Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(80)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Орлова Е.С. ЗАВЕЩАНИЕ, КАК ОСНОВАНИЕ ПРИЗВАНИЯ К НАСЛЕДОВАНИЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 36(80). URL: https://sibac.info/journal/student/80/157174 (дата обращения: 22.09.2024).

ЗАВЕЩАНИЕ, КАК ОСНОВАНИЕ ПРИЗВАНИЯ К НАСЛЕДОВАНИЮ

Орлова Екатерина Сергеевна

магистрант, Института магистратуры и аспирантуры, Саратовской государственной юридической академии

РФ, г. Саратов

АННОТАЦИЯ

В ходе написания данной статьи были затронуты актуальные вопросы содержания и толкования завещания, а также проблем ведения единого реестра завещаний.

 

Ключевые слова: наследство, завещание, сделка, содержание и толкование завещания.

 

Завещание возможно охарактеризовать через следующее определение — это документ, который выражает волю гражданина относительно распоряжения имуществом либо иными принадлежащими гражданину материальными или нематериальными благами на случай смерти. [2]

Нотариально удостоверенное завещание, которое характеризуется тем, что участниками процедуры его составления являются специально уполномоченные государством органы и должностные лица, к которым, как правило, относится нотариус. К достоинству данного публичного завещания следует отнести то, что оно с большей степенью вероятности исключает сомнения в отношении подлинности содержащейся в нем воли завещателя. Сохранность завещания гарантируется официальным депонированием завещания у нотариуса или в суде. К разновидности публичных завещаний относятся секретные завещания, в еще большей степени позволяющие сохранить тайну завещания и избежать разглашения его содержания должностными лицами и при этом сохраняющие гарантии подлинности и сохранности, характеризующие публичные завещания.

К основным признакам завещания относятся следующие:

  1. сделка совершается волеизъявлением одного лица, следовательно, является односторонней;
  2. сделка является срочной, ибо наступление смерти, на случай которой завещание совершено, неизбежно;
  3. завещание через представителя не допускается, поэтому может быть совершено завещателем только лично. Завещатель может прибегнуть к помощи нотариуса при совершении завещания, если является неграмотным и незрячим. Нотариус записывает завещание со слов завещателя и рукоприкладчика, который в присутствии нотариуса подписывает завещание. Формирование и выражение воли завещателя должны происходить свободно, без какого-либо давления извне;
  4. завещание может быть совершено только тем лицом, который в момент его совершения обладает полной дееспособностью.

Чрезвычайно важное значение имеет уже сама по себе процедура подписания завещания.

Наиболее распространенным содержанием завещания является назначение наследников и распределение имущества. Неоспоримость составленного завещания напрямую зависит от четкости указания в нем наследника и передаваемой по наследству наследственной массы.

Анализируя содержание завещания, затрагивающего распределение имущества между наследниками, следует уделить особое внимание вопросам о наследовании недвижимого имущества. По нашему мнению, что судам при определении судьбы недвижимого имущества, права на которое не было надлежащим образом оформлено при жизни наследодателя, в каждом конкретном случае необходимо исходить не только из буквального толкования п. 1 ст. 165 ГК РФ, предусматривающего недействительность сделки при отсутствии ее государственной регистрации, но и учитывать фактические обстоятельства приобретения права собственности и сложившиеся на момент смерти одной из сторон отношения по поводу объекта недвижимости. 

В статье 1132 ГК РФ расширен перечень субъектов, наделенных правом толкования: нотариус, исполнитель завещания или суд. И, разумеется, отсутствует второй способ толкования, так как завещание вступает в силу со дня смерти наследодателя, и выяснить действительную волю завещателя не представляется возможным. По нашему мнению, именно при толковании должна быть выявлена наиболее полно предполагаемая воля завещателя.

Первая часть ГК РФ вступила в юридическое действие раньше, чем третья часть ГК РФ. Поэтому проблема толкования договора получила в научной литературе более полное освещение, нежели проблема толкования завещания.

Изучив труды ученых, исследовавших проблему толкования договора, в частности М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, И.А. Данилова, М.В. Жижиной, Ю.Н. Зипунниковой, А.В. Костиковой, Е.Ю. Рыковой, О.И. Самостреловой, В.Ю. Туранина, В.Н. Урукова, М.Ю. Щетинкиной и др, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, потребность в толковании завещания возникает в связи с неполнотой или недостаточной ясностью отдельных его условий, оспариванием его наличия, а также смысла используемых в нем понятий или его правовой природы. Суд может прибегнуть к такому толкованию тогда, когда между сторонами возникает спор относительно сущности завещания и отдельных его элементов.

Во-вторых, следует заметить, что юридические термины трактуются по-разному даже правоведами. А если в договоре используются слова или выражения иностранного происхождения, вряд ли найдется единообразная их трактовка не только среди юристов, но и среди специалистов-филологов.

Завещание может быть признано судом недействительным, если не соблюдена нотариальная форма завещания либо нарушен порядок нотариального удостоверения завещания.

Возникающие в суде сомнения в подлинности завещания вполне можно урегулировать в мирном порядке, если законодатель закрепит в п. 4 ст. 1125 ГК положение «не о желании завещателя о присутствии свидетеля», а об обязанности присутствия свидетеля при удостоверении завещания.

Современный мир достаточно информационно обеспечен и дает возможности нотариусу использовать технические средства при удостоверении нотариальных действий.

Следовательно, в данном контексте необходимо отметить создание Единой информационной системы нотариата, которая включат в себя такие реестры, как реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей, реестр открытых наследственных дел, реестр удостоверенных брачных договоров, реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

Такое наименование реестра, как «реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний», не соответствует положениям ст. 1130 ГК РФ, которая предусматривает, что завещание отменяется распоряжением завещателя об отмене завещания, а не уведомлением.

Данный реестр строится на принципах полноты и достоверности информации, содержащейся в реестре. Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2012 с 10 января 2014 г. [1]  ст. 37 Основ, предусматривающая полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, будет дополнена частью третьей, устанавливающей обязанность соответствующих должностных лиц предоставлять сведения об удостоверении завещания, доверенности, а также об отмене завещания, доверенности или о внесении в них изменений любому нотариусу, осуществляющему деятельность в нотариальном округе соответствующего поселения или соответствующей территории, для внесения таких сведений о завещании, доверенности в единую информационную систему нотариата. Должностные лица консульских учреждений при совершении нотариального действия должны направлять соответствующую информацию через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в Федеральную нотариальную палату для внесения таких сведений в единую информационную систему нотариата.

Состав сведений, подлежащих включению в единую информационную систему нотариата в соответствии с частью четвертой названной статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата. Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата.

Закон устанавливает и обязанность лиц, имеющих доступ к данной системе, сохранять соответствующие сведения в тайне. Так, в соответствии со ст. 34.1 Основ нотариусы и лица, осуществляющие обработку данных единой информационной системы нотариата, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных Основами. Данное положение Закона подлежит расширительному толкованию, поскольку обязанность сохранения нотариальной тайны должна возлагаться не только на нотариуса, но и на работников нотариальной конторы, к которым относятся помощник нотариуса, лицо, временно исполняющее обязанности нотариуса, секретарь нотариуса.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 02.10.2012 № 166-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5531.
  2. Вавилин Е.В., Гурьева Е.В. Новый порядок наследования и дарениям. М.: Юркнига, 2006. С. 41.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.