Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(51)
Рубрика журнала: Экономика
Секция: Реклама и PR
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОФОРМЛЕНИЯ НОВОСТНЫХ ВЫПУСКОВ ТЕЛЕКАНАЛОВ
INFLUENCE OF THE TELEVISION TO THE MODERN SOCIETY
Ksenia Kotlovana
student of the faculty of communication management, profile journalism (magistracy), Russian State Social University
Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается оформление новостных телепрограмм на федеральном и региональном телеканалах. Определены различия и сходства в оформлении и использовании дополнительных элементов, как в студии программы, так и в ее содержательно-композиционном наполнении.
Abstract. The article deals with the design of news TV programs on the Federal and regional TV channel. In particular, the differences and similarities in the design and use of additional elements in the Studio program, and in its content and composition content. In addition, the relationship between the level of funding and experience of TV channel employees with the quality of the created programs is revealed.
Ключевые слова: телевидение, новостные выпуски, информационные передачи, телевизионная студия, дизайн студии, оформление телепередач, телевизионная заставка.
Keywords: television, news broadcast, information programs, television studio, studio design, design of TV programs, TV screensaver.
Согласно опросу «Левада-Центра» за август 2018 года, интернет и социальные сети становятся все более популярными как каналы получения информации и новостей. Из всех опрошенных к интернет-изданиям обращаются 37% респондентов, а к социальным сетям – 28 %. Намного меньше «поклонников» у радио, печатных газет и журналов. При этом, самым популярным способом получения новостей остается телевидение. Его как источник получения информации используют 73% опрошенных россиян. Также телевидение – тот источник информации, которому респонденты больше всего доверяют – 49 % [1].
Удовлетворение информационных потребностей общества является основной задачей всех средств массовой информации. Естественно, это касается и телевидения – информационные (новостные) программы стали основными. Именно вокруг них выстраивается вся остальная сетка вещания телеканала [2].
В связи с этим встает основная проблема телевидения – создать такие новостные программы, которые максимально заинтересуют и проинформируют телезрителя. Естественно, в современном мире с наличием большого количества различных телеканалов довольно сложно представить своей аудитории эксклюзивный контент. Именно здесь на помощь содержанию приходят форма и способы подачи информации.
Лидерами по объему охвата аудитории являются федеральные телеканалы. Они обладают большими возможностями для создания качественного и привлекательного контента. Стараются не отставать от них региональные телеканалы. Однако, при ряде сдерживающих факторах, это получается далеко не у всех. Наша цель в данном исследовании – определить, чем отличается оформление телевизионных выпусков на федеральном и региональном телеканалах, а также установить, какими способами региональное телевидение старается выйти на уровень регионального.
Для этого нам необходимо ознакомиться с исследовательской литературой о способах оформления новостных выпусков, а также проанализировать несколько выпусков новостей на федеральном и региональном телеканалах.
Об оформлении телепередач в общем и выпуска новостей в частности подробно пишут Юрий Ершов и Денис Бевз. Они отмечают, что перед выпуском любой телепередачи в эфир необходимо создать ей интерфейс – компьютерную оболочку, которая состоит из титров, системы заставок, рубрик-отбивок, подписей и аналогичных составляющих.
Исследователи выделают «задник» новостных программ. Он является одним из эффективных способов гармонично сочетать все элементы графического дизайна. Если вся графика будет выдержана в одном стиле, то она удачно проиллюстрирует и подчеркнет дикторский текст.
Кроме этого, важным элементом является непосредственно студия. Ее декорации должны быть не только привлекательными, но и функциональными. Дизайн студии должен создавать атмосферу, которая будет комфортна для подачи новостей. Также студия должна быть удобной для требуемой расстановки камер, обеспечения необходимым пространством или приспособлениями для включения различных изобразительных материалов.
Дизайн студии также должен соответствовать содержанию программы и быть выдержан в одном стиле. Нельзя забывать о цветовом решении студии телепрограммы. Ершов и Бевз напоминают, что каждый оттенок несет свою определенную психологическую нагрузку. Камера не все цвета воспринимает одинаково хорошо – это связано с природой трехцветной технологии цветного телеизображения [3, с. 37-41].
О важности правильного оформления студий упоминает и Валерий Цвик. В частности, он отмечает, что современные российские новостные программы стали оформлять студии по типу западных новостных программ. Главная черта этого стиля – использование полиэкрана. В таком случае зритель может видеть и ведущего, и сюжет корреспондента [4, с. 70].
На основе вышесказанного мы можем определить составляющие единый стиль элементов новостных выпусков телеканалов. Среди них заставка, отбивка, титры, функциональность студии, оформление «задника», цветовая гамма студии и оборудование в студии.
Разницу между выпусками новостей федерального и регионального телеканалов заметить не составляет большого труда.
«Первый канал» является акционерным обществом. Стоит отметить, что основным держателем ценных бумаг «Первого канала» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Организации принадлежит 38,9 % акций телеканала. ФГУП «ИТАР-ТАСС» владеет 9,1 %, у ФГУП «Телевизионный технический центр» — 3 %. Все перечисленные организации являются государственными. Соответственно, правительство Российской Федерации контролирует 51 % акций «Первого канала». Оставшиеся доли распределены между Национальной медиа группой (29 %) и компанией «ОРТ-КБ» (20 %).
В настоящий момент «Первый канал» – убыточное предприятие. По данным за 2017 год, чистый убыток компании составил 1,56 млрд рублей, а кредитная задолженность – 12,85 млрд. рублей [5].
Государство регулярно финансово поддерживает телеканал. В частности, в 2017 году объем субсидирования составил 7,32 млрд рублей. Данная сумма остается аналогичной в 2018 и последующих годах.
Среднесуточная аудитория «Первого канала» за 2017 год составила 12,1 % от общего числа телезрителей. С января по 13 ноября 2018 года – 11,8 %. Телеканал остается вторым по популярности среди всех каналов России [6].
Государственное субсидирование позволяет «Первому каналу» не только продолжать свою деятельность, но и использовать современное оборудование при создании программ.
«Первый канал» вещает на всю Россию и на несколько других стран. Вещание идет круглосуточно и в формате HD качества. Телеканал имеет аналоговое и цифровое вещание, также «Первый канал» входит в несколько пакетов спутникового вещания.
Выпуск новостной программы «Вести» на «Первом канале» идет в прямом эфире. Он начинается с заставки с движущимися кольцами, которые являются частью планеты. Цветовая гамма заставки: белый, красный, голубой и синий цвета. Данные цвета являются основными в концепции всего телеканала, а также отражением российского триколора – одного из символов основного акционера компании. Кольца – символ того, что программа рассказывает о последних событиях всего мира.
В плашках, используемых в сюжете для информационного наполнения используются цвета – синий и белый. В титрах корреспондентов и респондентов цветовая гамма уже немного другая – красный и белый. Использование титров и плашек – необходимая часть новостных телепрограмм. У «Первого канала» титры грамотно вымерены и расставлены по всем стандартам границ экрана, не мешают восприятию основной картинки.
В феврале 2018 года «Первый канал» начал вещание новостных программ из обновленной студии. Она представляет из себя отдельную площадку на фоне ньюсрума. Студия и ньюсрум оформлены в синий, белый и бежевый цвета. В большинстве выпусков дикторы сидят за столом, однако, в некоторых случаях ведущие стоят перед LED-экраном. Во время того, как ведущий сообщает информацию об очередном событии, на экране проходит сопровождающий слова видеоряд. Ведущие не стоят статично, проходят от экрана к столу, сообщая о последних новостях. Данная проходка позволяет добавить в программу динамики. В выпуске от 9 ноября 2018 года ведущий Виталий Елисеев после первого сюжета стоит у стола и рассказывает о пожаре в гипермаркете «Лента» в Петербурге, а затем перемещается к LED-экрану и говорит о крупном пожаре в Калифорнии. В это время на заднике – подкрепляющий слова видеоряд, несущий в себе нужную смысловую нагрузку перед началом сюжета.
Студия оборудована системой из телевизионных камер и телесуфлеров для многокамерной трансляции. В основном используется траекторная съемка. Помимо этого, периодически ведущий поворачивается и задник за ним меняется: это либо ноьюсрум с задником, либо LED-экраном. Например, в выпуске «Вестей» от 26 октября 2018 года использовано шесть планов при съемке ведущего, что показывает высокий уровень технической подготовки.
Стоит отметить, что на LED-экране друг друга сменяют изображения с элементами графической анимации и видеоряд. Они подкрепляют слова ведущего в подводке, акцентируя внимание аудитории на новости. Также в ряде случаев ведущий, стоя у экрана, взаимодействует с изображением – объясняя суть новостного повода «на пальцах», что буквально позволяет аудитории не напрягаться и легче воспринимать информацию.
Ведущими программы «Вести» является Кирилл Клейменов, Екатерина Андреева и Виталий Елисеев. Это опытные ведущие, которые работают в должности уже не первый год. В редких случаях их заменяют ведущие программы «Новости», например, в праздничные дни.
В выпуске программы «Вести» более десяти сюжетов. Продолжительность сюжетов всегда разная и зависит от новостного повода – это может быть сюжет на две-три минуты, а может быть крупное освещение какого-либо события в течение семи минут. В основном, сюжеты не затянуты, но полностью раскрывают суть события.
Все перечисленные элементы программы «Вести» хорошо соотносятся друг с другом. Цветовая гамма графического оформления выдержана, также ей соответствует дизайн самой студии, оформление новостного выпуска не только не отвлекает от самого наполнения программы, но и помогает в восприятии информации выпуска.
«ЛРТ» (Люберецкое районное телевидение) вещает на городской округ Люберцы, в который входят несколько населенных пунктов: Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский и Томилино. Телеканал является обществом с ограниченной ответственностью и принадлежит двум владельцам – частным лицам, чьи доли разделены пополам.
Прибыль организации в 2016 году составила 15,2 млн рублей. Часть средств телеканал получил благодаря размещению рекламы, часть – при выполнении государственных контрактов от администрации городского округа Люберцы [7].
Телеканал ведет круглосуточное как аналоговое, так и цифровое вещание. Разрешение видео – HD. Программа «Новости» выходит в прямом эфире.
Заставка «ЛРТ» состоит из движущихся квадратов, часть из которых представляет из себя фотографии города и стелы с надписью: «Люберцы». Использование этих кадров определяет территорию распространения программы. Цветовая гамма: красный, белый, голубой и синий. Они же являются основными цветами самого телеканала «ЛРТ». Продолжительность заставки составляет 10 секунд, после этого в кадре появляется студия.
Студия представляет из себя помещение с хромокеем, на котором изображены перила и круглое основание на полу, на котором стоит ведущая. Посреди хромакея имеется вырез под окно с видом на улицу. Ведущая, стоя в кадре, находится на фоне города, о событиях которого рассказывает. Цветовая гамма: синий, черный, белый.
Использование хромакея обусловлено тем, что это более дешевый вариант обустройства пространства студии. Дикторами программы являются Ирина Михайлюк, Наталья Кратович, Мария Антонова и Мария Кузьмичева.
Перебивка представляет из себя часть заставки с названием телепрограммы «Новости». Она используется до и после краткого обзора сюжетов выпуска в начале программы.
Отметим также, что кроме LED-экрана, который представляет из себя плазменный телевизор, в студии есть два небольших экрана, на которых воспроизводится логотип телеканала. Экраны являются частью изображения на хромокее. Как уже отмечено выше, на LED-экране воспроизводится заставка программы – по-другому он не используется.
Стоит отметить, что камеры в студии статичные. В выпусках «Новостей» при студийной съемке не используются движения камеры. Это решение обусловлено отсутствием необходимого оборудования и небольшим размером студии.
«ЛРТ» использует бегущую строку: весь выпуск новостей в ней прокручиваются заголовки федеральных новостей от информационных агентств. Над бегущей строкой – зафиксированная подпись с прогнозом погоды и курсом валюты.
Также телеканал использует титры, цветовая гамма которого синий и белый. Бегущая строка и титры постоянно присутствуют на экране. В выпуске новостей на «ЛРТ» в среднем входит пять-шесть сюжетов. Продолжительность сюжетов – 2-3 минуты. Они не затянуты каждый из них несет в себе важный информационный повод.
После анализа двух новостных телепрограмм на федеральном и региональном телеканалах, можно сделать вывод, что обе новостные программы стараются сделать важный и востребованный продукт. При этом, «Вести» «Первого канала» не используют ни одной лишней детали. Все отточено до мелочей – все способы оформления выпуска являются вспомогательными элементами для подчеркивания особо важной информации, устройстве «отдыха» зрителя при длинном монологе диктора и аудитории. Таким образом «Вести» с помощью оформления новостей достигают цели по созданию уникального контента.
Новостная программа «ЛРТ» старается не отставать от федерального канала в техническом плане: телеканал имеет цифровое вещание и снимает видео в формате HD. Региональному телеканалу необходимо доработать ряд элементов оформления новостной программы и начать использовать их для поддержки своего контента, а не отвлечения от него. Также «ЛРТ» необходимо отказаться от хромакея и перейти к «живой» студии. В таком случае телеканал поднимается на новый уровень и в ближайшее время сможет составить конкуренцию ряду федеральных телеканалов.
Список литературы:
- Каналы информации. Левада-центр., 2003-2018 https://www.levada.ru/2018/09/13/kanaly-informatsii/. (Дата обращения: 29.11.2018).
- Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа., http://www.evartist.narod.ru/text1/10.htm (Дата обращения: 29.11.2018).
- Ершов, Ю; Бевз, Д Телевизионное производство новостей. - Томск: 2000. - 126 с.
- Цвик В.Л. Мир новостей: Новости Мира. Монография. – Москва: 2007. – 86 с.
- АО Первый канал // СПАРК-Интерфакс http://www.spark-interfax.ru/moskva-ostankinski/ao-pervy-kanal-inn-7717039300-ogrn-1027700222330-c0626599ef004efdb6ffad778d499143 (Дата обращения: 13.12.2018).
- «Первый» за субсидиями // Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/3804411 (Дата обращения: 13.12.2018).
- ЛРТ, ООО // СБИС https://sbis.ru/contragents/5027163442/502701001 (Дата обращения: 14.12.2018).
Оставить комментарий