Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(65)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
СИМВОЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ДРЕВНЕГО МИРА
Символ обладает невероятно большой значимостью во всей истории развития искусства и культуры, которое и по сей день продолжает активно развиваться. Символ — это не только определенное понятие или просто определение, как знак, образ или объект, представляющий какую-то абстрактную вещь, воплощающую какую-либо идею, нет. Это, в первую очередь, порыв души, ее выражение, ее диалог с нами. Поэтому все цивилизации так старались передать нам и рассказать свое представление о мире, свои принципы и мысли. И теперь, спустя столько времени, подробно изучая замысел людей древнего мира, мы, наконец, можем понять их смысл, уловить ту самую правильную мысль, которую до нас хотели донести. Основная идея символа работает тогда во всей своей красе. И уже обретает совсем другую, гораздо более глубокую идею, чем нам с вами может показаться на первый взгляд.
Концептуальное строение символа имеет, как глубокий многоуровневый смысл, так и самый банальный, и все это направлено на восприятие публики на эмоционально – ассоциативном уровне. В основном задача символа состоит в том, чтобы показать данное видение, первоначальную мысль, и заключить это в одно целое.
Человеку просто необходимо выражать свои идеи, мысли, убеждения и для этого он придумал символ. Через определенное изображение(символику) шла передача значения чего либо, даже может целой истории. И читая, изучая символы в наше время, оставленные древними цивилизациями, мы узнаем целую историю.
Рассмотрим на отдельном примере, как древние цивилизации познав звездное небо, в частности звезды и созвездия, стали их относить к божествам. Это закреплялось в сознании людей и обрело религиозную силу. И теперь мы можем наблюдать, как древние цивилизации использовали при строительстве звездное небо и отражали его в своих строениях, перенося расположения звезд в местоположения своих строений. Одни из первых кто использовал такой прием, были Египтяне, потом это было замечено в Месопотамии, также Мезоамерике. Это еще одна сторона символизма, применяемая людьми при строительстве своих сооружений. И это использовалось не у какой-то конкретной цивилизации, это было замечено в разных уголках света. И основная мысль данной статьи, основная её тема, будет то, что все цивилизации использовали примерно в одно и тоже время одинаковые приемы эмоционально – ассоциативного выражения своей культуры.
Возьмем всему миру известные пирамиды Древнего Египта. Их уникальность в том, что они расположены точно на всех сторонах света с минимальным отклонением в одну десятую процента. Великие пирамиды на плато Гизы, строились точно по созвездию Ориона и их вес ровно пропорционален звездным величинам. И тут возникает вопрос: «Для чего такая точность?». Ведь если всматриваться обычным взором на величие этих пирамид, не поймешь, насколько правильно стоят пирамиды, они просто стоят и потрясают воображение, так видится современному обывателю. Но сейчас благодаря высоко развитой науки по нынешним временам, мы понимаем, что Древние Египтяне знали куда больше нашего. Знали то, чего нашему примитивному мышлению пока не понять. Но одно мы видим точно, это то, на сколько ответственно, серьезно и скрупулезно они относились к выражению своей культуры через символ.
Перенесемся в Мезоамерику к индейцам Майя, они точно также, как и египтяне выражали свое представление о космосе и его пространстве в архитектуре. Их архитектура была по истине самобытна. Её уникальность состояла в том, что Майя ее продумывали таким образом, чтобы она соединяла в себе практичность и символичность, т.е. быть одновременно удобной для бытовых дел так и религиозных.
Большая часть их строений выполняли религиозную цель, которая была напрямую связана с астрономией. Её основная задумка состояла в том, чтобы те огромные сооружения служили опорами для поддержания и концентрации великих и могущественных божественных сил. И эти строения полностью отражали космическое пространство со всеми звездными скоплениями, а также галактиками.
Архитектура древних народов Майя величественна и многообразна, то как они скурпулёзно и тщательно возводили свои сооружения, стараясь продумать все, до единой мелочи, восхищает и нельзя не обратить во внимание еще одну такую уникальную особенность их сооружений- это то, что все их строения имели определённые геодезические данные. Т.е. большая часть храмов была чётко разделена на девять уровней, каждая имела девять ступеней, ряд из девяти колонн и все это выражало девять этапов бытия. Считается, что такая «особая» нумерология, по религиозным убеждениям индейцев древних народов Майя, связывает их напрямую с миром Богов.
Как и Древние Египтяне, народ Майя также строили пирамиды, приравнивая их к великим божествам, заключая в них великий астрономический смысл. Таким примером является на сегодняшний день, например, пирамида Кукулькана, расположенная в городе Чичен-Ица, ступеней у неё было сделано ровно столько, сколько дней в году.
Огромную роль при создании храмов и пирамид брала на себя геометрическая символика космоса, с её помощью, как раз, и передавался этот священный смысл. Так, форма треугольника, например, будет означать взаимодействие неба и земли. Круг означает вечность, которая заключена в самых его границах. Пирамиды строились по этому принципу, служа, тем самым, этой связью земли с небом. Таким образом, давая древнему народу Майя самый прямой контакт с небесными богами.
И не только звездный и геометрический символизм использовался в архитектуре древних цивилизаций, содержащий в себе нумерологию и астрономический смысл, применяемый практически в одинаковые отрезки времени. Одним из таких направлений в символизме был зооморфизм.
Зооморфизм применяли в древней Месопотамии, также Мезоамерике, Древнем Египте, Древней Индии и т.д. У всех цивилизаций того времени было, практически, одно общее представление Богов в виде животных. Египтяне почитали кошек, быков, павианов, крокодилов, а также был почитаем жук-скарабей. Из птиц были ибис, коршун и сокол. Все эти животные по мнению Египтян обладали священной силой и были прямым воплощением богов на земле. В Древней Индии это были корова, слон, обезьяна, кобра, крыса и были наделены такой же значимость. В Месопотамии довольно аналогичные примеры, такие же, как и у Мезоамериканцев. И так, как это играло огромную роль в их устоях, а также, принципах и понятий, это так же применялось в строительстве зданий, храмов и домов.
Архитектура – сложная наука по, абсолютно, всем направлениям, но в то же время очень тонкая в понятии искусства. Ведь архитектура, еще в стадии разработки, несет в себе целый образ, что будет передавать как духовную, так и метафизическую форму. Все это перерастает в структуру, которая уже объединяет в себе смысл, закономерность, концепцию. И все это объединяется в одно целое и предстает перед зрителем, величественно и потрясающе воображение, когда в одном образе собраны выдающиеся формы, объединенные с различными новейшими технологиями, и, одновременно, сочетая религиозный посыл, который, казалось бы, не совместим с таким наполнением. Однако, всё это и делает архитектуру такой уникальной и монументальной, неповторимой, сложной многогранной. Поэтому она так будоражит наше воображение, открывая и сталкиваясь с величественными строениями древних цивилизаций.
И здесь мы приходим к очень даже простому заключению, что, собственно, символ — это, своего рода, язык, который является универсальным инструментом для общения и передачи информации, и что народы всего мира, примерно в одно и тоже время, использовали этот язык, и он, в общей своей концепции, одинаков. Таким образом получается, что люди начали, ещё в далёкие древние времена общаться и понимать друг друга, обозначая этими же способами: космос, звезды, всевозможные различные геометрические фигуры, животных, птиц и т.д., используя всё это в своем повседневном быте, а конкретно при нашем рассмотрении- архитектуры древности.
Список литературы:
- Ванеян С.С. Тело символа, 2010г.
- Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов
- Ерасов Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность. — М.: Наука, 2002.
- Ершова Г. Г. Древняя Америка: полёт во времени и пространстве. Мезоамерика. М.: Алетейа, 2002Терин Д.Ф. «Цивилизация» против «варварства»: к историографии идеи европейской уникальности
- Ионов И. Н. Рождение теории локальных цивилизаций и смена научных парадигм // Образы историографии: Сб. — М.: РГГУ, 2001.
- Ллойд. С. Археология Месопотамии. М., 1984.
- Прак Н.Л Язык архитектуры 1968г
- Рошаль В. М. Символы и знаки. Арканы Таро, коды тайных обществ и значения древних артефактов «АСТ» 2016.
- Федоров В.В., Коваль И.М. Мифосимволизм в архитектуре ,2009г.
- Шукуров Ш. Храм земной и небесный. Выпуск 1, 2004г.
- Шукуров Ш. Храм земной и небесный. Выпуск 2, 2010г.
- Якобсон Р. 0. в поисках сущности языка. // Семиотика, М.Радуга 1983
- Яковенко И. Г. Цивилизационный анализ, проблема метода. // Проблемы исторического познания. — М.: Наука, 1999.
Оставить комментарий