Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(48)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Подберезкин В.А. ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СЕКУНДАРНОГО ПРАВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 4(48). URL: https://sibac.info/journal/student/48/131086 (дата обращения: 19.01.2025).

ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СЕКУНДАРНОГО ПРАВА

Подберезкин Владислав Андреевич

магистрант кафедры гражданского права Омской юридической академии,

РФ, г. Омск

Наследование представляет собой охраняемый законом порядок перехода принадлежащих умершему гражданину на праве собственности вещей, имущества, имущественных прав и обязанностей к одному или нескольким лицам в порядке универсального правопреемства. Понятие наследования как универсального правопреемства возникло не сразу. В советский период Гражданские кодексы не использовали понятие универсального правопреемства. Это было связано с тем, что представление универсального правопреемства было несовместимо с существовавшей системой раздела имущества умершего гражданина.

Впервые наследственное правопреемство стали понимать, как универсальное ещё в Древнем Риме. С тех пор данный подход широко применялся как наиболее рациональный подход к правовому регулированию имущественных отношений. Римский юрист Юлиан говорил: “Наследование есть не что иное, как преемство во всех правах, которыми обладал умерший” [6, c. 141].

Согласно части 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследуемое имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Отсюда следует, что понятие наследования сохранило своё значение, и оно также несёт характер универсального правопреемства, т.е. наследуются и права, и обязанности умершего [4].

Большинство авторов придерживаются позиции универсальности правопреемства. Но также имеет место быть и позиция сингулярности правопреемства. В частности, высказывалось мнение о возможности наличия как универсального, так и сингулярного правопреемства, в случае с завещанием конкретных вещей [10, с. 50-57]. Также к сингулярному правопреемству можно отнести переход к наследнику по закону, совместно проживающему с наследодателем, предметов обычной домашней обстановки и обихода при условии, что этот наследник не относится к той очереди, которая с открытием наследства призывается к наследованию.

Сравнивая право наследования и секундарное право, следует упомянуть, что впервые конструкция «секундарного права» была предложена Э. Зеккелем в 1903 году. Немецкие юристы, исследуя большое количество субъективных прав, а также природу частного субъективного права обратили внимание на специфический вид права, отличающийся от иных прав своим объектом. Данное субъективное право имело в качестве объекта другое субъективное право. Способом же осуществления данного вида субъективных прав были односторонняя сделка или одностороннее волеизъявление. Исходя из этого, Э. Зеккелем была предложена конструкция «секундарного права» (gestaltungsrechte).

По мнению Э. Зеккеля секундарные права предоставляют возможность установления конкретного правоотношения благодаря односторонней сделке или одностороннему волеизъявлению. Данное право являлось особой разновидностью субъективных прав [9, с. 51-54].

Э. Зеккель разделял секундарные права на те которые имеют прямой и непрямой эффект на вещь. К прямому эффекту относится прямое воздействие на вещь, а к непрямому воздействие на вещь опосредованное обязательством.

М.М. Агарков считает, что секундарное право не является субъективным правом. По его мнению, секундарное право это, в первую очередь, проявление гражданской правоспособности Данная гражданская правоспособность является не только статистической, но и динамической. Это связано с постоянным изменением обстановки в которой действует субъект. Статистической составляющей можно представить «права вообще», в таком случае динамической составляющей будут конкретные субъективные права. Данная концепция динамической правоспособности была разработана М.М. Агарковым, у которой есть как сторонники, так и противники.

О.С. Иоффе являлся противником данной концепции, он отрицал категории динамической правоспособности и секундарного права, обосновывая это тем, что не всякое доступное лицу действие даёт возможность осуществления принадлежащих ему субъективных прав. Субъективному праву всегда противостоит чья-либо обязанность. По его мнению, состояние юридической связанности порождает некое специфическое правовое явление, которое является промежуточным положением между субъективным правом и правоспособностью [5, с. 692-693]. Данное явление и является секундарным правом.

В свою очередь А.Г. Певзнер, указывал на самостоятельность категории секундарного права как юридической формы взаимной связи поведения двух или более конкретных лиц [11, с. 16]. По его мнению, секундарные права можно поделить на:

  • Секундарные права, дающие возможность создать правоотношение;
  • Секундарные права, дающие возможность изменить или прекратить правоотношение.

Права, относящиеся к первой группе, не являются субъективными правами. Это связано с тем, что у людей обладающими данными правами образуются промежуточные правоотношения. Данные правоотношения имеют взаимную связь поведения участников, а не права и обязанности.

А.Г. Певзнер отклонил взгляд о том, что секундарное право может создать правоотношение. Касаемо изменения и прекращения, по его мнению, такие права являются правомочиями, входящими в состав уже существующего субъективного права. Лишь по причине того, что они являются частью целого, им не соответствует обязанность.

В настоящее время исследователи полагают, что секундарное право это юридическая возможность совершения одностороннего волеизъявления, предоставляемая лицу для изменения или прекращения гражданского правоотношения [3, с. 69]. Другой вариант говорит о том, что секундарное право это субъективное гражданское право, которое возникает на основании определённых юридических фактов, но данное право может быть реализовано лишь при наступлении дополнительных юридических фактов [2, с. 43-44].

Говоря о секундарных правах, в наследственных правоотношениях, следует упомянуть, что данная тема является актуальной из-за неоднообразного понимания наследственного правоотношения. В частности можно выделить вопросы, возникающие из-за того, что права наследодателя и права наследника понимаются как отдельные права, существующие вне правоотношения [7, с. 234].

По мнению А.Г. Певзнера право на принятие наследства является право, благодаря которому лицо своими односторонними действиями может создать правоотношение для себя и другого лица [11, с. 19].

В отличие от него С.С. Алексеев считал, что право на принятие наследства является промежуточной стадией на пути к формированию субъективного права [1, с. 65-66].

Е.Н. Киминчижи утверждает, что право наследования является секундарным, обосновывая это тем, что праву наследования не противопоставлено какая-либо обязанность [8, с. 17-19].

Исходя из этого, можно утверждать, что право наследования является секундарным правом. В случае смерти наследодателя наследники приобретают право наследования имущества наследодателя. На основании одностороннего волеизъявления наследников данное право может быть изменено или прекращено. К примеру, отказ от принятия наследства расценивается как прекращение права наследования в отношении наследника, изъявившего свою волю на отказ от принятия наследства.

 

Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Односторонние сделки в механизме гражданского правового регулирования // Антология уральской цивилистики. 1925–1989. – М.: Статут, 2001. – С. 65 – 66;
  2. Бабаев А.Б. Проблема секундарных прав в российской цивилистике: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 43 – 44;
  3. Богатырев Ф.О. Секундарное право на примере постановления Президиума Верховного Суда России // Журнал российского права. 2005. № 2. – С. 69;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018г.) // www.pravo.gov.ru;
  5. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. – М.: Статут, 2003. – С. 692 – 693;
  6. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Учебно-методическое пособие. Изд-во ЛГУ, 1974. – С. 141;
  7. Карнушин В.Е. Секундарные права в гражданском праве РФ: общие вопросы теории, секундарные права в Гражданском кодексе РФ. 2016. – С. 234;
  8. Киминчижи Е.Н. Право наследования как секундарное право // Наследственное право. 2010. № 4. – С. 17 – 19;
  9. Маланников О.В. О теории наследования секундарных прав // Нотариальный вестник. 2010. № 1. – С. 51 – 54;
  10. Никитюк П.С. О правовой природе наследственного преемства в социалистическом обществе // Правоведение. 1973. № 5. – С. 50 – 57;
  11. Певзнер А.Г. Понятие гражданского правоотношения и некоторые вопросы теории субъективных гражданских прав // Всесоюзный юридический заочный институт. Ученые записки. Выпуск 5, Вопросы гражданского права. – М., 1958. – С. 16 – 19.

Оставить комментарий