Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Солибаев А.М., Малышева А.В. СНОВИДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОПОЗНАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 40(84). URL: https://sibac.info/journal/student/84/161056 (дата обращения: 27.12.2024).

СНОВИДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОПОЗНАНИЯ

Солибаев Абдулазиз Музаффарович

студент группы ГОс-171.2, Филиал КузГТУ Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева Филиал КузГТУ

РФ, г. Прокопьевск

Малышева Анастасия Владимировна

канд. ист. наук, доц. кафедры социально-гуманитарных дисциплин Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева Филиал КузГТУ

РФ, г. Прокопьевск

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов проблемы сновидений. Описываются психологические и другие научные теории сновидений. Акцент делается на проблему понимания и герменевтику снов, которые могут быть использованы в качестве инструмента самопознания.

ABSTRACT

The article is devoted to the consideration of some aspects of the problem of dreams. Psychological and other scientific theories of dreams are described. The emphasis is on the problem of understanding and hermeneutics of dreams, which can be used as a tool of self-knowledge.

 

Ключевые слова: сновидение, образ, сознание, интерпретация, познание.

Keywords: dream, image, consciousness, interpretation, cognition.

 

Многим известен тот факт, что человек во сне проводит примерно треть своей жизни. Может показаться, что огромное количество времени уходит впустую, но без сна невозможна нормальная жизнедеятельность человека, ведь этот процесс заложен в нас природой. Не даром психотерапевты прописывают своим пациентам снотворные при лечении стрессов, некоторых видов неврозов и целого ряда других заболеваний. Более того, лишение сна – это вид пыток, который применяли в советское время при работе с подозреваемыми в шпионаже и антиправительственной деятельности (Очевидно, что сон – это необходимый процесс морального и физического восстановления человека. Какую же роль в нашей жизни играют сновидения?

С научной точки зрения сновидение – это субъективное восприятие образов, возникающих в сознании человека в процессе сна. Так, например, для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, знаменитый психотерапевт Зигмунд Фрейд предложил метод свободных ассоциаций. По мнению ученого, общая картина сна была не важна,  важны детали. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, воплотившихся сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иначе говоря, он пришёл к выводу, что в сознании человека сновидения воплощают потаенные желания, в основном сексуального характера, подавляемые цензурой рассудка. При этом он уточнял, что мы сами можем не знать об этих желаниях или скрывать их от самих себя, считая неприличными, неправильными или общественно опасными. Фрейд также отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям»

Карл Густав Юнг — ученик Фрейда — не разделял мнения своего учителя. Он предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг был согласен с концепцией Фрейда, будто сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы, но считал такой взгляд упрощенным и наивным. Сновидение, по Юнгу, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях. Также Юнг большое внимание уделял «коллективным сновидениям.

Одной из последних научных теорий природы сна является теория о беспорядочной электрической активности в головном мозге. Как известно, существует медленная и быстрая фаза сна. Самые яркие и красочные сновидения человек видит именно фазе быстрого сна. В этот момент наши глазные яблоки быстро хаотично двигаются, а тело может непроизвольно совершать какие-либо движения. Установлено, что примерно каждые полтора часа наступает фаза быстрого сна, во время которой стволовая часть мозга начинает рассылать электрические импульсы в хаотичном порядке. А передний мозг, который отвечает за аналитику, пытается анализировать все эти импульсы, в итоге возникает фантастическая картинка в виде сновидения.

Обобщая научные теории, можно сказать, что сновидение – это продукт сознания, который формируется в пределах опыта, который человек получает в процессе повседневной жизни. Поскольку сновидение можно рассматривать как часть сознательной жизни человека, к нему применимы прагматические интерпретации и толкования. В этой связи все сновидения можно разделить на три типа:

  • Бытовые, где человек участвует в разрешении разных жизненных ситуаций.
  • Знаковые, где совершаются некоторые действия, не характерные для реальной жизни, наблюдаются некоторые символы в виде цифр, запоминающихся предметов.
  • Вещие, которые могут показать человеку, что может случиться или произойти в той или иной ситуации, и дать подсказку, чтобы избежать нежелательных событий. Люди, видящие вещие сны встречаются довольно редко и могут называться в какой-то степени одаренными, поскольку их мозг намного более способен принимать информацию из невидимых источников, чем у других [5; 6].

Существует мнение, что некоторые люди вообще не видят снов или же видят крайне редко, однако это не так. Абсолютно все люди видят сны, просто подсознание некоторых очень быстро прячет информацию о сновидении, и утром человек ничего не помнит. Замечено также, что наиболее яркие и красочные сны с полной палитрой чувств и ощущений снятся людям с развитым воображением и также детям. А людям, мышление которых построено на «математике», обычно не впечатлительны и к снам относятся без особого интереса

Психотерапевты считают, что запоминать сны – полезно. Психотерапевт М. Филоненко советует завести дневник, для того, чтобы записывать содержание своих снов. Спустя некоторое время ведения такого дневника, можно увидеть определенную структуру сновидений и за счет этого научиться понимать сигналы своего мозга.. На наш взгляд, подобные упражнения очень полезны не только с психологической точки зрения, но и в качестве своеобразной программы саморазвития. Ведь сон не является пассивным состоянием, так как сновидения – это отражение повседневной действительности человека на его сознание

Отдельного внимания заслуживают кошмары. Страшные сны снятся абсолютно всем, только с разной периодичностью и интенсивностью. Это зависит от разных факторов, но в основном это связано с эмоциональным фоном личности. На основании статистики можно прийти к выводу, что хронические кошмары беспокоят особо чувствительных и впечатлительных людей, с особой психикой и складом характера. Как правило, такие индивиды очень подвержены внешним воздействиям, часто закрыты и погружены в себя. Но встречаются личности с хорошо развитой фантазией, которые не могут быстро перебарывать сильные стрессы и отрицательные эмоции.

Обобщая основные представления о природе сновидений следует сказать, что сон воссоздает в явной или скрытой форме события, которые происходят в ежедневной действительности и является отражением внутреннего состояния человека. Поэтому запоминание собственных снов, которое представляет собой индивидуальную способность, может стать для человека реальным инструментом самоанализа и в какой-то степени саморазвития.

 

Список литературы:

  1. Еникеев А.А., Баранов Д.О. Экономическое измерение медиареальности: пространство текста и образа // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2016, № 3-4. – С. 95–97.
  2. Еникеев А.А., Дерин И.И. Поэтика языка сновидений: проблема интерпретации // Молодой ученый: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 326–331.
  3. Еникеев А.А., Калита К.А. Герменевтика текста в философии и теории культуры: методология междисциплинарного подхода // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2016, № 6 (45). – С. 57–61. 
  4. Еникеев А.А., Левченко И.С. Поэтика одиночества в философском дискурсе современности // Молодой ученый: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам Х Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 311–316.

Оставить комментарий