Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(49)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Глава 40 УПК РФ предусматривает рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, то есть при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, суд рассматривает уголовное дело в «упрощенном» порядке, при котором доказательства по делу, материалы уголовного дела не исследуются, не допрашиваются потерпевшие, свидетели.
Согласно статистике, представленной Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, по состоянию на 6 месяцев 2018 года, всего по Российской Федерации судами рассмотрено 280 140 дел, в то время как за 6 месяцев 2017 года, количество дел, рассмотренных в особом порядке судебного разбирательства, в Российской Федерации составило 292 279 уголовных дел.
Согласно ч. 2 ст. 316 УПК РФ участие потерпевшего при рассмотрении уголовного дела в данном порядке не является обязательным, при этом необходимо его согласие на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства [1].
Согласно п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» № 17 от 20.06.2010 «В случае заявления обвиняемым ходатайства об особом порядке судебного разбирательства в соответствии с главой 40 УПК РФ потерпевшему или частному обвинителю должны быть разъяснены процессуальные особенности такой формы судопроизводства, в том числе положения части 1 статьи 314 УПК РФ о том, что рассмотрение уголовного дела без проведения судебного разбирательства возможно только при отсутствии их возражений. Несоблюдение этого требования, если потерпевший заявит о нарушении его прав, может послужить основанием к отмене приговора, постановленного в особом порядке судебного разбирательства. При этом закон не требует выяснения у потерпевшего или частного обвинителя мотивов, по которым эти лица возражают против постановления приговора без судебного разбирательства» [2]. При этом, в постановлении не указано в какой именно момент нужно истребовать согласие потерпевшего. На практике согласие от потерпевшего отбирается как на стадии предварительного следствия следователем, так и после поступлении уголовного дела в суд. При этом, если потерпевший отказывается от участия в судебном заседании, от него должно быть отобрано заявление в письменной форме, которое приобщается к материалам уголовного дела. В случае если потерпевший, не явился в судебное заседание, судья оглашает его заявление о согласии или несогласии с рассмотрением уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.
На сегодняшний день между в теории уголовного процесса нет единого мнения среди ученых-процессуалистов по вопросам о необходимости учета мнения потерпевшего для рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства. Так, по мнению В.В. Осина «…можно считать необходимым и достаточным применять особый порядок только по инициативе обвиняемого, так как обвиняемый соглашается на обвинение без применения принципа состязательности сторон. Согласие без исследования доказательств по упрощенному порядку доказывания по предъявленному ему обвинению не должно зависеть ни от государственного обвинителя, ни от потерпевших. У них просто нет никаких объективных данных, позволяющих влиять на эту процедуру, поскольку возможность компромисса между сторонами установил законодатель исходя, прежде всего из общих целей организации судопроизводства в России» [5, c. 21-23]. Этой же точки зрения придерживается С.П. Желтобрюхов, который считает, что «постановление приговора без проведения судебного разбирательства по уголовному делу - это личное волеизъявление обвиняемого (подсудимого), а, следовательно, для этого не нужно наличие согласия государственного обвинителя и потерпевшего, так как именно обвиняемый (подсудимый) соглашается с предъявленным ему обвинением, и этим никоим образом не ухудшаются права государственного обвинителя и потерпевшего» [3, c. 60-62]. По мнению Д.П. Великого, для юридически точной реализации положений ч. 6 ст. 316 УПК РФ судья должен, во всяком случае, в производстве в особом порядке признавать явку потерпевшего обязательной. В связи с этим заслуживают внимания предложения об изменении формулировки ч. 1 ст. 314 УПК РФ с «при наличии согласия потерпевшего» на «отсутствие возражений потерпевшего» [4, c. 30-32].
На практике при невозможности выяснить мнение потерпевшего суд откладывает судебное заседание до получения заявления об отказе или согласии потерпевшего на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства. Потерпевший уведомляется о дате, времени и месте судебного заседания даже в случае, если потерпевший на предварительном следствии заявляет ходатайство об отказе от участия в судебном разбирательстве. При неявке потерпевшего в судебное заседание его позиция, зачастую, выясняется секретарем судебного заседания, путем телефонного звонка последнему, результаты которого оформляются телефонограммой и приобщаются к материалам уголовного дела.
Если согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству одним из условий рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства является заявление ходатайства после консультации с защитником, и в присутствии последнего, то потерпевшему услуги защитника не предоставляются, он может воспользоваться услугами представителя, но за свой счет. В связи с чем обязанность по разъяснению характера и последствий постановления приговора в особом порядке судебного разбирательства фактически лежит на органе предварительного следствия и суде.
При этом потерпевший не лишен права предъявлять исковые требования к подсудимому, которые суд вправе как удовлетворить, или отказать в их удовлетворении, так и направить для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
При этом возникает вопрос о необходимости участия потерпевшего в судебном заседании при наличии у него гражданского иска. Согласно п. 2 ст. 44 УПК РФ «Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции» [2]. Чаще всего потерпевший подает исковое заявление в ходе предварительного следствия, либо в ходе судебного заседания, и следователь или суд постановлением признают его гражданским истцом, разъясняя ему все необходимые права и обязанности. В таком случае у суда вопросов к потерпевшему чаще всего не возникает и суд принимает решение по данному иску. Однако бывают случаи, когда потерпевший подает исковое заявление вне рамок судебного разбирательства вместе с ходатайством о рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства в его отсутствии. Поскольку согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству после подачи искового заявления потерпевший должен быть признан гражданским истцом, ему должны быть разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 44 УПК РФ, он должен поддержать поданное им исковое заявление, является целесообразным обязательное участие потерпевшего по уголовным делам, рассмотренным в особом порядке судебного разбирательства, в случае подачи ими гражданского иска на стадии рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции.
Кроме того, глава 40 УПК РФ не содержит норм, запрещающих принимать по делу, рассматриваемому в особом порядке, иные, помимо обвинительного приговора, судебные решения, в том числе о прекращении уголовного дела за примирением с потерпевшим, при этом прекращение уголовного дела возможно по ходатайству потерпевшего.
Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по состоянию на 6 месяцев 2018 года, число осужденных лиц, в отношении которых при рассмотрении дела применен особый порядок рассмотрения уголовного дела составляет 241 602 человека. Числа лиц, в отношении которых дела были прекращены при рассмотрении дела применен особый порядок рассмотрения дела, по состоянию на 6 месяцев 2018 года, составило 48 522 человека, что составило примерно 17 %.
Таким образом, несмотря на «упрощенный» порядок судебного разбирательства, при рассмотрении уголовного дела в особом порядке, потерпевший имеет ту же совокупность прав и свобод, гарантированных государством, что и при рассмотрении уголовного дела в общем порядке судебного разбирательства.
Список литературы:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.06.2010 N 17 (ред. от 16.05.2017) "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве "//Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.10.2018) //Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- Желтобрюхов С.П. Нужно ли согласие государственного обвинителя и потерпевшего при постановлении приговора в особом порядке судебного разбирательства? // Российская юстиция. 2017. N 12. С. 60 - 62.
- Неретин Н.Н. Спорные моменты, возникающие при рассмотрении уголовного дела в особом порядке принятия судебного решения // Российский судья. 2013. N 12. С. 30 - 32.
- Осин В.В. Что мешает применению в России особого порядка судебного разбирательства // Адвокатская практика. 2011. N 7. С. 21 – 23.
Оставить комментарий