Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(44)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Порсюров Е.А., Коротаева О.А. К ВОПРОСУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КРИПТОВАЛЮТ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44). URL: https://sibac.info/journal/student/44/126821 (дата обращения: 15.01.2025).

К ВОПРОСУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КРИПТОВАЛЮТ

Порсюров Егор Александрович

студент, юридический факультет, ВятГУ,

РФ, г. Киров

Коротаева Ольга Анатольевна

ст. преподаватель ВятГУ,

РФ, г. Киров

На настоящий момент уровень капитализации на мировом рынке криптовалют достиг 108 млрд. долларов [9], при чём даже после падения фондовых рынков и курса биткоина в первом полугодии 2018 года [10], можно утверждать, что криптовалюты остаются перспективными валютами, способными получить большое распространение и в будущем стать средством, включающим все основные денежные функций, а также основой для развития новых технологий. В связи с этим закономерен факт того, что в условиях развития цифровой экономики в каждом государстве вызывает актуальность проблема регулирования данной финансовой сферы.

Анализ существующих в виде законопроектов и уже вступивших в законную силу официальных нормативных положений [4] позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование в первую очередь направлено на определение статуса криптовалюты, в то время как вопросам налогообложения данной сферы, в частности майнинга, то есть предпринимательской деятельности, направленной на создание криптовалюты и (или) валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты (далее – майнинг) [2], и последующего обращения криптовалютных единиц не уделяется должного внимания.

Так, говоря о налоге с продажи и покупки криптовалюты, стоит обратиться к информационному Письму Министерства финансов России Российской Федерации по частному запросу № 03-04-05/66994 от 13 октября 2017 года, в котором разъяснено, что особого порядка уплаты налогов на операции с криптовалютой в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) не предусмотрено, но вместе с тем, отмечается факт того, что глава 23 НК РФ) [1] не устанавливает особого налогообложения для доходов от криптовалюты, а значит, на них распространяется общее правило, соответственно,  операции по покупке и продаже биткоина облагаются налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в таком ж порядке, как и другие операции, с которых уплачивается этот налог [3]. Стоит также отметить о разрабатываемом положение, согласно которому будет разрешён майнинг как физическим, так и юридическим лицам только под контролем государства, причём майнеров ждут два года налоговых каникул, в продолжение которых они будут обязаны вести бухгалтерский учет; после каникул юридические лица будут платить налог на прибыль, а налог на добавленную стоимость (далее – НДС) – не будут; что за налог будут платить частные майнеры, в концепции не сказано [12].

Несмотря на представленные положения, вопрос налогообложения криптовалют до конца не разработан, в частности существуют проблемы в таких функциональных сегментах рынка как операции по созданию криптовалютных единиц и их последующем обращении.

Во-первых, приходится констатировать невозможность применения к сфере криптовалют  традиционных норм налогового права, в связи с тем, что новые средства платежа не подпадают под сложившееся регулирование на финансовом рынке, основанное на традиционных положениях о том, что государство обладает монополией на денежную эмиссию, а также фактора анонимности, который присущ пользователям криптовалютой, что усложняет сбор налогов, уполномоченными органами, обеспечивающих финансовую безопасность [7, с. 258], помимо того, существуют также трудности, связанные с решением отдельных вопросов налогообложения при майнинге, операций с криптовалютами, проходящими через биржи, особенности отражения доходов от криптовалют в налоговых декларациях и сложность налогового контроля за такими доходами, виды налогов, подлежащих уплате, и случаи, когда их необходимо взымать с налогоплательщиков [5, с. 9].

Во-вторых, пользователи посредством майнинга создают новые единицы криптовалют, что можно сравнить с эмиссионной деятельность со стороны государства, в которой эмитент формирует определённый доход от эмиссии (сеньораж), определяющий вопрос относительно порядка налогообложение. Анализируя процессы эмиссии денежных знаков и криптовалютных единиц, стоит сказать, что, если в первом случае, в условиях монопольного права государства денежные потоки облагаются налогом различными способами (например, банки, получающие их как кредиты, не уплачивают налоги для обретения прибыли, в свою очередь лица, обменивающие товары и услуги государству на деньги уплачивают налог на доходы), то во втором случае при децентрализованной эмиссии криптовалюты возникает ряд проблемных вопросов, одним из которых является определение момента возникновения объекта налогообложения: сразу же при создании криптовалютной единицы или при последующем обмене или оплате товаров и услуг.

Так, Н.Н. Гунько, М.А. Назаров сравнивают создание криптовалюты с добычей драгоценных металлов, ссылаясь на то, что понятийный аппарат берёт свою начало из добывающей отрасли, а количество криптовалютных единиц, как и драгоценного металла, ограниченно [6, с. 969]. Кроме того, можно провести параллель в определение биткоина в качестве денежного суррогата и не узаконении в России добычи золота частными лицами по причине риска криминализации данной сферы [8]. Возникновение же объекта налогообложение в данном случае происходит сразу, так как налог на добычу полезных ископаемых возникает при факте добычи соответствующего материала. В таком случае, обложения криптовалюты налогом по образцу драгоценного металла, будет иметь место возникновение налога на прибыль как прирост стоимости, а в отношении НДС криптовалюта может быть признана инвестиционным драгоценным металлом, и, соответственно, облагаться льготно [13, с. 115].

Вместе с тем, стоит сказать о том, что недра на территории России выступают в качестве государственной собственности, а налог на соответствующую деятельность и лицензионные платежи – это платежи на получение права доступа к государственной собственности, в то время как криптовалюта, не имеющая физического выражения, и существующая в виде зашифрованного специального кода, не привязана к территории, следовательно, контроль места и времени фактического получения дохода невозможен, что говорит о необоснованности рассмотрения объекта налогообложение криптовалютных единиц по аналогии с добычей драгоценных металлов.

Другая позиция определения объекта налогообложения, распространённая на сегодняшний день, состоит в получение компенсации в качестве награды за оказание криптовалютной системе услуги «добычи», которая может быть выражена: в натуральной форме (товар, ценные бумаги, частные деньги) и в денежной форме (иностранная валюта) [14, с. 34]. Данный подход предполагает немедленное признание дохода для целей налогообложение, в связи с тем, что согласно пункту 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в натуральной или денежной форме, которая учитывается в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такая выгода может быть оценена. Другими словами, данное нормативное положение отсылает к принципу определённости, согласно которому, если выгоду невозможно оценить, то она, соответственно, не учитывается в качестве дохода [1].

В таком случае, если криптовалюта будет выступать как ценные бумаги, в качестве прямого налогообложения продавца будет выступать прирост капитала, НДС, соответственно, применяться не будет. А если признавать криптовалюту в качестве иностранной валюты, то стоит отметить, что можно будет достигнуть низкой, по сравнению с другими способами, налоговой нагрузки, так как объектом прямого налогообложения у продавца является курсовая разница, а объект НДС при операциях конвертации валюты отсутствует (только за проведение торговых операций) [6, с. 971]. Однако, рассмотрение криптовалюты в качестве иностранной валюты является маловероятным, по причине невозможности наделения официальным статусом иностранной валюты.

Также актуальным подходом к определению объекта налогообложение при майнинге криптовалют является рассмотрение созданных криптовалютных единиц в качестве объекта интеллектуальной собственности или цифрового товара, аналогичного программам для ЭВМ и другому, существующему в исключительной форме. Данное положение наиболее оптимально, утверждают М.Р. Пинская и К.Н. Цыган-Манджиева, так как в момент создания криптовалюты у пользователя не возникает объекта налогообложения, а его признание откладывается до его последующей реализации [11, с. 145].

В случае создания криптовалютных единиц в качестве цифрового товара необходимо рассматривать объект налогообложения применительно к субъекту его реализовавшего: так, доход, полученный физическим лицом в полной сумме будет облагаться НДФЛ, а доход предпринимателя в свою очередь будет облагаться НДС, при отсутствии льготы по НДС, распространяющейся на реализацию программ для ЭВМ [6, с. 970].

Таким образом, на сегодняшний день можно выделить следующие проблемы, существующие в сегментах рынка по созданию криптовалютных единиц и их последующем обращении, которые препятствуют налоговому регулированию криптовалют:

  1. невозможность применения сфере криптовалют традиционных норм налогового права, в связи с тем, что новые средства платежа не подпадают под сложившееся регулирование на финансовом рынке;
  2. отсутствие определения объекта налогообложения в майнинговой деятельности и при дальнейшем обращение криптовалютных единиц, что препятствует к установлению необходимого налогового режима для субъектов рынка.

Предложенное в Проекте Федерального закона «О цифровых финансовых активах» регламентирование криптовалюты представляется нам достаточным для дальнейшего правового регулирования рассматриваемой сферы, в связи с чем, по нашему мнению, решение представленных проблемных вопросов представляется возможным, посредством принятия Проекта Федерального закона «О цифровых финансовых активах» на национальном и разработке специального законодательства на международных уровнях.

 

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) [Электронный ресурс] // Доступ СПС Консультант Плюс;
  2. Проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 22.05.2018) [Электронный ресурс] // Доступ СПС Консультант Плюс;
  3. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13.10.2017 г. № 03-04-05/66994 «Об уплате НДФЛ при совершении операций с физическими лицами по покупке и продаже биткойнов» [Электронный ресурс] // Доступ СПС Гарант;
  4. Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок „виртуальных валют”, в частности Биткойн» [Электронный ресурс] // Доступ СПС Консультант Плюс;
  5. Белянин А.С. Налогообложение криптовалюты: правовые проблемы и перспективы развития // МНСК-2018: Государство и право. - 2018. - С. 9-10.;
  6. Гунько Н.Н., Назаров М.А., Стаканова Н.С. Подходы к налогообложению криптовалют // Экономика и предпринимательство. -2018. -№ 5 (94). - С. 967-971.;
  7. Милош Д.Ш. Налогообложение криптовалют: мировой опыт и возможности его использования в Республике Беларусь // Мировой опыт и экономика регионов России. Сборник студенческих научных работ. По материалам ХVI Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. -2018. - С. 257-263.;
  8. Минприроды предлагает разрешить индивидуальную добычу золота на Колыме. 02.08.2017. URL: https://ria.ru/economy/20170802/1499636776.html (дата обращения: 13.12.2018)
  9. Общая рыночная капитализация криптовалют [Электронный ресурс] //  https://coinmarketcap.com/ (дата обращения: 13.12.2018);
  10. Падение биткоина: стоит ли ждать нового роста стоимости цифровых денег [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru/opinions/finances/02/07/2018/5b39e6379a7947709b5b1b8e (дата обращения: 13.12.2018);
  11. Пинская М. Р., Цаган-Манджиева К. Н. Налогообложение доходов от деятельности, связанной с криптовалютами // Экономика. Налоги. Право. -2018. -№2.- С. 138-148;
  12. Российские власти будут выявлять майнеров по счетам за электричество [Электронный ресурс] // https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/01/26/749044-viyavlyat-mainerov-po-schetam (дата обращения: 13.12.2018);
  13. Семкина Т. И., Медведева О. В. Зарубежный опыт обложения НДС операций с драгоценными металлами // Финансовый журнал НИФИ. -2015. -№ 6. - С. 112- 118.;
  14. Akins B., Chapman J., Gordon J. A Whole New World: Income Tax Considerations of the Bitcoin Economy // Pittsburgh Tax Review, -2014. -С. 26-56.

Оставить комментарий