Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 сентября 2013 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М. ЧУКМАЛДИНА
Колосовская Любовь
класс 11 «А», гимназия № 16, г. Тюмень
Колосовская Елена Вячеславовна
научный руководитель, преподаватель истории и обществознания, школа № 9, г. Тюмень
Современный мир — время технического прогресса, успешных разработок в области нанотехнологий и открытии новых граней в изучении точных наук. Успехи в этих областях заметны даже тем, кто далёк от науки. Но во всех ли сферах жизни человечество может похвастаться такими же достижениями? По-моему, ответ очевиден. Иначе не существовали бы глобальные проблемы. Иначе не было бы различных кризисов и катастроф. И среди общепланетарных проблем преимущественного социального характера учёные выделяют кризис культуры и нравственности [3, с. 42].
Если рассмотреть схему связей основных глобальных проблем, то станет наглядно видно, что такие серьёзные вопросы как межнациональные отношения и урбанизация связаны с упадком культуры и нравственности [3, с. 38]. А ведь из этих проблем в свою очередь вытекают отсталость стран «Первого» и «Третьего» миров, экологические и экономические кризисы и так далее. Но почему же среди всех этих проблем первостепенную роль прежде всего играет подмена культурных ценностей, расцвет безнравственности? Потому что только при наличии высокого уровня культуры человечество могло бы разрешить даже глобальные проблемы. О такой возможности писал в своей статье известный современный социолог и историк И.В. Бестужев — Лада: «Нынешнее осознание глобальной опасности приведёт к созданию наднационального государства с мировым парламентом. Это политическая сторона проблемы, но есть и эстетическая. Человечество должно отказаться от излишеств: излишнего потребления энергии, ресурсов. Оно должно восстановить культ семьи, труда, гармонию отношений человека и природы» [2, с. 98]. Если бы культура была присуща любому действию человека в любых сферах жизни, то не существовало бы, например, сверхпроблемы предотвращения ядерной войны и обеспечения мира. Если бы люди не занимались разделением населения Земли на национальности и не устраивали из-за этого беспощадных войн и распрей, то могли бы построить новое общество. Тогда бы все проблемы можно было бы решать вместе, что было бы рациональнее и эффективнее. Тогда бы людей могла объединить толерантность и уважение.
И возможность создания другого, отличного типа общества понимают не только учёные. Человеком, который так же был носителем идеи главенства культуры и нравственности в жизни человечества был Н.М. Чукмалдин — тюменский купец — благотворитель. Его крестьянское происхождение, необходимость заниматься непростым ручным трудом , сложности в получении начального уровня образования и другие жизненные трудности не помещали ему сохранить свои лучшие качества. Ведь, как отмечают авторы книги «Сердцу милый уголок. Кулаково в воспоминаниях жителей» А.А. Дильман и И.П. Горбачёва, с детства Николай Чукмалдин отличался живым чувством к природе, любознательностью, стремлением к саморазвитию и самообразованию, а также усердием, настойчивостью и трудолюбием [3, с. 17]. Эти качества стали проявляться, когда восьмилетний Николай осваивал грамоту, затем самостоятельно выучился арифметики. Понимание ценности возможности заниматься самообразованием и саморазвитием, духовным обогащением Николай Мартемьянович сумел позже перенести на работу в сфере торговли. «В основу своей торговой нравственности Николай Мартемьянович положил добросовестность, честность, аккуратность и этому приписывал значительную долю своих удач», — пишут И.П. Горбачёва и А.А. Дильман о Чукмалдине — купце [3, с. 25]. Сам Николай Мартемьянович так сформулировал одного из своих правил: «В торговле и промышленности существует правило: «купить дешевле, продать дороже». Но для каждого правила, а в том числе и для этого, имеется однако ж, контроль благоразумия. Можно желать купить товар так дёшево, что никто его не продаст, — и тогда останешься без товара. Можно желать продать так дорого, что никто его не купит, и тогда останешься с товаром без покупателя. И то, и другое — результат неразумия и бестактности, ведущих к убытку и разорению. Всякая торговля, претендующая на успех и пользу, должна быть свободна от подобных недостатков» [5, с. 369]. На основе этих простых, но честных и искренних суждениях исследователи даже вывели кодекс предпринимательской деятельности Н.М. Чукмалдина [5, с. 368].
Но на успешном развитии торговли Николай Мартемьянович не останавливался. На страницах книги «Сердцу милый уголок» читаем такие строки: «Параллельно с ростом капитала и установившейся репутацией даровито и основательного человека, Чукмалдин принимал всё более и более деятельное участие в общественных делах» [1, с. 24]. И действительно даже в наши дни жива ещё память о делах Чукмалдина по благоустройству Тюмени, заметен его вклад в историю и развитие города. «Он принимал деятельное участие в организации частной школы Кононниковой, предназначенной для подготовки детей в средние учебные заведения. Был инициатором создания приказчичьего клуба, главным образом с целью поднятия умственного развития местных приказчиков. Для усовершенствования коврового производства, весьма распространённого в Тюменском уезде, он основал фабрику — школу с инструментами, мастерами и чертёжником-рисовальщиком. Создал в Тюмени большую уникальную библиотеку редких и древних рукописных и старопечатных книг», — так описывают И.П. Горбачёва и А.А. Дильман просветительскую и благотворительную работу Н.М. Чукмалдина [1, с. 24, 25, 26, 27, 28, 33]. И во всех своих многочисленных благотворительных делах Николай Мартемьянович руководствовался желанием культурно облагородить Тюмень, создать территорию для нравственного и умственного развития жителей города. Об искренности благих побуждениях Николая Мартемьяновича свидетельствуют постоянная поддержка деньгами, книгами и вещами школ Тюмени, оказание помощи театрам и печатным изданиям, учреждение при Тюменском реальном училище премии за лучшие работы в области научного описания исторического и экономического развития тюменского уезда, а также постоянная забота о родном селе [1, с. 33].
Любовь и добрую память о малой родине Николай Мартемьянович пронёс через всю жизнь. Известно, что на поддержку Кулаково, что находится в Тюменской области, в общей сложности он затратил 120 тысяч рублей. Кроме того, Чукмалдин неоднократно посылала в деревню сельскохозяйственные орудия, создал Сельский банк для поддержки кустарной промышленности и сделал вклад 3000 рублей, открыл школу и на собственные деньги разбил парк возле неё, при этом сам выписал саженцы деревьев из Германии и закрепил за каждым деревцем сельского жителя, за что назначил плату. Венцом благотворительной деятельности Н.М. Чукмалдина в родном Кулаково стало строительство каменной церкви, стоимостью более 40 тысяч, построенную, естественно, на свои средства [1, с. 28]. И всё это Николай Мартемьянович делал с заботой о родном селе, желанием дать возможность разностороннего развития жизни в деревне, что, конечно, не прошло даром. Поэтому жители Кулаково так отзываются о Николае Мартемьяновиче в «Благодарном слове односельчан удивительному земляку и меценату Николаю Мартемьяновичк Чукмалдину» от 20 февраля 1901 года: «Николай Мартемьянович, побуждаемый своими душевными качествами, как родич наш, постоянно заботящийся о нашей нравственности, старающийся развить у нас грамотность и общее благосостояние в отношении развития сельского хозяйства и существующих кустарных промыслов, за всё своё время производил благие указания не жалел на это свои личные средства» [1, с. 12].
Так, судя по деятельности Н.М. Чукмалдина, становится ясно, что истинная благотворительность не ограничивается финансированием, а подразумевает постоянное участие, принятие на себя ключевой роли в каком — либо деле. О сути благотворительной деятельности журналист и главный редактор журнала «Дельфис» Н.А. Тоотс пишет: «Наверное, нет более высокого и созидательного слова, чем «благотворитель». Именно им уместно называть героев, подвижников, святых и всех тех, кто наделён способностью отдавать и помогать другим людям, осознавая священное благо служения. Эти люди имеют природный дар — чувство ответственности за свою семью, свой народ, своё государство и всю планету. В обыденном смысле они обязательно жертвуют чем-то своим, личным ради кого-то или ради общего блага» [4]. Идеи, имеющие направленность творить благое дело основываются прежде всего на энтузиазме и веры в светлые и возвышенные идеалы, как это и было, у Н.М. Чукмалдина. Думаю, благодаря этому односельчане стали называть его благодетелем.
И в своих благородных порывах Николай Мартемьянович был не одинок. Подобным примером может служить помощь беднякам, организованная Жанной Жюган и переросшая в организацию «Малых сестёр бедняков»[6]. Работая в госпитале Жанна приютила 20 больных и нуждающихся. Для обеспечения своей жизни и жизни подопечных Жанна даже собирала милостыню. И уже позже, когда к ней присоединились ещё несколько женщин, возник монашеский орден, существующий и по сей день. В настоящее время к этому ордену относятся 200 домов призрения на пяти континентах, где ухаживают за 13000 тысячами нуждающихся. Или монашеская конгрегация, основанная в 1948 году Агнес Бояджиу, более известной как мать Тереза. Конгрегация функционирует и в наши дни, имея отделения в 111 странах и 700 домов милосердия в 120. А ведь организатором известнейшей благотворительной организации, история которой насчитывает 65 лет, была монахиня, у которой каких-либо значительных сумм денег просто быть не могло [7]. Вот это и есть настоящее проявление благотворительности, продиктованное тем самым чувством «ответственности за свою семью, свой народ, своё государство и всю планету», о котором писала Н.А. Тоотс. Ведь что такое благотворительность? Это умение творить благо, совершать добрые дела. А разве благие дела ограничиваются денежными пожертвованиями или финансовыми возможностями , разве является их обязательным критериям материальная обеспеченность? Конечно, нет. Тем более, если рассматривать благотворительность в масштабном, общечеловеческом смысле. Здесь важны принципы, по которому построено общество, то, что лежит в основе. Путём изменения этих принципов возможно решить разного рода проблемы, связанные с урбанизацией. Это и было основополагающим в Эльберфельдской системе социальной защиты населения [8].
Во второй половине XIX века благодаря промышленному развитию в городе стала нарастать проблема резкого увеличения населения. За 30 лет оно выросло вдвое. Такой прирост населения повлёк за собой рост нищеты и преступности, распространение эпидемий, создавал большую социальную напряжённость. Для решения этих проблем в 1852 году предприниматели Даниэль фон дер Хайдт, Густав Шлипер и Давид Петерс предлагают новую систему социальной защиты населения. Её основными принципами были:
1. Децентрализация (город был разбит на 31 округ, в каждом из которых было несколько попечителей, которые отчитывались перед особой городской депутацией. На каждого из попечителей приходилось не более четырех бедных семей);
2. Индивидуализация помощи (попечитель в каждом случае должен был вникнуть в проблемы обратившегося за помощью и решить, какая именно помощь должна быть оказана);
3. «Помощь для самопомощи» (нуждающиеся делились на две категории: трудоспособные и нетрудоспособные. Вторые, если их некому было содержать, полностью переходили на попечение благотворителей, первым же пособия назначались на короткий срок — 14 дней, в течение которого помогали им в поиске работы);
4. Бескорыстие(попечители не имели никаких доходов от своей деятельности, это были волонтеры, происходившие чаще всего из среднего класса (мелкие чиновники, ремесленники и торговцы).
Эльберфельдская система общественного призрения показала себя весьма эффективной, ее перенимали и в других городах. Кроме того, система успешно просуществовала более 50 лет. И лишь с предпосылками Второй мировой войны была свёрнута.
Но всё-таки система была далеко не совершенной: предусматривала только те формы девиантного поведения, которые были наиболее неприемлемы для общества или приводили к преступности. Поэтому Эльберфельдская система лишь сглаживает социальное неравенство, но не способна изменить общество коренным образом, как и человека. Ведь для глобальных преобразований социума необходимо изменить прежде всего сознание.
Думаю, именно желание создать все условия для развития сознания, сохранение нравственных ценностей и было ключевым направлением деятельности Н.М. Чукмалдина. Иначе не стал бы он создавать в Тюмени библиотеку с уникальным собранием книг, открывать школу в родном Кулаково и в Тюмени, приобретать коллекцию археологических находок для публичной экспозиции. Но не менее важным для Николая Мартемьяновича было и поддержание нравственности. Об этом свидетельствует строительство Свято-Никольского храма. Кроме того, с этим стремлением объясняется и борьба с пьянством, о чём пишут в своём «Благодарном слове» односельчане Чукмалдина: «С целью поддержания нравственности среди жителей и к искоренению пьянства, подряд лет десять, платил в доход общества по 200—300 рублей, для того только, чтобы не открывались кабаки» [3, с. 12].
Весь опыт биографии, вся деятельность Н.М. Чукмалдина, те преобразования, которые он претворил в жизнь в Кулаково — ярчайшее доказательство возможности построить новый тип общества, предотвратить появление серьёзнейших проблем, от которых человечество в современности не может избавиться. Всё это было бы возможно, если бы люди решили, наконец, задуматься об окружающем мире, изменили бы своё отношение к друг другу и единой для всех большой родине — планете Земля. Тогда возможным стало бы консолидация общих сил на решение проблем, устранение разного рода конфликтом, решения политических проблем. Ведь если бы каждый человек обладал внутренней культурой, то не было бы даже почвы для возникновения актуальнейших проблем современности таких как межнациональная рознь, которая приводит к вооружённым конфликтам и далее к ядерной войне, социальное неравенство, отсталость слаборазвитых стран, экология и стихийные бедствия и всех остальных. Ведь тогда бы каждый человек осознавал удивительную многоцветность мира, самобытность каждой нации и возможность взаимообмена и создания мультикультурного общества, которое бы создало основу для успешного развития и процветания планеты.
Список литературы:
1.Горбачёва И.П., Дильман А.А.. Сердцу милый уголок. Кулаково в воспоминаниях жителей. Тюмень: Принтмастер, 2007.
2.Культурно-просветительский журнал «Дельфис» — № 2 (34) / 2003.
3.Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2012.
4.Тоотс Н.А. Благотворитель // Дельфис. — 2008. — № 1. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.delphis.ru/journal/article/blagotvoritel (дата обращения: 22.08.2013)
5.Чукмалдин. Тюмень: ИД «Титул», 2011.
6.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Жюган,_Жанна (дата обращения: 23.08.2013).
7.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мать_Тереза (дата обращения: 23.08.2013).
8.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://xreferat.ru/22/3851-1-prava-roditeleiy-v-processe-realizacii-obrazovatel-nogo-processa.html (дата обращения: 27.08.2013).
дипломов
Оставить комментарий