая  часть  названий  связана  с  именем  Богородицы. 

Но,  при  описании  родников  мы  столкнулись  со  случаем,  когда  родник  был  назван  в  честь  нашего  современника,  подвижника  —  краеведа  Ивана  Даниловича  Самойлова,  более  15  лет  восстанавливавшего  на  собственные  средства  Преображенский  храм  XVIII  века.  Это  родник  «Данилыч»  в  селе  Нижняя  Синячиха. 

Описав  и  проанализировав  особенности  почитаемых  православных  родников  Свердловской  области,  мы  пришли  к  выводу,  что  восприятие  родников  жителями  Свердловской  области  сохранило  в  себе  как  древнейшие  корни  почитания  воды,  в  качестве  рождающего  и  обновляющего  начала,  так  и  добавленные  христианством  представления  о  воде  как  о  символе  Святого  Духа.

 

Список  литературы:

1.Александрова  О.И.,  Ляпаева  О.Н.  Проблемы  исследования  и  реконструкции  почитаемых  родников  Нижегородской  области.//  Исследовательская  работа  школьников.  —  2011.  —  №  2(36).  —  С.  41—47.

2.Белякова  М.М.,  Дюкова  А.О.  Народное  православие:  почитание  местных  святынь  в  Нижегородском  крае./Локальные  традиции  в  народной  культуре  русского  Севера.  Сборник  научных  докладов  IV  конференции  «Рябининские  чтения».  Петрозаводск,  2003.

3.Велецкая  Н.  Языческая  символика  славянских  архаических  ритуалов.  М.:  София,  2003.  —  240  с.

4.Наева  А.И.  Обряды,  посвященные  целебным  источникам.//Мир  науки,  культуры,  образования.  —  1998.  —  №  10—11.

5.Шубницина  Е.И.  Сакральное  пространство  Урала  и  современное  природоиспользование.  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  minprom.rkomi.ru

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий