Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(57)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Марина К.Д. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136404 (дата обращения: 31.12.2024).

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ

Марина Карина Дмитриевна

студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения,

РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные правовые проблемы формирования современного социального правового государства. Автором раскрываются механизмы внутреннего и внешнего функционирования социального государства. Приведена и обоснована точка зрения автора относительно дальнейшего совершенствования механизмов реализации внешних и внутренних функций правового социального государства на примере Российской Федерации.

Ключевые слова: социальная защита, правовое государство, социальная политика, правовая защита.

 

Правовая защита законных интересов народонаселения России реализуется через функции государства, которые представляют собой основные направления деятельности государства, соответствующие главным задачам определенного исторического этапа, проявляющие его сущность и дающие ему тем самым определенную социально- политическую характеристику. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере: в политике, экономике и др.

В этой связи изучение понятия и структурных элементов правового механизма защиты прав человека и гражданина трудно переоценить.

Ю.С. Бадальянц и Д.А. Ягофаров предлагают включать в структуру государственного механизма защиты прав и свобод следующие элементы [1, c. 16]:

  • Систему методов, способов, средств, установленных либо санкционированных государством и принятых обществом.
  • Субъекты - юридические и физические лица, общественные объединения.
  •  Объекты - охраняемые законом ценности материального и морального характера, полага­ющиеся от рождения либо приобретенные или предоставленные, согласно действующим националь­ным и (или) международным законам.
  • Правосубъектность - объем полномочий субъектов по отношению друг к другу.
  • Взаимодействие между субъектами и объектами (общественные отношения), санкциониро­ванное соответствующими правовыми предписаниями.
  • Нормативные акты национального и международного уровня правозащитной направленности.
  • Правовую культуру и правосознание субъектов соответствующих правоотношений [2, c. 75].

Считаем, что такое толкование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина размывает это понятие. Для более точного определения понятия «механизм защиты», границы его употребления, каковыми и вы­ступают его структурные элементы, должны быть четко определены.

Положения, обозначенные в ст. 2 Конституции РФ, имеют определяющее значение не только для самой личности, но и, может быть даже в большей степени, для всей государственно-правовой системы России. Такой ориентир должен прослеживаться в деятельности всех властных структур, что соответствует также ст. 18 Основного закона, в тексте которого прямо указано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием». То есть, права и свободы человека и гражданина должны уважаться, соблюдаться и защи­щаться всеми органами государства без исключения. Иными словами, четкое определение понятия и структурных элементов конституционно-правового механизма защиты прав человека и гражданина и его отлаженная работа должны, в конечном итоге, обеспечить возможность России с полным правом именовать себя высоким званием «правовое государство».

Таким образом, правовая защита человека – это деятельность субъектов права, осуществляемая в различных формах с целью достижения состояния его полной правовой защищенности [3, c. 93].

Развитие семейного законодательства неразрывно связано с мерами государствен­ной поддержки и политики в области укрепления семейных ценностей, защиты мате­ринства и детства.

Летом 2014 г. Правительство РФ утвердило Концепцию государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. (далее - Концепция), где предопределены цели, принципы, задачи и приоритетные направления развития феномена семьи как обще­ственного явления [4, c. 63].

Цели Концепции включают в себя: поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни; создание необходимых условий для выполнения семьей ее функ­ций; повышение качества жизни семей; обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

Задачами Концепции названы [5, c. 55]:

  1. развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоя­тельного осуществления ею своей социальной функции;
  2. развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;
  3. создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных усло­вий;
  4. развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
  5. повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
  6. содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
  7. обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
  8. профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;
  9. повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолет­ними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовно­го судопроизводства.

Реализация Концепции планируется в два этапа (первый этап - 2015-2018 гг., второй этап - 2019-2025 гг.). Ее эффективность будет оцениваться по таким показателям, как уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте федерации; сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями; увеличение численности детей в возрасте до трех лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу; уменьше­ние числа разводов; увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия; сокраще­ние доли детей, не получающих алименты в полном объеме; уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах; снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [6, c. 25].

Меры, предусмотренные Концепцией, планируется реализовывать в рамках средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных бюджетов, предусмотренных на реализацию мероприятий по социальной поддержке семьи, мате­ринства и детства.

Очевидно, что никакие, даже самые смелые и гуманные правовые нормы не приведут самостоятельно к результату без практической правозащитной деятельности.

Одним из правовых механизмов регулирования правозащитной деятельности в Рос­сийской Федерации стал институт Уполномоченного по правам ребенка, созданный в 1998 г. в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России, где появились детские Уполномоченные в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации (в том числе в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге) [7, c. 71].

Главным назначением института Уполномоченного, в отличие от других существую­щих сегодня в Российской Федерации государственных органов, в чьей компетенции находится защита прав детей, является осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправле­ния по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей путем проверки обращений граждан; защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лица­ми, работниками учреждений, иными лицами; содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

Если органы опеки и попечительства занимаются преимущественно вопросами за­щиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблю­дения прав детей в семье или в организациях при уже существующих неблагоприятных для ребенка последствиях внутрисемейных отношений, то деятельность Уполномоченного по правам ребенка направлена на защиту прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комис­сий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, т.е., по сути, комиссии занимаются неблагополучными детьми. Ко­миссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов испол­нительной власти, действующих на общественных началах. Спектр проблем, которыми занимается Уполномоченный, значительно шире, чем у КДНиЗП, и кроме того, Уполно­моченный рассматривает каждое обращение лично и на профессиональной основе, в том числе с помощью специалистов своего аппарата.

Правовой контекст социальной политики позволяет рассматривать дан­ный вид деятельности государства вне его жесткой зависимости от уровня экономического развития страны.

Из вышесказанного следует, что правовые нормы являются обязательствами государства, выполнение которых находится под контролем международных организаций.

 

Список литературы:

  1. Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Сов. гос-во и право, 1990. — 16—20 с.
  2. Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. М, 2016.
  3. Перфильев М.Н., Орлова Л.В. Социальные отношения: Методологические проблемы исследования. Л., 1973.
  4. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М., 2017.
  5. Концелидзе Р.У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1993.
  6. Тиунова Л.Б. Проблема общесоциальной безопасности и правовая государственность // Правоведение. 2015. — 25 с.
  7.  Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Дис. докт. юрид. наук. СПб., 1994.

Оставить комментарий