Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(57)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Бирук В.И., Лисина А.С., Матуся У.А. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ЛИДЕРСТВО ПО ВЕБЕРУ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136325 (дата обращения: 31.12.2024).

ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ЛИДЕРСТВО ПО ВЕБЕРУ

Бирук Виктория Ивановна

студент 4 курс, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Лисина Анастасия Сергеевна

студент 4 курс, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Матуся Ульяна Александровна

студент 4 курс, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Аннотация. В статье речь идет о том, что из себя представляет харизматическое господство. Рассматривается феномен харизматического лидерства и его влияния на политику. Проводится рассмотрение и анализ концепции харизматического господства Макса Вебера, и критика его концепции Жаном Блонделем.

Ключевые слова: харизма, политика, харизматическое господство, лидерство, харизматический лидер, имидж, власть, образ.

 

Проблема харизматического лидерства является одной из актуальных в современной науке. Харизматический лидер занимает центральное место в политической системе. В последние годы значительно вырос интерес к понимаю феномена харизматического лидерства. Закрепляется убеждение, что современный руководитель непременно должен обладать харизмой. Многочисленные примеры харизматических лидеров, говорят о том, что харизматическое лидерство в большинстве случаев гарантирует эффективность действий руководителя. Так как харизматический лидер - это центральное звено политической системы, актуальность   темы обусловлена значимостью и эффективностью харизматического лидерства в политике. Эффективность политических действий лидеров в большей степени зависит от поддержки их народом, способности формировать в сознании людей положительное отношение к предпринимаемым реформам. Политическая власть означает ассоциирование в сознании людей лидерства с конкретным человеком и в соответствии с этим возрастает роль и значение такого качества лидера, как харизма.

Несомненно, многозначительный вклад в развитие теории лидерства внес Макс Вебер. Он подразделял лидеров на традиционных, рационально-легальных и харизматических. Особое внимание Вебер уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В современном мире многие последователи Вебера поддерживают и развивают теорию харизматического лидера.

Французский политолог Жан Блондель проводил анализ веберевской концепции харизмы и выявил её сильные и слабые стороны. Он также сформировал свое понятие лидерства. В науке первым кто ввел понятие «харизма» был Эрнст Трельч немецкий теолог и философ культуры.

Важные аспекты рассматриваемой нами проблемы поднимались в работах отечественных исследователей Г.М. Андреевой, М.Н. Афанасьева, Г.К. Ашина, О.В. Гаман-Голутвиной, Л.Я. Гозмана, Я.А. Пляйса, В.П. Пугачева, и др.

Работы зарубежных исследователей сохранили теоретико-методологическую и практически-политическую актуальность. Среди них можно выделить работы Х. Арендт, Р. Арона, М. Джиласа, Х. Ортега-и-Гассета, К. Поппера, Ф. Хайека и др.

Научно разработал понятие харизмы немецкий социолог М. Вебер. Именно он первым провел систематизирующий анализ явления харизматического господства. Дальнейшие изучения, исследования, подходы складываются на основе трансформации, развитии критики или поддержке веберовской трактовки харизмы.

Харизма в переводе с греческого означает божественный дар, милость. Это некая необычная способность, черта личности, данная ему природой, с помощью которой он отличается среди других людей. На протяжении многих лет – это понятие употреблялось только лишь в церковной сфере.

Харизматический лидер – это религиозный и политический лидер, господство которого основывается на харизме. Харизматический лидер владеет исключительными психическими умениями привлекать массы и руководить ими. Происхождение этих умений в науке исследовано не до конца. Харизма основана на отношениях лидера и его последователей. Оно подразумевает веру последователей и масс в призвание лидера, в выполнении им особой миссии. Лидер, обладающий харизмой, является олицетворением политического вождя, который воплощает в себе коллективные чувства и ожидания. Между лидером и массами нарастает мощная эмоциональная связь. Следовательно, лидер заряжает и воодушевляет массы своей энергией, идеей и активностью.

На протяжении всей истории можно выделить четыре типа харизматического лидерства. Первый тип – это религиозные вожди, пророки. Второй тип полководцы. Третий вожди тоталитарных государств и четвертый лидеры авторитарных режимов. Харизма лидера имеет сакральный характер и зачастую пробуждается в периоды крупных революционных изменений и переворотов.

Харизматический лидер вызывает в людях веру и ощущение того, что политика имеет значение, не бесполезна, что он способен изменить ситуацию, устранить сложившийся кризис и при этом быть ответственным за потребности масс. Акцент на тяжелом кризисе и ускоренных переменах, реформах, определенно, соответствует положению Германии тридцатых готов двадцатого века или России в двадцатые - тридцатые годы в период формирования тоталитарной системы. Создается вопрос, действительно ли требуется кризис для появления харизматического лидера?

Считается, что сначала понятие «харизма» имело религиозное основание и применялось для характеристики пророков, религиозных вождей, которые имели дар, божью благодать. Сегодня данное понятие указывается как особый тип легитимности, организации власти и лидерства, основанный на отличительных чертах какой-либо личности, преимущественно политического деятеля, которые дают возможность ему осуществлять в обществе функции вождя, реформатора или пророка. Авторитет такого политического деятеля основан на вере масс в сверхъестественные способности лидера. Так как понятие «харизмы» изначально имело религиозное содержание, следует рассмотреть её именно с этой стороны. Эта концепция означает проявление божественного дара.

В научный оборот понятие «харизма» первым ввел Эрнст Трельч немецкий теолог и философ культуры. Он связывал данное понятие с церковью и определял феномен харизмы как божью благодать. Главные положения этой теории сводятся к тому, что харизматическим лидером может стать исключительно пророк или духовный наставник. Также, так как наставления харизматических лидеров передают божье слово, то оно охватывает все сферы жизнедеятельности его последователей. Стоит отметить, что управление осуществляется с помощью заповедей и моральных норм, то есть не политическими решениями, а власть сосредотачивается в руках одного человека – лидера.

Также имеется и другое толкование и понимание феномена харизматического лидерства. Среди многих исследователей популярен такой подход, говорящий о том, что харизматический лидер выступает в роли спасителя и героя, который с помощью своих незаурядных личностных качеств, способен вывести общество из сложной кризисной обстановки. Такая концепция понимания харизмы связана только лишь с социальными и политическими переменами и кризисами. В этой концепции происходит анализ закономерности развития героического мифа, строение которого заключается в очередности поступков харизматика. Возникновение харизматического лидера предшествует кризисная обстановка, неосуществимость возобновления равновесия между обычной обстановкой и ожиданиями. Эта задача накладывается как назначение на лидера, который обладает особыми чертами, качествами, что дает ему возможность сделать революционный прорыв. Также вождя характеризует чувство ответственности.

Условием возникновения харизматического лидера выступает сбой, развал или повреждение действовавшего до этого социального и политического баланса и поиск спасителя, которому следует возобновить порядок в системе, спасти тем самым последователей, массы от бед и катастроф. Но стоит отметить, что не любой лидер, обладающий исключительными качествами, является харизматическим, а только тот лидер, который показывает, проявляет свои исключительные, незаурядные способности, руководящий движением, ориентированным и ставящим своей главной целью социальные и политические перемены и изменения. И поэтому это движение может стать харизматическим и популярным среди масс благодаря заслугам и харизме самого лидера как основателя этого движения.

Макс Вебер раскрывает понятие харизмы таким образом: «авторитет внеобыденного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каждого человека: откровений, героизма, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политики - избранный князь - военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь» [2, с. 49]. Вебер рассматривал харизму как источник легитимации власти. Он считал, что харизматическая власть авторитарна. Она исходит из умения определенного человека вызвать и поддерживать веру в себя как основу легитимности его власти.

Харизма чаще всего проявляется при сложной исторической обстановке, когда появляется определенная социальная и политическая потребность. Черты харизматического лидера, орудующего на религиозном или социально-политическом поле, иногда принимают мистифицированный характер. Лидера видят и воспринимают избранным, героем, спасителем и даже обожествленным, человеком, исполняющим великую цель, назначение. В итоге, понятие «харизма», которое изначально применялось только в религиозной сфере, стало распространяться и в социально-политических науках вследствие исследований Макса Вебера. Его трактовка харизмы остается одной из самых общеизвестных и исследованных.

Стоит обратить внимание, что явление харизмы близко сопоставляется с проблемами социально-политических изменений и преобразованиями, что имеет большое значение для тоталитарных систем. Поэтому, например, в России понятие «харизма» имеет большую популярность в отношении правления Иосифа Виссарионовича Сталина в эпохе тоталитарного государства. Макс Вебер вывел рассматриваемое понятие за рамки религиозного аспекта. Можно сказать, что он секуляризировал этот термин. Поэтому концепция харизмы мыслителя входит в широкое политическое значение.

Вебер дает определение харизмы: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественным, сверхчеловеческим, или, по меньшей мере специфическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям» [2, с. 48]. Следуя из этого понятия, можно выделить основную черту харизмы – незаурядность.

Вебер считал, что политическое действие подразумевает наличие трёх сторон, от поступков которых зависит его направление. Таковыми являются массы, вождь (харизматический лидер) и управленческий аппарат, следовательно, политическое харизматическое господство зависит от этих трех составляющих. Следует обратить внимание на то, что насколько незаурядная ни была бы харизма для поддержания, укрепления и существования лидер должен постоянно демонстрировать достоинства и достижения своих поступков и действий, то есть доказывать свое право на власть.

Макс Вебер говорит о том, что роль лидера заключается в том, что он способен понять и увидеть насущные потребности масс. Мыслитель был крепко убежден, что лучший политик – это лучший демагог, с чертами харизматического лидера. И скорее всего, поэтому теория Вебере о харизматическом лидере порождала множество споров, несогласий среди ученых и исследователей. Часть исследователей подмечали в ней образ нацистского режима.

Французский политолог Жан Блондель в своей работе «Политическое лидерство. Пусть к всеобъемлющему анализу» анализирует о сильных сторонах, а больше о недостатках концепции и теории Вебера о харизматическом лидерстве. Политолог считает, что главным объектом харизмы является только личность лидера, а Вебер в свою очередь не дает точной и ясной формулировки харизматического лидерства [1, с. 3]. Само понятие ученый перенял из церковной сферы и переложил его в область политики. Также Блондель критикует веберовскую концепцию за то, что ученый не называет и не устанавливает, средства, приемы и методы, с помощью которых лидер мог бы поднимать и увеличивать свой авторитет [1, с. 7].

Как упоминалось ранее, Вебер говорит о том, что харизматическая власть, появление харизматического лидера появляется тогда, когда общество находится в социальном и политическом кризисе, переживает революционные события. Но Блондель критикует и это утверждение, говоря о том, что одного кризиса недостаточно для появления харизматического лидера. Он сомневается, что вообще можно выделить какие-либо условия для появления данного феномена. При кризисной ситуации харизматический лидер может появиться, а может и не появиться. И в подтверждение этого мнения, политолог говорит, что история предоставляет нам много доказательств этому. Он делает вывод, что взаимосвязанность между появлением харизматического лидера и нестабильной, кризисной обстановкой мала [1, с. 12].

Концепция Вебера, как уже было сказано, вызвала большие споры и обсуждения. Некоторые ученые одобряют её, внося какие-либо свои собственные положения, мысли, идеи, создавая, тем самым, на её основе свои собственные формы и образы харизмы. Например, последовательница Вебера А. Уиллнер поддерживает концепцию ученого и даже вносит свои черты, характеризующие харизматического лидера. Другая же часть критикует веберовскую концепцию и относятся к ней неодобрительно. Но все же концепция Вебера остается классической, одной из самых известных и разработанных. Она дает значительный вклад, имеет большую важность в изучении феномена харизмы.

Харизма лидера является исключительным и уникальным феноменом в социальной и политической жизни человека. Лидер – это фигура политики, тогда как харизма – это особая черта лидера. Она содержит и заключает в себе все черты и стороны лидера в целом. Изучение данного феномена играет важную роль и вносит большой вклад в социальные и политические исследования. Кроме того, изучение и исследования такой проблемы, как харизма лидера, его черт, дает вклад и в другие науки, например, такие как психология. В современном мире, политическое развитие выставило огромное количество политиков, которые конкурируют между собой и претендуют называться харизматическими.

Проблема лидерства остается значимой для достижения политической эффективности. И в настоящее время одной из самых результативных и изучаемых концепций остается концепция харизматического лидерства. Харизматическое лидерство рассматривается как наличие исключительного набора черт и качеств, присваивающихся тем, кто с успехом оказывает влияние и воздействие на других.

Харизматическое лидерство изображает собой необычный, даже специфический тип управленческого взаимодействия, построенный на преимущественно результативном и эффективном сочетании разнообразных источников власти. Этот тип направлен на склонение людей к достижению общих целей. Также такой тип основан на личных чертах, способностях и качествах лидера, то есть вождя.

 

Список литературы:

  1. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. – М., 1992.
  2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с немецкого. Сост., общ. редакция и послесловие Ю. Н. Давыдова; Предисловие П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990.
  3. Гандапас Р. Харизма лидера. – М.: Манн, Иванов и фербер, 2016 – 224с.
  4. Гозман Л., Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология политического сознания. – М.: Нева, 1989.
  5. Макиавелли Н. Государь. – М.: Эксмо, 2007 – 512 с.
  6. Московичи С. Век толп. Исторический тракт по психологии масс. – М.: Академический проект, 2011 – 396 с.
  7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М.: Академический проект, 2014 -120 с.
  8. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: АСТ, 1998 – 568 – с.

Оставить комментарий