Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(52)
Рубрика журнала: Информационные технологии
Скачать книгу(-и): скачать журнал
РАСЧЕТ ОКУПАЕМОСТИ IT-ПРОДУКТОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ ЮНИТ-ЭКОНОМИКИ
В современном мире каждый день появляются тысячи новых стартапов, мобильных приложений и IT-продуктов. По статистике, 9 из 10 стартапов оказываются убыточными и закрываются. Чаще всего это происходит из-за отсутствия спроса и не подтвержденного факта существования проблемы, которую решает продукт. Основной причиной также становится не сходимость экономических показателей, из-за чего компания начинает масштабировать убытки при привлечении новых пользователей. Поэтому важно уже на этапе идеи просчитать гипотетически экономику продукта, основные расходы, доходы, объем рынка и количество пользователей, чтобы понимать сходится ли экономическая модель. Случается, что уже на этапе расчета экономики приходится отбросить идею и отказаться от дорогостоящего процесса разработки минимального жизнеспособного продукта.
Чаще всего для расчета экономики IT-продуктов используется модель юнит-экономики. Юнит-экономика (unit economics) — метод экономического моделирования, используемый для определения прибыльности бизнес-модели, путем оценки прибыльности единицы товара или одного клиента. Как правило, применяется для оценки прибыльности бизнес-идеи стартапа. Бизнес может быть успешным только если отдельная единица товара или услуги будет прибыльной.
Нельзя и не отметить, что юнит экономика является прекрасным фреймворком для принятия решений. Можно до старта разработки какой-либо идеи или гипотезы просчитать экономическую эффективность уже у работающего продукта. Это позволяет команде экономить огромное количество денег отбрасывая на этапе проработки идеи, которые не окупаются. Также с помощью юнит экономики всегда можно проверить успешность эксперимента, компания всегда на экономических показателях может понять сколько денег принес бизнес тот или иной эксперимент.
В основе этого метода лежат две основные метрики любого IT-продукта: стоимость одного привлеченного пользователя и доход на одного привлеченного пользователя. На входе в экосистему продукта находится поток пользователей — User Acquisition, на выходе — денежный поток — Revenue. Получается, привлечение потока пользователей влечет финансовые затраты, как следствие, расход денег на одного пользователя называется CPU (англ. cost per user). В свою очередь, на денежный поток влияет ARPU (англ. average revenue per user) - доход, который приносит любой пользователь продукта. Общий доход рассчитывается следующем образом: Revenue = UA*(ARPU - CPA).
Анализируя данные показатели, можно сказать зарабатывает бизнес или приносит убытки. Если CPU больше, чем ARPU, то бизнес масштабирует убытки. Но для того, чтобы принимать какие-либо решения, например, какие улучшения проводить в продукте, или чтобы понять, почему бизнес убыточный, этих показателей недостаточно.
Рассмотрим, из чего состоит метрика ARPU и CPU более подробно. ARPU является функцией времени, т.к. доход пользователя продукта считается за какой-либо определенный промежуток времени. ARPU30 = ARPU (30 дней). Существует два способа расчета ARPU. Рассмотрим оба. Самый простой способ получить значение ARPU - это взять деньги, полученные за выбранный период времени, и поделить на количество посетителей за это время. ARPU = Revenue / UA.
Второй способ расчета — это расчет через ARPPU (англ. average revenue per paying user). ARPPU - это то количество денег, которые принес платящий пользователь за какое-либо время, то есть, это функция от времени. Чтобы вычислить ARPU через ARPPU, необходимо знать конверсию в первую покупку — C1. Соответственно, ARPU = ARPPU*C1. Конверсия в первую покупку разделяет всех пользователей на платящих клиентов и тех, кто использует бесплатный функционал продукта. Чем выше данный показатель, тем больше денег приносит IT-продукт.
В свою очередь, ARPPU рассчитывается через продуктовые показатели. Для каждого продукта ARPPU рассчитывается индивидуально. Рассмотрим общую формулу, которая подходит для большинства бизнес-моделей IT-продуктов.
ARPPU = (Av.Price — COGS) x APC — 1sCOGS (1)
Av.Price — средний чек одной покупки в IT-продукте за выбранный промежуток времени.
COGS — издержки на производство товара или услуги. Например, на доставку, обслуживание, производства единицы продукции.
APC — среднее количество покупок товара или услуги на одного платящего пользователя за время жизни. Один из важнейших показателей в экономике продукта. Привлекая пользователя, мы рассчитываем, что он купит не один раз, ведь привлечь нового пользователя дороже, чем получить еще один платеж со старого.
1sCOGS — особенные затраты на первую сделку, не включенные в COGS. Например, издержки на подключение клиента к сервису, тестовые периоды и т.п.
Соответственно, первоначальная формула расчета прибыли в IT-продукте принимает следующий вид: Revenue = UA x ((Av.Price-COGS) x APC — 1sCOGS) x C1 — CPA). В каждом IT-продукте издержки являются уникальной формулой. Чтобы просчитать, что именно включается в COGS и 1sCOGS нужно досконально знать структуру затрат на предоставляемую услугу или продаваемый товар. Также нужно понимать, что если компания берет процент с каждой покупки (Fee) совершаемыми пользователями, то доход с платящего считается как ARPPU = Av.Price * Fee * APC.
Для дальнейшего масштабирования нужно знать, какие метрики продукта влияют на рост. Очевидно, что если CPU будет превышать ARPU, то роста не будет. Кроме того, масштабирование аудитории приведет к масштабированию убытков. После анализа метрик создается понимание, работает ли бизнес в убыток или приносит прибыль, а анализ продуктовых метрик поможет понять, как добиться N-кратного роста для масштабирования продукта. Без постоянного привлечения новых пользователь бизнес не может расти, поэтому для продукта важно, чтобы бизнес-модель для новых пользователей сходилась, но устойчивость дохода зависит не только от привлечения новых пользователей, но и от дохода уже привлеченных. Для инвесторов же расчет бизнес-модели показывает, насколько компания хорошо разбирается в корневых проблемах клиентов и понимает, что нужно делать в первую очередь, поэтому это является одним из рычагов снижения рисков инвестирования и повышения доверия инвестора.
Список литературы:
- Гайд: разобраться в юнит-экономике за один день. URL: https://vc.ru/finance/48822-gayd-razobratsya-v-yunit-ekonomike-za-odin-den
- Как просчитать эффективность бизнес? URL: https://rb.ru/howto/unit-economics/
- Как правильно считать юнит экономику интернет сервиса с двумя целевыми аудиториями. URL: https://vc.ru/ask/12157-problem-14295
- Юнит экономика. Начало. URL: https://khanin.info/blog/85
- Юнит экономика. История появления. URL: http://marketing-course.ru/unit-esonomiss/
- Unit-экономика. Разбор с примерами. URL: https://in-scale.ru/blog/unit-ekonomika.html
- Unit-экономика маркетплейса. URL: https://spark.ru/startup/tellmeyes/blog/11662/unit-ekonomika-marketplejsa-ne-osilili
- Unit-экономика или поиск точек кратного роста. URL: https://medium.com/@ivan_matveev/конспект-видео-юнит-экономика-или-поиск-точек-кратного-роста-илья-красинский-da6c7e5c6bcb
Оставить комментарий