Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(65)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Маткурбанов А.Р., Живайкина А.А. ФЕНОМЕН КАТАРСИСА В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 21(65). URL: https://sibac.info/journal/student/65/143710 (дата обращения: 08.01.2025).

ФЕНОМЕН КАТАРСИСА В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Маткурбанов Азамат Рустамович

студент, СГМУ им. В. И. Разумовского,

РФ, г. Саратов

Живайкина Александра Александровна

канд. фил. наук, доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, СГМУ им. В.И. Разумовского,

РФ, г. Саратов

Катарсис считается одним из самых сложных явлений в искусстве. Он представляет собой переход человека от одного состояние в другое, более совершенное. Катарсис есть форма сознания, которая возникает при непосредственном соприкосновении человека и произведения искусства. По словам Ницше, если человек способен воспринимать мир в эстетических категориях, то он спасает себя на всю жизнь. Сама способность  анализировать высокие эстетические реакции уже несет в себе глубокий социальный смысл [1]. Катарсис, являясь одним из высших типов эстетической реакции, вызывает разрушение внутреннего мира человека, тем самым обеспечивая его сложность.

Немецкий философ М. Хайдеггер писал: «Оказавшись близ творения, мы внезапно побывали в ином месте, не там, где находимся обычно» [2]. Под этими словами философ имел виду то, что человек наблюдая за всем происходящим в художественном произведении, буквально погружается в него, оказывается в непривычном пространстве. Именно в момент переживания за главных героев происходит непосредственно катарсис, человек перешагивает себя и возвышается.

Понятие Катарсис известно из "Поэтики" Аристотеля. Аристотель полагал, что трагедия, через страх и сострадания, переворачивает душу, и эмоциями происходит очищение её [3]. Платон же понимал очищение души как отказ от страстей и наслаждений, только тогда душа обретает свободу. Именно красота, честь, благородство могут свидетельствовать об очищении души[4]. Оба философа уделяли огромное внимание мусическому искусству, в особенности музыке. В трагедии именно музыка являлась объединяющим звеном между зрителем и актером, таким образом, театр становился «космосом».  Аристотель говорил, что даже и без слов мелодия обладает высшим эстетическим свойством. Он разделял мелодии на категории: мелодии, вызывающие страх, гнев, восторг и т.д. [5]. Конечно же, важно и содержание трагедии. Главный персонаж  находится в вечной борьбе: с Богом, судьбой, обществом. Тем самым вызывая сопереживание со стороны зрителя.

Один из самых знаменитых примеров катарсиса античной литературы, использованный потом в психоанализе - миф об Эдипе. Мудрый юноша отгадал загадку Сфинкса, убил в случайной драке путника, не зная, что это царь и его отец, женился на царице, не зная, что это его мать. На народ посыпались бедствия, и он начал искать виновника, но никак не хотел поверить правдивому обвинению мудреца Тиресия. Когда же он всё-таки признал страшную правду, то выколол себе глаза, чтобы не видеть того, что произошло[6]. После  бессознательно совершенного преступления Эдип сознательно принял наказание, в чём и заключается тайна второго рождения души через страдание и самоотречение.

Древнегреческий театр образует множество связей: единство героя трагедии с судьбой, самой трагедии со зрителем, зрителей между собой. Коллективный катарсис в греческом театре представляет собой глубоко социальный смысл. Искусство, посредством катарсиса, трансформирует общество из родового племени в социальный полюс.

В Средневековье катарсис имел комическое проявление, и проявлялось это в карнавалах [7]. М.М. Бахтин пишет, что карнавал перевернул привычные обществу мораль, религию, порядок вверх ногами, и слился с ними в карнавальном смехе [8]. Средневековый человек живет в бесконечной иерархии, в которой сам занимает наименьшее положение. Наблюдая за тем, как обычный шут переодевается в короля, вся эта иерархия переворачивалась. Простой человек мог посмеяться, и тем самым почувствовать себя нужным  в социальной структуре.

Немецкий поэт И.В. Гёте полагал, что катарсис способствует воссоединению двух противоположных качеств человека, «когда трагедия исчерпала средства, возбуждающие страх и сострадание, она должна завершить свое дело гармоническим примирением этих страстей» [9]. Искусство должно привести к завершенности, в трагедии эта завершенность отмечается в самопожертвовании человека.

Другая признанная вершина мировой культуры - Гамлет У. Шекспира[10] Принц Гамлет оказывается живущим сразу в двух мирах: телесно - в мире, где его горячо любимого отца убил его дядя, брат короля, а его мать, охваченная порочной страстью к убийце мужа, тут же выскочила за него замуж. Любимая и друзья предают его, придворные лгут. Но ему не нравится этот мир, и после встречи с Призраком в его душе болезненно прорастает мир правды, и трагический конфликт между ними неизбежен. Умирая, он забирает с собой всех нарушителей Закона, и в этом акте высшего правосудия тоже заключается катарсис, очищение от пороков.

Христианство эпохи просвещения отрицало понятие катарсис. Ж. – Ж. Руссо, например, осуждал театр, считая его всего лишь пустыми и быстрыми эмоциями, которые непременно исчезнут [11]. По его мнению, это только иллюзия, затемняющая естественные чувства. Искусство вызывает пустую жалость, удовлетворяющуюся парой слез, но не способную толкнуть человека на благие дела.

Л.С. Выготский толковал катарсис как эстетическую реакцию, в которой «болезненные и неприятные эмоции ... превращаются в свою противоположность» благодаря победе высших, общечеловеческих идеалов над узкими личными интересами» [12]. Субъективно это переживается зрителем как душевный подъем, чувство просветленности, гармонии, готовности к высоким и добрым поступкам.

В настоящее время катарсис несет не только воспитательную функцию, но и познавательную [13]. В сущности именно под воздействием катарсиса читатель от познания внешних связей понимает их смысл. Личные переживания человека перерождаются. Художественное произведение берет верх над его мыслями и чувствами, побуждает к состраданию и содействию, именно в этот момент приходит ощущение воодушевленности и просветленности. Действительно, великие произведения искусства позволяют нам проникнуть «внутрь» событий, испытать весь ее смысл. Г.И. Успенский утверждал [14], что искусство знакомит нас « с ощущением счастья быть человеком», позволяет нам увидеть прекрасное.

В творчестве Достоевского яркий пример явления катарсиса - перерождение Раскольникова [15]. Достоевский утверждал, что "счастье покупается страданием". Важнейшим «аффектом», вызывающим катарсис в его произведениях, является сострадание слабым и оступившимся.

Еще одним проявлением катарсиса можно считать скитание Григория Мелихова - главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» [16]. Не сумевший ответа на многие вопросы, вынужденный покинуть отчий дом, Мелихов принимает сторону белых, а потом оказывается в рядах красных, в конце концов он понимает, что не может смириться с действительностью и живет с чувством вины: все те, кто его любил и был близок ему по духу, погибли и он считает, что именно он является причиной их смерти. Вспомним финал романа: Мелихов обнимает своего сына, это говорит о том, что он прощен, он выстрадал столько, сколько нужно.

Егор Прокудин – главный герой повести М. Шукшина «Калина красная» [17]. После освобождения из мест заключения, он решает начать новую жизнь: с любимой женщиной, с новой родней, на новом месте. Но все же старые грехи и отголоски прошлого не дают ему спокойно жить: «друзья» находят его и пытаются вернуть к жизни хулигана. Егор Прокудин даже своей слепой матери не признается в том, что он ее сын, настолько ему стыдно за прошлые ошибки. Он мучается, но совесть берет верх, и то что он высоконравственный человек, говорит тот факт, что он погибает – душа его не может смириться с той жизнью, что ему хотели навязать. Именно в этом и проявляется катарсис, он изменил свои взгляды через страдания и муки совести.

У человека, прошедшего через катарсис, бессознательное превращается в сознательное, и тем самым гармонизирует все его отношения. Это возможно лишь в том случае, если воспринимающий искусство включает его в наивысшую систему ценностей. Катарсис понимается как осознание, в следствии чего границы индивидуального сознания расширяются до всеобщего. Чувство, испытываемые в процессе восприятия искусства, побуждают в человеке высоконравственные цели.

Традиционно катарсис понимался как чисто эстетический феномен, но сегодня он обретает социальные черты. В толпе легко потеряться, но трудно найти близкую душу. Сохранение индивидуальности в обществе масс-культуры и потребления требует характера принца Гамлета.

Искусство служит средством, "заряжающим" нервной энергией, оно призвано гармонизировать человека. Именно эта энергия переворачивает внутренний мир человека: доминирующее сопереживание, всплеск эмоций (как положительных, так и отрицательных), приводят человека к осознанию. Катарсис - это осознание, это изменение самого себя, своих принципов, своих ложных взглядов.

В феномене катарсиса объединяются эмоции и интеллект, чувство и разум, внешнее и внутреннее, современное и историческое. И поэтому катарсис можно считать высшей формой эстетического восприятия человеком произведения искусства. У личности, прошедшей через эту эстетику, потребность катарсиса в искусстве является доминирующим.

 

Список литературы:

  1. Ницше Ф. Происхождение трагедии. – СПБ.: Человек, 1903. – 29 с.
  2. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М.: Изд. Моск. ун – та, 1987. – 183 с.
  3. Аристотель. Поэтика. Пер. М.Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1978. – 11 с.
  4. Платон. Сборник сочинений. – М.: Альфа – книга, 2018. – 93 с.
  5. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. – М.: Наука, 1965. – 165 с.
  6. Софокл «Царь Эдип». – М.: Азбука, 2014.
  7. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М.:Высшая школа, 1990. – 201-203 с.
  8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худ. Лит. 1990. – 4-5 с.
  9. Гете И.В. Об искусстве. – М.:Наука,1975. – 23 с.
  10. Шекспир Уильям «Гамлет», перевод Кронеберг А. –  М.: Белый город, 2009.
  11. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: Наука, 1969 . – 87 с.
  12. Выготский Л.С. Психология искусства. –  М.:Наука, 1987. – 15 с.
  13. Шестаков В.П. Идеи эстетического воспитания. –  М.:Азбука, –43 с.
  14. Успенский, Г. И. Сочинение в 2 томах. –  СПб.: Тип. Ю. И. Эрлиха, 1889. –31 с.
  15. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений – М.: «Наука» 1989. – 89 с.
  16. Шолохов М. Тихий Дон. – М.: «Молодая гвардия», 1980.
  17. Шукшин В.М. Калина красная. –  М.: АСТ, 2009.

Оставить комментарий