Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2015 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИССЛЕДОВАНИЕ  РОЛИ  СКОМОРОШЕСТВА  В  ВОЕННОЙ  КУЛЬТУРЕ  РУСИ

Омарова  Марият

Класс  8  «1»,  гимназия  №  56, 
РФ,  Республика  Дагестан,  г.  Махачкала

Чернова  Марина  Петровна

научный  руководитель,  Преподаватель  истории,  гимназия  №  56, 
РФ,  Республика  Дагестан,  г.  Махачкала

 

Военное  искусство  Древней  Руси  развивалось  независимо  от  военной  культуры  других  стран  и  народов.  Более  150  лет  назад  скоморохи  впервые  привлекли  внимание  ученых  разных  специальностей.  Беляев  И.  обращает  внимание  на  то,  что  деятельность  скоморохов  не  ограничивается  участием  в  обрядах,  они  предлагают  свои  услуги  повсюду,  и  везде  это  имело  профессиональный  характер.  До  сих  пор  ведутся  споры  об  их  происхождении.  Существует  более  20  попыток  объяснить  этимологию  слова  «скоморох».  Чешский  ученый  Шафарик  П.И.  считал  скоморохов  потомками  кочевого  воинственного  народа  скамаров.  Последняя  попытка  принадлежит  В.  Бриму  в  значении  шпион,  разведчик.  Сведения  о  скоморохах  распределены  неравномерно.  При  изучении,  мы  выделили  три  группы  документов:  1.  Летописное  «Поучение  о  казнях  божиих»  1068  г.  2.  Документы  Московского  восстания  1547  г.  3.  Антискомороший  указ  царя  Алексея  от  1648  г.  История  военного  искусства  Древней  Руси  оставила  мало  документов.  Их  следы  можно  найти  в  песнях,  танцах  и  былинах.  Пропп  В.  писал:  «Былины  отражают  не  единичные  события  в  истории.  Они  выражают  вековые  идеалы»  [2,  с.  26].  Липец  Р.  показала,  что  «былины  очень  точно  и  с  любовью  описывают  вооружение  не  просто  воина,  а  дружинника»  [1].  Былины  как  исторический  источник  учеными  не  рассматривался  и  не  оценивался.  Путилов  Б.  вынес  приговор,  что  «этот  вопрос  в  серьезном  научном  плане  можно  считать  закрытым»  [3].  Значительное  внимание  уделяли  воспитанию  подрастающего  поколения.  Обучение  начиналось  с  трех  лет  –  давали  понятие  о  чести  и  славе.  Основная  идея  воспитания  –  духовное  начало  –  сила  воли  и  духа.  Пройдя  курс  обучения,  человек  мог  долгое  время  находиться  без  воды  и  пищи,  совершать  длительные  марш-броски,  переносить  боль,  быстро  восстанавливался  после  ранения.  Тренировки  были  похожи  на  отрепетированный  театральный  спектакль  –  ни  одного  лишнего  слова,  улыбки,  движения  в  сторону.  Богатыри  обладали  искусством  кулачного  и  рукопашного  боя  и  приемами  обороны  без  оружия.  Они  обладали  ловкостью,  гибкостью  и  быстротой  реакции.  Они  могли  пробить  кулаком  кожаные  и  железные  доспехи.  Самый  простой  бой  «сам  на  сам»,  самый  сложный  –  «стенка  на  стенку».  В  кулачном  бою  было  важно  держать  строй,  слышать  команды,  перестраиваться.  Команды  подавались  музыкальными  инструментами.  Искусством  игры  на  гуслях  отличается  боярин  Ставр  Годинович.  «Еще  у  Вавилы  были  в  руках  вожжи  –  а  превратились  в  шелковы  струны.  Тут  видит  сын  вдовы  Вавило:  люди  тут  не  простые,  не  простые  это  люди  –  святые.  Согласился  он  с  ними  скоморошить»  [5].  В  рукопашном  бою  важно  владение  акробатикой.  В  бою  применялось  любое  танцевальное  движение.  Пляски  развивали  координацию  и  ловкость.  Хлопки  в  ладоши,  удары  ладонями  по  телу  делали  руку  крепкой,  развивали  дыхание.  Часто  перед  боем  пели  боевые  песни.  Музыка  сопровождала  славян  при  подписании  договоров,  на  пирах  и  в  бою.  На  гуслях  играли  перед  боем  и  после  него,  когда  справляли  тризну.  По  песням  дети  учили  историю.  Без  песни  было  немыслимо  воспитание  воина.

Мы  определили  основные  черты  воина  –  скомороха:

  1. Поэт,  отличался  разносторонним  образованием  и  интересами.  Он  может  описать  местность  родного  и  чужого  края.
  2. Он  дает  точную  характеристику  событиям  и  князьям.  Достоверно  описывает  детали,  вооружение.
  3. Знает  иностранные  языки,  играет  на  нескольких  музыкальных  инструментах.  Обладает  прекрасной  памятью.
  4. Своей  основной  задачей  считает  поддержание  боевого  духа,  величание  войска  и  князя.  В  годы  испытаний  вселяет  надежду,  сохраняет  любовь  к  Родине.
  5. Знает  основы  рукопашного  боя,  воинских  традиций  и  обрядов.  В  сражении  поддерживает  боевой  дух,  оказывает  медицинскую  помощь.  В  бой  идет  в  первых  рядах.

Мы  выделили  основные  этапы  скоморошества

  1. К  IX  веку  скоморошество  сложилось  как  социальное  явление.
  2. IX  век  –  смена  религии.
  3. X–XVI  века  –  борьба  церкви  со  скоморошеством.
  4. XVI–XVII  века  –  объединение  церкви  и  власти  в  борьбе  со  скоморошеством.
  5. XVII–XIX  века  –  уничтожение  скоморошества.

Изучая  литературу,  мы  выяснили,  что  одной  из  основных  функций  скоморохов  было  участие  в  спецотрядах.  На  Руси  разведка  выполняла  тактические  задачи  под  «крышей»  купца  или  монаха.  Организованной  разведкой  руководили  Олег,  Ольга  и  Владимир.  Древний  человек  с  помощью  красноречия  мог  договориться  с  Богами,  отвести  любую  беду,  в  том  числе  и  ратную.  А  все  запомнить  простому  человеку  было  невозможно.  Для  этого  существовали  профессионалы  –  ведуны,  волхвы.  Волхвы  –  это  высокий  статус  воина  и  мага  у  славян.  Летописи  говорят  о  том,  что  такие  воины  обладали  ясновидением.  Они  могли  узнать,  что  делает  враг  за  тысячи  верст.  Они  никогда  не  прикасались  к  оружию.  Воинов-жрецов  на  Руси  называли  витязями.  В  случае  войны  именно  витязи  возглавляли  ополчение,  сражаясь  в  первых  рядах.  Воин  жреческого  спецназа  обычно  сражался  в  одиночку,  независимо  от  князя.  Жрецы  взяли  на  себя  функцию  хранителей  знаний  о  прошлом,  формирования  поведения.  Рыбаков  Б.  писал:  «В  составе  знати  должны  были  быть  люди,  которые  разрабатывали  систему  обрядов,  тексты  молитв,  заговоров»  [4].  Для  анализа  скоморошества  нельзя  не  отметить  фрески  на  башне  Софийского  собора  в  Киеве  с  изображением  скомороховФрески  изображены  рядом  с  помещением,  где  проходили  переговоры  с  послами,  политические  мероприятия.  Мы  считаем,  что,  это  говорит  о  большой  роли  участия  скоморохов  в  политике  страны.  С  XI  по  XVII  века  церковь  ополчилась  на  скоморохов  как  выразителей  язычества.  Бахтин  М.  насчитал  140  дней  народных  праздников  с  участием  скоморохов.  В  эти  дни  церкви  стояли  пустые.  Презираемые  всеми  сословиями  скоморохи  стали  отжившей  историей.  Но  на  их  смену  пришло  воинствующее  монашество.  В  грозное  время  нашествий  вставало  на  защиту  Отечества.  Церковь  освящала  знамена,  благословляла  на  битву,  поминала  павших  воинов.  Воины  -  монахи  сохранили  знания  о  мистических  методах  боя:  соединение  ритма  дыхания  и  сердца,  умение  терпеть  боль  и  быстро  восстанавливаться.  Эти  качества  они  проявили  в  XVII  веке  при  защите  Троице  –  Сергиевого  монастыря.  На  основании  исследования  мы  сделали  следующий  вывод:

  1. Первыми  скоморохами  были  волхвы.  Скоморохи  –  это  не  только  «веселые  люди».  Это  образованные,  знающие  ритуалы  и  обряды  люди.  Выделились  из  среды  профессиональных  воинов.
  2. Из  среды  волхвов  выделились  богатыри,  которые  обладали  особыми  правами,  знаниями  и  умениями.  Они  выступали  также  в  качестве  советников,  послов,  разведчиков.  Занимались  воспитанием  молодых  воинов.
  3. Из  среды  волхвов  и  богатырей  выделяются  воины,  слагающие  боевые  песни,  былины,  знающие  боевые  виды  искусства  и  пляса,  владеющие  музыкальными  инструментами.
  4. Со  времени  гонения  церкви,  часть  скоморохов  погибает,  часть  уходит  на  север,  Дон,  Кубань.  Другие  становятся  монахами.
  5. Из  среды  дружинников  появляются  профессиональные  служители  культа  –  волхвы.  Из  среды  волхвов  выделяются  разведчики,  музыканты,  знатоки  боевого  пляса.  Со  временем  всех  их  стали  называть  скоморохами.

После  церковного  гонения,  перед  скоморохами  стал  вопрос:  быть  или  не  быть.  Повышение  и  изменение  квалификации  стало  одним  из  путей  выживания.  Это  был  сложный  процесс.  И  скоморохи  его  прошли.  Они  были  с  народом  в  беде  и  в  радости.  В  сложных  условиях  существования  смогли  проявить  свою  индивидуальность,  оставив  глубокий  след  в  русской  истории,  в  военной  культуре  и  искусстве.  Сумели  сохранить  свою  самобытность  до  XIX  века.  Их  вклад  выходит  за  рамки  какого-либо  одного  из  видов  искусства.  Они  вошли  в  историю  культуры  России  как  яркие  новаторы.  Оно  не  исчезло,  и  в  наши  дни  получило  новое  обличие  в  лице  актеров-сатириков,  пародистов,  музыкантов.  Воины  прошлого  донесли  до  нас  понятие  воинской  чести  и  славы,  право  и  обязанность  всех  мужчин  защищать  свою  Родину.  Как  тысячу  лет  назад,  мы  поем  военные  песни,  за  столом  поминаем  героев.  Было  бы  страшной  ошибкой,  не  изучать  наследства  нашей  истории.  Это  особенно  важно  в  наши  неспокойные  дни.

 

Список  литературы:

  1. Липец  Р.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  www.universalinternetlibrary.ru/book/22618/ogl.shtml 
  2. Пропп  В.  Русский  героический  эпос.  2-е  изд.,  М.,  1958,  с  26 
  3. Путилов  Б.  Времена  русский  богатырей  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  www.e-reading.club/.../Prozorov_-_Vremena_russkih_bogatyreii._Po_st... 
  4. Рыбаков  Б.  Язычество  Древней  Руси  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  https://www.litmir.co/br/?b=92858&p=216 
  5. Сборник  русских  былин  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://lukoshko.net/story/volga-vseslavevich.htm  
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.