Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(93)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Материаловедение

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Устинова П.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 7(93). URL: https://sibac.info/journal/student/93/171159 (дата обращения: 06.09.2024).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Устинова Полина Владимировна

студент бакалавриата, кафедра лесопромышленных производств и обработки материалов, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова.

РФ, г. Архангельск

Лесные регионы богаты древесиной, а использование древесных материалов очень ценится, в связи с широким ее применением в жизнедеятельности человека. Благодаря ее физико-механическим характеристикам и прочностными качествами имеется возможность выполнять сложные конструкции. Древесина является одним из самых распространенных материалов. Таким образом, она является сырьем для некоторых видов промышленности, например, химической, парфюмерной и др. Но широкое ее применение отразилось в мебельном производстве и в строительном деле: срубы и фундаменты домов и бань. В декоративно-прикладном искусстве древесина как поделочный материал очень ценится мастерами: в старину они украшали окна своих домов деревянными наличниками, крышу дома величественно дополняли охлупнем-конем, украшали лестницы балясинами.

Народные умельцы обычно использовали ствол дерева, но со временем приноровились использовать и всю биомассу сырья: береста, корешки и ветки используются в плетении. Чаще всего привлекает внимание художников и декораторов наросты на стволе дерева – капы. Капы представляют собой защитную реакцию дерева на естественные или антропогенные влияния, возникающие в процессе резкого изменения в развитии. Их главной особенностью является деформированное переплетение волокон и за счет этого увеличивается прочность древесины. Преимущественно капы располагаются на стволе дерева, но встречаются и на ветках лиственных пород. Они имеют небольшие размеры и чаще всего округлой формы. Непростой задачей представляется срезать нарост, не повредив структуру ствола. Поэтому капы чаще всего срезают на лесосеках, где деревья уже спилены.

Кап является одним из поделочных материалов, служит для изготовления декоративных и художественных изделий. Изделия из капа всегда ручной работы, в связи со сложностью его обработки на оборудовании, например это могут быть подсвечники, небольшие шкатулки, предметы кухонной утвари или структурные элементы общего изделия.

Большое значение в изделии имеет сохранение природной формы древесины и подчеркивание ее текстуры. Южные породы деревьев будут отличаться по текстуре и фактуре от северных пород. На южных породах нередко можно встретить срастание стволов, что на одном поперечном спиле получается два и более центра, сердцевины, в соответствии с рисунком 1. Такой спил может стать самостоятельной частью, например столешницей журнального столика. Такой стол имеет место быть в кантри-стиле.

 

Рисунок 1. Поперечный спил южного дерева

 

С развитием технологий и оборудования, современной и уникальной является обработка древесины брашированием.

Это метод постепенного удаления мягких слоев древесины, с целью получения рельефа на ее поверхности. Наиболее эффективно выглядит техника браширования на тангенциальном спиле, когда древесные волокна имеют четко выраженную вытянутую форму. Чаще всего этот метод используется в производстве напольных покрытий для получения брашированного паркета [1]. Более наглядно эта техника выглядит на мебели из массива.

Лучше всего поддаются брашированию породы древесины с проявлёнными твёрдыми и мягкими годичными кольцами (например: дуб, ясень, орех, лиственница, мербау, кемпас, венге, дуссия и другие). Браширование не применяется для бука, клёна, груши, ольхи, вишни, тика. После браширования древесину можно покрыть лаком, маслом или воском по стандартной технологии [1].

Мягкие волокна из структуры древесины можно удалять несколькими способами: воздушно-абразивной обработкой и с помощью механических насадок на вращающийся инструмент. В качестве абразива может выступать песок, но мелко гранулированный.  Под большим давлением воздуха, создается поток абразива, бесконечно циркулирующегося в установке. Этот метод позволяет сократить рабочее время мастера и снизить его энергозатраты.

Механические насадки представляют собой стальные щетки щетки с толстой щетиной и завершающие процесс, сглаживающие, синтетические щетки. Держать инструмент требуется строго перпендикулярно к обрабатываемой поверхности, в соответствии с рисунком 2.

 

Рисунок 2. Положение инструмента к обрабатываемой поверхности

 

Был проведен опыт, каким же методом достигается наибольший рельефа. Для этого два образца были подвергнуты разными методами обработки. Исследования показали, что достаточная глубина выбирания волокон достигается именно металлическими вращающимися насадками. Поверхность получается шероховатая, более рельефная на ощупь. Образец, обработанный на воздушно-абразивной установке, отличался сглаженностью поверхностью, без резких изменений в рельефе.

Так же в ходе этого исследования было определено, что браширование эффектнее выглядит на обожженной поверхности, в соответствии с рисунком 3. Обожженные твердые волокна оттеняются выбираемыми светлыми. Для создания такого эффекта, необходимо до выборки слоев, строго перпендикулярно направлять поток горячего воздуха. При этом визуально наблюдается постепенное затемнение древесины, с сохранением текстуры. Другими способами затемнения древесины, является ее обжиг газовой горелкой или кратковременным открытым пламенем.

 

Рисунок 3. Панно в технике браширования

 

Нередко встречается сочетание древесины с другими породами дерева в одном изделии – маркетри (мозаика). Такая техника выполняется только для элементов мебели, выполненных из массива ценных пород дерева, что связано с трудоемкостью и сложностью выполнения этой техники.

Для этого удаляют тонкий слой с декорируемой поверхности по контуру в том месте, где будет находиться вставка. С лицевой стороны вставку полируют и сглаживают, а с внутренней – оставляют с небольшими шероховатостями для лучшего склеивания. Хорошо сочетаются массив дерева и шпон, некоторые виды древесины (например, береза и персидский орех).

Для обогащения палитры, чаще всего дерево или вставляемые элементы подвергают сквозной или частичной окраске. При большом количестве вставляемых материалов, их подбирают по цвету и текстуре. Важно соблюдать толщину выбираемой поверхности и толщину вставки, что обеспечит ровность итоговой поверхности.

 

Список литературы:

  1. Википедия, свободная энциклопедия. Статья «Браширование» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 20.02.2020)
  2. Древесный бизнес – Все о дереве, изделия из дерева – Инкрустация. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://drev.biz/stati/20-inkrustatsiya.html (дата обращения 19.02.2020)
  3. Википедия, свободная энциклопедия. Статья «Инкрустация» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения 20.02.2020)
  4. Столярная мастерская. Статья «Что такое кап. Каповая древесина». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://joiner.makuha.ru/derevo/kap.php (дата обращения 20.02.2020)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.