Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2015 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ КУКОЛ КАЗАХСКОГО И РУССКОГО НАРОДОВ»
Вялых Ксения
учащаяся 5 «а» класса, Республика Казахстан, г. Костанай
Акишева Балайым Жансеитовна
научный руководитель, ГУ «Гимназия имени А.М. Горького» Отдела образования акимата города Костаная, Республика Казахстан, г. Костанай
1. Введение
Игрушки появились одновременно с появлением человека. В Толковом словаре дается следующее пояснение: ку́кла – предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.
1.1. Цель: изучить историю возникновения кукол казахского и русского народов, сравнить и определить отличительные и общие признаки кукол этих двух народов.
1.2. Задачи.
- Выяснить, когда появилась первая кукла, из чего ее делали.
- Изучить особенности кукол казахского и русского народов.
- Провести сравнительный анализ кукол казахского и русского народов.
1.3. Актуальность: Изучая и сравнивая куклы двух народов изучается и сравнивается культура этих народов, появляется возможность найти общие и отличителные признаки кукол казахского и русского народов. Расширяется кругозор и проявляется эстетический вкус.
2. Практическая значимость
2.1. История появления первых кукол Кукла является одной из первых игрушек. Она известна с глубокой древности. Ее историю можно проследить начиная с египетских пирамид до наших дней. Где бы человек не жил, от Крайнего Севера и до самой южной точки земного полу-шария кукла – неизменный его спутник.
2.2. Куклы русского народа. На Руси куклы делались из золы: ее брали из очага и смешивали с водой, потом скатывали шарик, и к нему прикрепляли юбку. Такую куклу называли «Баба» – женское божество. Другую древнюю куклу «Кувадку» делали из волос, женщина остригала и собирала в мешочек свои волосы. Они отгоняли злую силу от младенца и тем самым оберегали ребёнка. Кукла «Московка» имеет шесть детей, они привязанны к поясу. Это – символ материнской заботы и любви. «Зернушку (Крупеничка)» дарили на Рождество, Коляду или праздник, связанный с урожаем. «Столбушка» всегда накручивалась на берестяную трубочку (берёза – одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев). Во время создания Кукла-мотанки в неё вплетались все сокровенные желания и мечты. Все куклы были безлики. Так как считалось что безликие куклы безвредны для детей, потому что в них не могла вселиться злая недобрая сила. Она считалась безвредной для ребёнка. Эти куклы должны были принести малышу счастье, здоровье, удачу и благополучие. И к тому же куклы считались оберегом и передавались в день свадьбы или женитьбы.
2.3. Куклы казахского народа. История казахского народа повествует о том что все развлечения казахских детей были связаны с трудом. В этом плане особое внимание уделялось девочкам – они были первыми помощницами матери. И родители и практически все родственники относились к ним с особенной заботой и нежностью, это оберегало их от каких-либо нарушений принятых норм девичьего поведения, помогало выработке положительных, жизненно необходимых качеств. Девочки создавали уют в доме, ухаживали за малышами, готовили пищу, помогали в домашнем хозяйстве. Они учились шить, вышивать, ткать ковры, обрабатывать продукты животноводства (изготовлять войлок и кошму из овечьей шерсти, плести веревки из конского волоса, шить обувь, одежду и т. д.). Девочки росли самостоятельными, хозяйственными, рано осваивали навыки ведения домашнего хозяйства. Это свидетельствует о том, что с раннего возраста их начинали готовить к будущей семейной жизни.
Казахские девочки делали куклы из соломинок чия (песчанный тростник), обматывали их кусочками ткани. Все куклы были одинаковы, и потом они были без лица. Для казахов лицо обозначало душу, которое странствуя по земле могло вселиться в подобную куклу. И чтобы этого не произошло девочкам запрещалось рисовать лица у кукол. Поэтому куклы были безлики, но зато одежда кукол точно повторяла реальный костюм казахского народа. Костюм мог быть ребенка, девушки, невесты, замужней женщины, мужчины Куклы женского пола имели косы из конского волоса. И потом костюмы были как повседневные так и праздничные, сшитые из соответственного материала. Отделка одежды кукол, праздничный головной убор куклы-невесты, богато украшался цветными стеклышками, маленькими кусочками коралла, пуговицами, металлическими бляшками, полосками меха, перьями филина; само платье оторачивалось вышивкой, тканью другого цвета, фрагментами позумента. Таким образом, шитье одежды для кукол становилось прекрасной практикой, полезной для девочек в будущей взрослой жизни. Играя в куклы казахские девочки воспроизводили сценки из обычной жизни своей семьи. Через игру с куклами они знакомились с основными правилами семейной жизни, нормами традиционного этикета.
2.5. Сравнительный анализ кукол двух народов. Отличительные признаки традиционных русских и казахских кукол
традиционная русская кукла |
традиционная казахская кукла |
Оберегает |
Готовит к будущей взрослой жизни. |
Отсутствовали сопроводительные игрушки - имитации |
Присутствовали сопроводительные игрушки – имитации: кровати с постельными принадлежностями, модели мебели, маленькие войлочные ковры (текеметы), простые войлоки , вышитые занавесы |
Множество тряпичных кукол: «Зернушка», «Пеленашка», «Кувадка», «Московка» и др. |
Куклы в костюме ребенка, девушки, невесты, замужней женщины, мужчины |
Волосы были из того же материала что и кукла |
Волосы были из конского волоса |
При украшении может использоваться тесьма |
Используется мех, цветные стеклышки, маленькие кусочки коралла, пуговицы, металлические бляшки, перья филина |
Передавались по женской линии в день свадьбы. |
Не передавались. Девушка выйдя замуж свои куклы могла по своему желанию забрать с собой. |
Общие черты традиционных русских и казахских кукол
традиционная русская кукла |
традиционная казахская кукла |
1.Куклы безликие: нет глаз, носа, рта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: традиционные русские и казахские куклы отличаются друг от друга своим смыслом, предназначением, технологией изготовления, но, несмотря на разную культуру традиционные куклы имеют и некоторые сходства.
Список литературы.
- Библиотечка от Jane [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.myjane.ru
- Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. – М.: АСТРЕЛЬ, 2009. – 26 стр.
- 3. Журнал «Школа жизни» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://shkolazhizni.ru
- Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обскихугров». М.: Издательство ИКАР, 2003 – с. 51
- Решетникова Р.Г. «Декоративно – прикладное искусство обско-угорских народов». Ханты – Мансийск: 1997 – с. 24–30 10. Рюмина И. «Куклы наших бабушек». М.: Издательство «Малыш», 1989 – с. 3–4.
- Сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.antiquedolls.ru и http://woman.zelen.ru
- 7. Толковый словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: ruLib http://ru
- Энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.myjane.ru
- Я познаю мир. Энциклопедия. – АСТ, Астрель, 2009 г. – 384 стр.
дипломов
Оставить комментарий