Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(43)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ
Как один из методов наказания смертная казнь была заимствована в Древней Руси после принятия христианства. Князю Владимиру было предложено византийскими епископами действовать в соответствии с Кормчей книгой, в которой была предусмотрена смертная казнь за разбой. Владимир согласился казнить разбойников, однако его решение было временным [1].
В Древней Руси существовал другой метод для расправы над преступником за тяжкие преступления. Им стала кровная месть, легальный способ убийства по принципу Талиона. Сначала круг «мстителей» определен не был. Но позже данное право было закреплено в статье первой Краткой правды [2, с. 103]. Установив законодательно перечень людей, которым разрешено использовать право мести, государство больше этого вопроса не касалось. Только если не находилось человека, которому отомстить по праву можно, то государство брало с преступника виру.
Фактом того, что Руси не была свойственна кровавая расправа, стало то, что в Пространной редакции Русской Правды кровная месть была окончательно заменена денежным штрафом [3, с. 146].
Все-таки надо отметить, что наказание в виде лишения жизни было. Так, в договоре 911 года между Русью и Византией было прописано, что за убийство русским христианина или христианином русского наказание – смерть [4, с. 244]. Эта санкция сохранилась и в договоре 945 года [5, с. 320].
Подводя итог по данному отрезку времени, можно сделать вывод, что смертная казнь в Древнерусском государстве отсутствовала, так как договоры Игоря и Олега закрепили это наказание в международных отношениях с целью защиты своих людей. Взаимность условий требовала и подобной кары в отношении к русским людям. В то же время кровная месть имеет мало общих черт со смертной казнью, так как она идет не от лица государства, а от частного лица. В таком случае преступник мог быть прощен, тогда как наказание от государства имеет обязательный характер.
Возможно, что смертной казни не было лишь потому, что князья её не принимали. Они были против такого вида (жестокого) наказания. Владимир отказался от этого, увидев в том грех. Владимир Мономах в своем «Поучении» детям писал так: «Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души» [6, с. 171].
Только спустя несколько столетий смертная казнь все же нашла закрепление в русском законодательстве. Вероятно, жестокость междоусобных войн сделали общество способным к этому. Все началось с Двинской уставной грамоты 1397 года, где преступник, уличенный в краже в третий раз, должен быть повешен [7, с. 125]. В данном случае мы видим, что смертная казнь применяется только к одному преступлению, совершенному не в первый раз.
Дальнейшее развитие права увеличивало рамки казни. Так Псковская судная грамота 1467 года приговаривала к смерти за конокрадство, кражу из храма, кражу в третий раз, поджог и государственную измену [8, с. 220].
Два выше перечисленных законодательных сборника закрепляют и укрепляют смертную казнь, как одно из приемлемых наказаний. Это нашло отображение в дальнейших законах, когда смерть преступника являлись чуть ли ни единственным наказанием.
Так, Судебник 1497 года, созданный князем Иваном III, включал в себя уже 10 видов преступлений, за которые грозила смерть, а именно: душегубство, татьба, Государское убойство, т. е. холопом господина, поджог, ябедничество, Церковная татьба, Головная татьба, т. е. кража человека, разбой, подмет и государственная измена. Впервые в этот список было внесено убийство. Также стоит отметить, что кража наказывается казнью уже после второго подобного преступления.
Дальнейшее развитие так называемого уголовного права происходит в Судебнике 1550 года во время правления Ивана IV Грозного. В список «смертельных» преступлений были добавлены сдача врагу города и подлог актов.
Резкий скачок расширения границ применения казни говорит о серьезном недоверии правителей к своему народу. Это наказание показывает то, что законодатели не хотели видеть больше на русской земле человека, который нарушил определенный закон. Для казни использовались самые изощрённые способы: неверных жен закапывали в землю, изменников кипятили в котле, фальшивомонетчикам заливали в глотку металл, а кого-то просто садили на кол. Все действо проходило в Москве на Лобном месте или чаще на Болотной площади, и люди толпами приходили смотреть на это страшное зрелище.
А введенные матерью Ивана Грозного пытки во время следствия в итоге стали другим элементом казни, потому как многие после них не выживали.
В данном проявлении жестокости под видом справедливого наказания возможно усмотреть и в том числе влияние монголо-татарского нашествия и их методов расправы над нарушителями. Ведь монголы использовали смертную казнь и исполняли самыми изощренными способами, например, перерезая шею тетивой лука. А междоусобные войны научили общество тому, что и брата можно ослепить или убить.
Судебник 1550 года просуществовал сто лет, пережил Смуту и, как оказалось, имел много недостатков. За время действия Судебника многие его акты устарели, также было издано много новых указов, поэтому потребовалась новая кодификация, проведенная царем Алексеем Михайловичем. В новом сборнике законов, Соборном уложении, содержалось 60 преступлений, наказываемых смертной казнью [9, с. 122]. Также имелось много телесных наказаний, которые влекли за собой смерть преступника. Такое большое количество смертных преступлений и жестоких наказаний является следствием того, что источниками Соборного уложения послужили Кормчая книга, которая уже упоминалась выше, и Литовский статут.
Стоит отметить, что спустя десять лет стали издаваться новые указы, которые смягчали многие наказания: воры и разбойники наказывались отрубанием пальца на левой руке и ссылкой в Сибирь, поджигателей не сжигали, а вешали, жен, убивших своих мужей, больше не закапывали в землю, а отрубали им головы [10, с. 89]. Но в итоге многие смягчения были упразднены.
Такое большое разнообразие наказаний за преступления было обусловлено целью устрашения людей. Зачастую отрубленные конечности разбойников вешали на деревьях, чтобы народ видел и боялся подобных последствий.
И, как показало будущее, нет ничего страшнее влияния чужеземных законов на наши. Эпоха развития смертной казни «расцвела» во время правления Петра Первого. Воинский устав, изданный в 1716 году, содержал 122 преступления, за которые грозила смертная казнь. Это опять же без учета нарушений, за которые грозили телесные наказания, после которых человек редко выживал. Впервые было закреплено колесование, наказание, во время которого железным прутом ломали все большие кости, а останки вывешивали на колесо, закрепленное на шесте. За такое новое «веяние» в развитии смертной казни можно поблагодарить свод законов Каролина.
Эпоха Петра стала пиком торжества смертной казни в уголовном праве. Но не все было настолько мрачным, как говорят нам многие источники. Нередко случалось так, что смертная казнь в исполнение не приводилось. Существуют сведения о помиловании в честь праздников в царской семье или государстве. Также православная церковь пользовалась правом печалования. Преступник освобождался от казни, но был пожизненно заключен в монастырь. Пугало отношение к наказанию со стороны простого народа. Он настолько привык к многочисленным казням, к их кровавому буйству, что стал относится к этому равнодушно: людей больше не страшил ни сам процесс, ни угроза такого наказания.
Смерть первого императора начала эпоху дворцовых переворотов. Особой жестокостью отличалась Анна Иоановна, которая в начале своего правления вводит казнь сожжением за волшебство [11, с. 97]. Ужасы её властвования отразились на реформах следующей императрицы Елизаветы Петровны. Она дала обет, что если взойдет на престол, то во время своего правления не лишит никого жизни. В 1744 году Елизавета издает указ, в котором фактически приостанавливается исполнение смертной казни до особого распоряжения Сената [12, с. 44]. Спустя 10 лет вышел указ, который гласил, что всех приговоренных наказывать кнутом, рвать ноздри и ставить клеймо «Вор» [13, с. 107]. Трудно утверждать, что это наказание смягчало участь провинившихся. Но Императрица стремилась не просто остановить, а полностью отменить смертную казнь.
Последней кодификационной комиссии при ее правления были устно переданы слова самой Елизаветы Петровны о том, что смертную казнь не писать [14, с. 95]. Но императрица умирает, и ее замысел так и не был воплощен в жизнь. Шаг в сторону отмены смертной казни был сделан. Пусть не законодательно, но фактически это наказание потеряло главенствующий характер в стране. Забегая вперед, можно сделать вывод, что данное решение Елизаветы Петровны стало роковым для смертной казни. В стране воцарилась неясность: есть смертная казнь или нет. Ответ должна была дать другая могущественная императрица – Екатерина II. Стоит отметить, что все могло решить новое Уложение, для написания которого была создана девятая по счету законодательная комиссия. Чтобы помочь созданию нового уложения, императрица пишет для комиссии некую основу – Наказ. Всем известен факт, что Екатерина ведет переписку с западноевропейскими мыслителями, что тоже сыграло большую роль и наложило либеральный оттенок на идеи Наказа. В статье 210 заключены основные мысли о смертной казни. Екатерина II не одобряет казнь, но при этом утверждает, что она имеет место быть в случае государственной опасности [15, с. 35]. Именно в таком ключе, по идее Наказа, мы должны рассматривать казнь Пугачева и руководителей восстания 1775 года. Но в итоге деятельность законодательной комиссии прошла безрезультатно, и новое Уложение во время правления императрицы так и не появилось.
Последующие правители Российской империи так же безуспешно создавали комиссии по написанию Уложения. Законодательная инициатива Александра Первого носила более широких размах в сфере смертной казни, так как он определил пять видов преступлений, за которые полагалась смерть.
В 1825 году к власти приходит Николай Первый. На начало его правления приходится восстание декабристов. Император лично утвердил лишь 5 смертных казней декабристов из 36 предложенных, заменив жестокое четвертование на простое повешение. Спустя несколько месяцев Николай взял под свой контроль разработку Уложения, успех которого был обеспечен подбором в комиссию профессиональных деятелей. И в 1832 были закончены 15 томов Свода Законов Российской Империи.
Смертная казнь теперь законодательно грозила только за тяжкие государственные преступления и за карантинные преступления. При этом если преступление имело особую важность, оно передавалось Верховному уголовному суду.
Но спустя некоторое время обнаружились некоторые недостатки свода в части уголовного законодательства. В итоге было принято решение о создании сборника законов о наказаниях. И в 1845 году было написано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в котором содержалось два вида преступлений, предусматривающих смертную казнь: важнейшие государственные преступления и тяжкие карантинные преступления.
Прошел век со времени издания указа Елизаветы Петровны, и смертная казнь пусть и не была окончательно уничтожена, но теперь применялась с разумом. Минули года варварского устрашения и неоправданной жестокости. Теперь смертная казнь стоит на охране суверенности и безопасности страны, защищая монархию и покой государства. Массовое истребление народа прекратилось. Количество казненных резко сократилось. Конечно, не все было так оптимистично. Оставались наказания кнутом и петровские шпицрутены, после которых человек редко оставался живым. Но и они недолго просуществовали: 17 апреля 1863 были изданы указы, отменяющие их.
К сожалению, это положение дел продлилось недолго: в России начали проявляться революционные настроения. Ослабление хватки государства приводит к тому, что появляются организации, желающие свергнуть монархию. Наступало время контрреформ. Так после убийства Александра II было издано Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия [16, с. 202]. Оно закрепляло усиление власти на местах, в которых объявлялись чрезвычайные ситуации во время гражданских волнений. Но это не уберегло империю от революции, которая случилась в 1905 году. Можно сказать, что у власти сдали нервы. Создавались военно-полевые суды, был издан закон о сокращении сроков следствия. В итоге количество людей, приговоренных к смертной казни, увеличилось в 5-10 раз [17, с. 144]. Появляется выражение «Столыпинский галстук». Существовали попытки отменить смертную казнь, так первая и вторая Государственная Дума выдвигали законопроект, заменяющий казнь тяжким наказанием, но Государственный Совет эти проекты не утвердил.
В 1917 году Российская империя пала. Сразу же после февральской революции Временное правительство отменило смертную казнь. Но вскоре она была введена на фронте за военные преступления. 28 октября 1917 года после установления Советской власти смертная казнь была отменена II Всероссийским съездом Советов. Но гражданская война и контрреволюционные выступления вынудили власть прибегнуть к крайним мерам.
5 сентября 1918 года выпускается постановление СНК «О красном терроре», разрешающее расстрел [18, с. 39]. А до этого СНК принимает декрет «Социалистическое отечество в опасности!». Декрет разрешал прибегать к чрезвычайным мерам, в том числе и к расстрелу на месте преступления различных хулиганов, спекулянтов и иностранных агентов.
Некоторые успехи в гражданской войне позволили Советской власти вновь отказаться от смертной казни. Постановление ВЦИК и СНК от 17 января 1920 года гласило: «Отменить применение высшей меры наказания (расстрела) как по приговорам Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ее местных органов, так и по приговорам городских, губернских, а также и Верховного судов при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете трибуналов» [19, с. 93]. УК РСФСР 1922 не включал смертную казнь в систему наказаний, а выводил ее в отдельную статью, таким образом государство признает данную меру как исключительную. Впоследствии в УК РСФСР 1926 года количество расстрельных статей уменьшилось вдвое.
После Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. была провозглашена отмена смертной казни в мирное время [20, с. 55]. Впоследствии, вплоть до распада СССР, происходили лишь расширения рамок применения смертной казни. Советская власть пыталась использовать данный вид наказания в силу обстоятельств, в каких находилось государство. Можно утверждать, что с задачей устрашения и наведения порядка в обществе оно справлялось. Но многочисленное применение казни в угоду личных интересов различных уровней руководящих лиц создало впечатление о геноциде своего народа.
Конституция РФ, принятая в 1993 году, в ч. 2 ст. 20 установила, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
В 1996 году Россия вошла в Совет Европы и в течение года должна была подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. 16 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Фактически после указа на территории стал действовать мораторий на смертную казнь. Конституционный суд Российской Федерации от 2 февраля 1999 года вынес постановление №3-П, в котором признал применение смертной казни неконституционным. Причиной было отсутствие во всех субъектах РФ судов присяжных [21, с. 324]. С 1 января 2010 года суды присяжных должны были начать работу в последнем субъекте Российской Федерации, где их еще не было – в Чеченской Республике. Возникла новая угроза возвращения смертной казни. Но 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим Определением № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П» признал невозможность назначения смертной казни [21, с. 340].
Таким образом, смертная казнь на территории России больше не действует. Спустя много веков пролития крови наша страна все же пришла к окончательной победе разума. По моему мнению, в ближайшем будущем обратного введения казни не будет. Также я против смертных приговоров. Это тот вид наказания, последствия которого не исправить, потому что цена ошибки судьи очень велика. Конечно, споры по этой теме никогда не прекратятся, как и разные мнения людей: нужна смертная казнь или нет.
Кто-то утверждает, что государство посредством налогов не должно содержать опасных преступников, кто-то просто считает, что жить они не должны. Никто никогда не найдет разумную расплату за опасные преступления. И при этом мир всегда будет иметь две точки зрения: тех, кто держит винтовку, и тех, кто стоит у стены.
Список литературы:
- Ведомости Верховного совета СССР. 1947. №17. Ст. 17.
- Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. - СПб.; 1830 – Том I. № 105. − 335с.
- Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. - СПб.; 1830 – Том VIII. № 5761. – 357с.
- Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. - СПб.; 1830 – Том XII. № 8944. – 449 с.
- Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. - СПб.; 1830 – Том XIV № 10306. – 434 с.
- Полное собрание русских летописей. Том 1. – Л.: АН СССР, 1926-1928. – 396 с.
- Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье. – СПб.; 1885. – Т. I. № 350. – 389с.
- Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства.1918. № 65. Ст. 710. – 323 с.
- Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1920. №4-5. Ст. 22. – 330 с.
- Воротилина Т.В. Институт смертной казни в России: Историко-правовое исследование // Право на смертную казнь: сборник статей. 2014. № 89. – 221 с.
- Епифанов П.П. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост. Епифанова О.П. – М.; 1987. – 214с.
- Загоскин Н.П. Очерки истории смертной казни в России. − М.: URSS. 2015. – 112 с.
- Карамзин Н. М. Примечания к истории государства российского. Т. IV. – СПб.; 1990. − 158с.
- Латкин В. Законодательные комиссии в России в XVIII веке, - М.: ЛитРес. 2010. – 607 с.
- Михлин А. С. Эволюция законодательства о применении смертной казни // Законность. 2007. №4. – 148 с.
- О величии России. Императрица Екатерина II – М.: ЭКСМО, 2015.− 706с.
- Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М.: Госюридиздат, 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X–XII вв. – 287с.
- Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М.: Госюридиздат, 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X–XII вв. – 296с.
- Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. − М.: Книга по требованию. 2013. – 300 с.
- Марасанова В. М. История России до конца XVII столетия. Лекции. - М.: Директ-Медиа. 2014. – 243 с.
- Уголовное право России. Общая часть / под ред. Ф. Р. Сундурова, И. А. Тарханова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2009. – 515с.
- Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков в 9 т. − М.; 1984. – 512 с.
Оставить комментарий