Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(71)
Рубрика журнала: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ЧАСТУШЕЧНЫЙ МИР ЮЖНОГО УРАЛА
Данная статья посвящена особому жанру народной вокально-инструментальной традиции – частушке. Она представляет общероссийское явление и заслуживает пристального внимания не только любителей (к счастью, любителей у рассматриваемого жанра немало), но и профессионалов, так как в связи с большим объёмом частушечного материала необходима его систематизация, так же важны программы по сохранению и распространению частушечной традиции. Это исконно русское явление, которому нет аналогов за рубежом. Отец частушки – народ. Родившись в глубинах крестьянского народа, как житейская необходимость, как своеобразный отклик русского народа на политические изменения в середине 19-го века, спровоцировавшие ломку многих народных устоев, частушка и по сей день остаётся излюбленным народным жанром. Поскольку она отражает народную ментальность и определённые социокультурные поведенческие нормы.
В чём особенность частушки? По сути, каждая частушка представляет собой маленькую сценку, в юмористической, сатирической манере (в этой связи можно трактовать частушку как особый поэтический вид анекдота), выявляющая определённые взаимоотношения между людьми. Существуют песни, во многом похожие на частушки, но «частушка, в отличие от песни, не обобщает, а выделяет жизненные ситуации, чувства героев, предметы и явления» [2, с. 133]. «Отличие песен частушечного типа от частушек, их главные жанровые черты, вероятно, стали осознаваться не сразу. […] Если в частушечных песнях последовательно от куплета к куплету стала развиваться одна и та же тема, начал выделяться один сквозной сюжет, то в собственно в частушках всё более определялись завершённость поэтической мысли в рамках четверостишия, независимость четверостиший друг от друга» [1, с. 197].
На Южном Урале бытует особый вид частушек – корильные частушки. Но их зафиксировано не так много. Они являются частью свадебного обряда и исполняются на второй свадебный день.
Меня сватали – корили,
И просватали – корят.
А хорошие ребята
На коренье не глядят.
Теперь новые права:
Не стали венчаться.
В сельсовете два стола –
Только расписаться.
Обратим внимание на нижеприведённую частушку, относящуюся также к корильным. В ней присутствуют фразеологизмы, характерные для многих регионов России, кочующие из одних частушек в другие:
Полюбила гармониста –
Заругала меня мать.
Не ругай меня, мамаша –
Развесёлый будет зять.
Корильные частушки представляют собой цикл из четверостиший. «Циклы – это довольно случайный набор частушек, объединённых тематически» [1, с. 198]. Две частушки, объединённые одной темой – это уже цикл, но, поскольку циклы частушек не замкнуты, то их количество в циклах может быть неограниченно. Внутри цикла частушки могут связываться припевами, как правило, припевы короче частушек.
Мы весёлые подружки
Всюду часть нам и хвала.
Пропоём мы вам частушки
Про совхозные дела.
Припев:
Карманчики, да карманочики.
Да карман вышитый, да уголочики (2 р.)
Штат на ферме сократили –
Надо же беречь рубли.
Двух доярок сократили
Трёх учётчиков ввели.
Припев:
Карманчики, да карманочики.
Да карман вышитый, да уголочики (2 р.)
Из ремонта трактор взяли
И полдня «ура» кричали.
Ну, а он задел за пень
И стоит четвёртый день.
Припев:
Карманчики, да карманочики.
Да карман вышитый, да уголочики (2 р.)
Мы весёлые подружки
Всюду часть нам и хвала.
Мы пропели вам частушки
Про совхозные дела.
Припев:
Карманчики, да карманочики.
Да карман вышитый, да уголочики (2 р.)
В статье частушечный цикл приводится в сокращении. Обратим внимание как структуру частушечного цикла. Во-первых, он имеет куплетно-припевную форму, причём, куплеты исполняет солист, припевы – хор (в данном случае понятие «хор» весьма условное, так как под ним понимаются все желающие, принимающие участие в исполнении частушек). Во-вторых, цикл обрамляется «вступлением» и «завершением», образуя арку.
Тематика южноуральских частушек разнообразна, затрагивает политические, социальные, духовные, нравственные темы, но подавляющее количество частушек адресовано семейным и любовным отношениям. Например, как представлена тема отношения молодых людей до вступления в брак:
У кого какой милёнок,
У меня мастеровой.
Он за ночку сделал дочку
И с кудрявой головой.
***
Меня милый провожал
Рано на рассвете.
То ли будет ли чего,
Толи будут дети.
На Южном Урале частушки могут исполняться без сопровождения, то есть a`cappella, если с сопровождением, то здесь мог подключаться гармонист, баянист, балалаечник, или же ложечник, если отсутствуют обозначенные инструменты. Или же можно в качестве аккомпанемента можно использовать хлопания в ладоши и (или) топания ногами, фактически выплясывать себе сопровождение. Подавляющее количество частушек имеет трёхаккордовое сопровождение в различных его комбинациях: S, T, D, T, исполняются преимущественно мажорном ладу. Частушку в размере хорея удобно подходят под четырёхчетвертной размер сопровождения.
В заключении необходимо добавить, что мир частушечный мир Южного Урала очень разнообразен и в рамках одной статьи представить всё его богатство не представляется возможным, но можно приоткрыть дверь в него, чему и послужила данная статья. Жанр частушки – это живой организм, продолжающий жить полной жизнью и сейчас носители народной традиции создают остроумные поэтико-музыкальные миниатюры - частушки, многие из которых будущие поколения исследователей назовут жемчужинами русского фольклора.
Список литературы:
- Современность и фольклор. Статьи и материалы. Сост. В. Е. Гусев, А. А. Горковенко. М., «Музыка», 1977.
- Эпитет в частушках Южного Урала (к постановке вопроса о соотношении слова и музыки). И. И. Люксембург // Фольклор Урала. – Свердловск: [Урал. гос. ун-т], 1984. – [Вып. 8]: Современный фольклор старых заводов. – С. 132-139.
Оставить комментарий