Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(75)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Жеман А.А. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 31(75). URL: https://sibac.info/journal/student/75/153586 (дата обращения: 18.04.2024).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

Жеман Александр Александрович

студент III курс заочного отделения магистерской программы «Юрист в органах публичной власти» Приднестровского Государственного Университета им. Т.Г. Шевченко,

Приднестровская Молдавская Республика г. Тирасполь

АННОТАЦИЯ

Настоящая статья рассматривает понятие и признаки международных судов, особенности их функционирования, а также соотношение международных судов с международным правом.

ABSTRACT

This article considers the concept and characteristics of international courts, the specifics of their functioning, as well as the relationship of international courts with international law.

 

Ключевые слова: Международные суды, международное право, международное правосудие, международные отношения, международные споры, международные судебные учреждения.

Keywords: international courts, international law, international justice, international relations, international disputes, international judicial institutions.

 

Международные суды являются краеугольным элементов современного международного правопорядка, и возможно, самым важным его составляющим. Они дают удивительный и уникальный пример правосудия, осуществляемого человеком по отношению к государствам, и в этом их фундаментальное отличие от национальных судов, которые олицетворяют государство, разрешающее споры между людьми. Будучи продуктом воли одного или нескольких государств, международные суды, как и международное право в целом, не зависят от воли одного государства. Таким образом, они и продолжают и преодолевают важнейшую политическую идею современности – идею суверенитета.

Западными учеными-юристами высказывается позиция о том, что международное правосудие, то есть создание и использование международных судов для решения различных международных проблем, является не только воплощением либерального понимания международного правопорядка, но совершенно необходимым сопутствующим компонентом международных отношений.[1].

С другой стороны, в науке международного права высказывается более осторожная оценка роли международного правосудия в международном праве и международных отношениях.

К примеру, согласно мнению известного японского юриста-международника Я. Онума, нет нужды выносить на международный суд некоторые сферы современных международных отношений, на которые в прошлом не распространялся международный судебный контроль(права человека, международное уголовное право, международное экономическое право), поскольку, по его мнению, нет достаточных оснований рассматривать их как отдельный элемент международных отношений.[1]

Тем не менее, не зависимо от той или иной оценки международного правосудия в международно-правовой науке, невозможно отрицать тенденции развития данного правового института и становления его в качестве неотъемлемой части международных отношений.

Таким образом, международные суды выступают важным элементом современной системы международных отношений, что, несомненно, вызывает научный и исследовательский интерес.

Одной из серьезных тем является осмысление понятия международных судебных органов.

Для решения данного вопроса представляется целесообразным остановиться на анализе понятия «международный суд».

В российской международно-правовой литературе при анализе конкретных международных судебных учреждений обычно используется либо официальное наименование соответствующего суда (например у таких авторов как Каламкарян Р.А., Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В.) либо его перевод на русский с английского либо иного официального языка (например у Энтин М.Л.).

В доктрине не выработано какого-либо единого обобщающего (родового) названия международных судов. Предлагаются различные варианты: «международные судебные учреждения», «органы международного правосудия», «международные суды и трибуналы» и др.

В юридической литературе предпринято множество попыток дать определение международного суда, опираясь на ряд существенных признаков.

Так, Толстых В.Л. пишет, что международный суд представляет собой орган, созданный и разрешающий споры на основе международного права. При этом подчеркивает, что создание международного суда предполагает установление комплекса международных обязательств: во-первых, государства и международная организация, при которой создается суд, обязуются обеспечить условия, необходимые для его функционирования; во-вторых, государства обязуются относиться к суду как к независимому органу, выносящему обязательные решения; в-третьих, суд обязуется взаимодействовать в определенных формах с государствами и международной организацией, при которой он создан [3].

Профессор международного публичного права и европейского права в Университете Гумбольдта в Берлине, а также бывший член Комитета ООН по правам человека и Комиссии международного права ООН К. Томушат выделяет следующие признаки международного суда: он должен быть постоянным, состоять из независимых судей, быть уполномоченным разрешать международные споры на основе международного права, руководствоваться заранее определенными процессуальными нормами, выносить обязывающие для сторон решения.

И.С. Марусин выделяет следующие признаки международных судебных учреждений. Во-первых, международное судебное учреждение имеет право выносить обязательные решения для участников спора, в том числе и государств. Во-вторых, международные судебные учреждения создаются и действуют либо в соответствии с международным договором, либо по решению соответствующей международной организации и тем самым не подпадают под юрисдикцию какого-либо государства, в том числе и того, на территории которого они действуют. В-третьих, международные судебные учреждения формулируют и выражают собственную позицию, а не согласованную позицию учредителей. В-четвертых, основой деятельности международных судебных учреждений и вынесения ими решений является международное право, как материальное, так и процессуальное. [2].

Из представленных мнений видно, что, равно как и для судов внутригосударственной системы правосудия, важнейшим и обязательным признаком международного суда является обязательность его решений для участвующих сторон.

Вместе с тем, данный признак международного суда имеет свою отличительную особенность. Эта особенность связана с отсутствием в международном правопорядке наднациональной власти и принципом суверенного равенства. Поэтому международные суды осуществляют юрисдикцию только при согласии обеих сторон спора.

Договорный характер юрисдикции международных судов определяет юридическую силу их решений. С одной стороны, поскольку договор о передаче спора в суд является обязательным для сторон, обязательным для них будет и судебное решение. С другой стороны, поскольку изменение договора возможно по соглашению сторон, стороны могут отступить от судебного решения по взаимной договоренности. Однако, при этом они не вправе заранее ставить исполнение решения в зависимость от своего одобрения аргументов и выводов суда.

Таким образом, почти любой международный суд имеет скорее черты третейского суда, чем государственного. Исключение составляют международные трибуналы, созданные с целью уголовного преследования индивидов за наиболее серьезные преступления по международному праву.

Следует отметить еще один отличительный признак международного судебного учреждения, на который указывают вышеперечисленные правоведы – это разрешение международных споров на основе международного права.

Международный суд и международное право являются элементами одного правопорядка, поэтому международный суд применяет международное право непосредственно. На его понимание международного права не влияют другие суды и подходы, принятые в других правовых системах. Аргентинский автор В. Голдшмидт писал следующее: «Применяя национальное право, судья выступает в качестве архитектора, и, наоборот, работая с правом иностранным, судья выступает в качестве его фотографа; судья применяет свое собственное право и имитирует право иностранное». [4].

Таким образом, международный судья выступает по отношению к международному праву в качестве архитектора, он может использовать весь арсенал средств его толкования и развития, и при этом применяя нормы национального права.

Учитывая принципы, на которых строится работа международных судебных учреждений, правовую основу их деятельности, особенности функционирования, можно сделать вывод, что международные суды представляют собой правовой феномен, сочетая в себе как признаки национальных судов, так и наднациональных организаций. При этом, очевидно, что с развитием международных отношений возникают новые международные проблемы, требующие создания абсолютно новых механизмов защиты прав и интересов, как в целом отдельных государств и организаций, так и отдельных физических лиц. Именно на решение таких проблем направлена деятельность международных судов.

 

Список литературы:

  1. Капустин А.Я. Международные суды: тенденции развития и влияние на национальные правовые системы. // Государство и право № 7. 2018.
  2. Марусин И.С. Физические лица в международных судах: новые тенденции развития международных судебных учреждений. СПб: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета С.-Петербургского государственного университета, 2006.
  3. Толстых В.Л. Международные суды и их практика. М.: Международные отношения. 2015.
  4. Толстых В.Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. СПб., 2004.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.