Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(41)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Киндерова А.М. СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 21(41). URL: https://sibac.info/journal/student/41/120191 (дата обращения: 20.04.2024).

СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

Киндерова Анастасия Михайловна

магистрант 3 курса заочного отделения Саратовской государственной юридической академии Институт прокуратуры

РФ, г. Саратов

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы понятийного аппарата семейно- бытовой преступности, в частности легальное определение «семейно-бытового дебоширства» законодательство не содержит, однако региональное законодательство некоторых субъектов использует это понятие в своих нормативно-правовых актах и дает ему определение. В этих субъектах показатели семейно-бытовой преступности ниже, чем в других регионах виде чего необходимо вывести легальное определение. Кроме того, в статье предлагается решение с «психическим насилием» в семье. Выводы и предложения основаны на анализе регионального законодательства. Предложено введение статьи в КоАП РФ, предусматривающей наказание за «семейно-бытовое дебоширство».

Ключевые слова: Дебошир, семейно-бытовое дебоширство, психическое насилие.

 

Явление семейно-бытовой преступности, так или иначе, встречается в жизни каждой семейной пары: в одних это само деяние в других отглосок «призрак», наблюдаемый в других семьях близких, друзей, знакомых, известных личностей. За последние два десятилетия в стране произошли многие изменения, которые привели к росту бытовой преступности. Ее истоки - в снижении жизненного уровня основной части населения, жилищных трудностях, безработице, недостатке человеческой культуры и, в первую очередь, в алкоголизме.

Семейно-бытовое насилие как форма семейного неблагополучия является одной из острых проблем современного общества и является одним из показателей социально нездорового общества.

Рассматривая данную тему, мы вспоминаем как слышали из новостей, видели в газетных статьях понятие «дебошир», как правило под этим определением понимался супруг в состоянии алкогольного опьянения, совершающий действия не приемлемые в нормальных семейных отношениях- избиение, крушение мебели, вышвыривание из квартиры домочадцев и вещи. Такое понимание заложено практически в каждом рядовом гражданине, однако интересно посмотреть, что же на законодательном уровне понимается под определением «дебошира» и понимается ли вообще.

Итак, легального понятия «дебошир» - отечественное законодательство не содержит, однако понятие семейно-бытовое дебоширство имеет место быть на уровне регионального законодательства, в частности:

В Законах Республик Алтай и Чувашия под семейно-бытовым дебоширством понимаются буйство, скандал, устраивание беспорядка, которые сопровождаются шумом и нарушают покой семьи.

В Законе Республики Бурятия "Об административных правонарушениях" семейно-бытовое дебоширство - это буйство, скандал, устраивание беспорядка в месте проживания (пребывания), сопровождающиеся шумом и нарушением покоя семьи.

В Пермском крае семейно-бытовое дебоширство - это совершение в отношении членов семьи в месте ее проживания (пребывания) на почве личных неприязненных отношений, бытовых разногласий действий, связанных с оскорбительным приставанием к гражданам, нецензурной бранью, либо совершение иных умышленных действий, выражающих явное неуважение к личности, нарушающих спокойствие граждан, если эти деяния не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых установлена действующим законодательством.

Привлечение лиц к административной ответственности за семейно-бытовое дебоширство в Республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Чувашия, Вологодской, Ивановской, Кировской, Костромской, Магаданской, Мурманской, Пензенской, Саратовской областях, Забайкальском, Пермском краях позволило снизить количество преступлений, совершенных в семейно-бытовой сфере, в данных субъектах Российской Федерации.

Так почему бы не закрепить на законодательном уровне понятие «семейно-бытовое дебоширство»?

Представляется логичным ввести законодательное определение «семейно-бытового дебоширства» под которым следует понимать:

это совершение лицом, в отношении членов семьи в месте ее проживания (пребывания) действий, связанных с оскорбительным приставанием к гражданам, нецензурной бранью, угрозами, запугиванием либо совершение иных умышленных действий, выражающих явное неуважение к личности, нарушающих спокойствие граждан, если эти деяния не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых установлена действующим законодательством.

Мы намеренно не включаем в понятие «на почве личных неприязненных отношений, бытовых разногласий действий», так как из анализа различных источников следует, что по большей части преступления совершаются лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, ввиду этого обстоятельства чаще всего почвой служит обычное состояние опьянения, где иные причины не нужны.

Отсутствие легального определения порождает проблему не теоретического, а скорее практического характера.

По сути все мы знаем, что это такое, но привлечь за деяние, ответственность за которое законодательством не предусмотрена мы не можем.

Итак, масштаб проблемы невероятно высок, ввиду того, что не наказывая за «семейное-дебоширство» мы тем самым даем нарушителю «зеленый свет», мол, ты конечно так больше не делай, иначе мы тебя ещё раз поругаем.

Отсутствие наказания является фактором, оказывающим влияние на повторение действий не единожды, в ряде случаев превращая это в систематическое действие.

Так уж устроен российский менталитет, что страх понести наказание является ли едва ли не единственным сдерживающим и предотвращающим фактором.

Проблемы российского менталитета не дают лицу, самостоятельно решить для себя отказаться от совершения действий, относящихся к семейно-бытовой преступности, но в силах законодателя помочь не только лицу, совершающему деяния, относящиеся к семейно-бытовой преступности, но и лицам, страдающим от них.

Зачастую, в нашей жизни или в жизни наших близких, да и просто в социуме нам представляется возможность наблюдать картину, когда «семейно-бытовой преступности» в семье нет, а скандалы. плавно переходящие в традицию есть. Систематическая ругань в семье, особенно в которых есть несовершеннолетние дети влечет за собой неблагоприятные последствия, самым страшным исходом которых будет воспитание личности с деформированным мировоззрением, правосознанием. Так называемое «психическое насилие», не имеющее над собой силы подавления со стороны государственных органов влечет в дальнейшем перетекание в семейно-бытовые преступления и воспитания детей антиправового склада ума, не понимающих что делать в семье можно, а что категорически недопустимо. Для решения этой проблемы необходимо преобразовать данную категорию граждан: лица, допускающие нарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Этот шаг позволит поставить лицо на учет, в том числе на основании заключения по материалам проверки по обращению гражданина.

Введение легального определения по своему смыслу должно сопровождаться внедрением в законодательство, нормы, предусматривающей ответственность за данное деяние.

Целесообразным будет дополнить КоАП РФ, статьей 20.1.1 следующего содержания:

"Статья 20.1.1. Семейно-бытовое дебоширство

Семейно-бытовое дебоширство в месте проживания (пребывания) семьи, в форме скандала, включающего в себя нецензурную лексику, и (или) угрозы, и (или) запугивание, шум, применение силы в отношении супруга (супруги) иных совершеннолетних членов семьи, и (или) порча имущества, который нарушает покой и безопасность членов семьи и (или) иных лиц, проживающих (пребывающих) в месте проживания (пребывания) семьи, если эти действия не содержат признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух рублей.

Те же действия, совершенные в отношении и (или) в присутствии несовершеннолетнего, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей

Те же действия, совершенные повторно в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, - влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

 

Список литературы:

  1. Закон Республики Алтай от 24 июня 2003 г. N 12-8 (в ред. Закона Республики Алтай от 26 декабря 2014 г. N 101-РЗ) "Об административных правонарушениях в Республике Алтай" // Звезда Алтая. 2003. 29 июля; Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 (в ред. Закона Чувашской Республики от 27 декабря 2014 г. N 99) "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" // Республика. 2003. 30 июля.
  2. Закон Республики Бурятия от 5 мая 2011 г. N 2003-IV (в ред. Закона Республики Бурятия от 12 марта 2015 г. N 995-V) "Об административных правонарушениях" // Бурятия. 2011. 7 мая.
  3. Закон Пермского края от 6 апреля 2015 г. N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2015. 13 апреля.
  4. Ерусланова, Р. И. Насилие в семье [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. С.16
  5. Осипов Б.А. Профилактика семейно-бытовых конфликтов, домашнего насилия и предупреждение преступлений, совершаемых на бытовой почве // Орбазование и наука в современных реалиях: материалы Международ. Науч.-прак. Конф. (Чебоксары, 4 июня 2017 г.). В 2т. Т.2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.- С.278-279
  6. Гайдуков А.А. О некоторых вопросах правового регулирования профилактического учета лиц, допускающих правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений // Юристъ-Право-ведъ. 2016. N 5. С. 33-39.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.