Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(34)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Тихонова А.В. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 14(34). URL: https://sibac.info/journal/student/34/114868 (дата обращения: 20.04.2024).

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ

Тихонова Анна Вячеславовна

студент, факультет социально-политических наук, кафедра социально-политических теорий, ЯрГУ им. П.Г. Демидова,

РФ, г. Ярославль

Произошедший в XXI веке в развитых странах мира процесс сближения информатизации и телекоммуникации стал толчком возрастания роли глобального информационного пространства.

В настоящее время появляются все новые и новые возможности участия и контроля граждан за информационно-коммуникационной средой. Привычное гражданское участие переходит в политическое. Интернет-пространство начинает не просто систематизироваться, оно становится самостоятельным, более закрытым и ограниченных для других. В этот процесс все активней вмешивается государство, ставя электронные барьеры, фильтры распространению сетевой информации. Возможности сетей используются для контроля за общественным мнением, манипулирования им, не говоря уже о качественно новом уровне информирования и координации деятельности не только оппозиционных и протестных движений, но террористов и преступников. По мнению специалистов, «эти коммуникативно-информационные технологии способствуют как развитию гражданского общества, так и выступают эффективным подспорьем реализации тоталитарных тенденций, криминала и терроризма тоже» [4].

Многие сервисы получили развитие уже давно: Blogger.com, Blogss.mail.ru, Diary. ru, LiveInternet.ru, MySpace и др. Но в настоящий период они однозначно уступают по популярности таким онлайн-сообществам, как «Oдноклассники», «Вконтакте», «Instagram”, “Facebook” и т. п. Однако количество блогов и сетей - не самая популярная российская особенность. Главное - то, что большинство блогов имеют не столько закрытое, сколько ярко выраженную общественно-политическую направленность. Самое актуальное и оживленное – это беседы о политике. Если говорить о политической активности, то можно сказать, что технологии социальных сетей и Интернет-блогов активно используют политические партии (например, Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Яблоко, Партия Родина, Партия Прогресса и др.), отдельные политики (Д. Медведев, Р. Кадыров, А. Навальный и др.), известные журналисты (В. Соловьёв, К. Сёмин и др.), а также СМИ, различные политические движения, общественные организации и т.д.

Чтобы обобщить весь спектр информации о том, как же используются сети и Интернет-блоги в политической борьбе, можно выделить наиболее значимые характеристики и тенденции [4]. Во-первых, блог носит информационный характер. Можем использовать для объединения сторонников и контроля их действий. Во-вторых, блоги и сети можно использовать с целью пропаганды и некоторой проверки («обкатки») своих идей. В-третьих, используется для борьбы с политическими соперниками, возможна контрпропаганда.

В реальности сетевые организации имеют как позитивную сторону, так и негативную, связанную, в частности, с распространением деструктивных моделей, разрушающих порядок государства, например, сетевого «оранжевого» движения на Украине, которое проникло в органы власти этого государства (Верховную Раду и др.). Под воздействием расползающихся деструктивных сетевых установок произошла легализация и усиление влияния неонацистских организаций, приведшая к гражданской войне на Украине. Эта война носит одновременно «горячий» вооруженный и сетевой характер. В сетевой войне реальное является вторичным по отношению к виртуальному.

Подчас необходимо контролировать лишь несколько критических узлов информационной сети, чтобы все пространство оказалось управляемым в информационном поле. Кто контро­лирует информационное поле — контролирует всё.

Под публичной политикой понимается совокупность созданных пользователями средств публичной политики, основанных на применении технологий глобальной сети Интернет — web 2.0 и web 3.0, которые расширяют единое информационно-коммуникационное пространство публичной сферы посредством влияния социальной среды на создание, использование, воспроизводство контента сетевого пространства, влияющего на общество. Современная публичная политика функционирует за счет повышения роли сетевых структур, например, социальных сетей и Интернет-блогов, как современных акторов публичной политики.

Следует также отметить возрастание роли сетевых электронных ресурсов в поле публичной политики. Это связано с ограниченностью ресурсов, в первую очередь финансовых, вследствие чего наблюдается ресурсная зависимость гражданских структур и объединений от государства. Это все это объективно подводит общественные структуры к защите и продвижению своих интересов, к использованию в своей деятельности таких инструментов, как сетевые информационные ресурсы [2]. Государственные структуры, со своей стороны, переносят часть своей деятельности в сетевое пространство, создавая дополнительный коммуникационный канал и реализуя возможность осуществления в сети диалога со структурами гражданского общества.

Сетевые структуры, представленные социальными сетями, встраиваются в процесс публичной политики и становятся одними из ключевых политических акторов. Сетевые сообщества становятся формой публичной политики, в рамках которой происходит обмен информацией между пользователями социальных сетей и блогосферы, способствующей формированию общественного мнения и принятию взвешенных решений в сфере политики. Сетевые сообщества представляют собой интерактивную среду, способствующую не только формированию принципиально новых информационных возможностей для политических дискуссий и диалога, но и конструированию новых групп и контргрупп политической сетевой общественности [1].

Сегодня в России электронные социальные сети предоставляют возможность выстроить эффективную коммуникацию между группой или группами индивидов, объединенных одной целью.

Некоторые исследователи полагают, что социальные сети — не более чем еще один инструмент в богатом арсенале общественно-политических движений. По мнению известного специалиста по методам ненасильственной борьбы с диктаторскими режимами Дж. Шарпа, «использование социальных сетей — это не новый метод, а лишь новая система оповещения участников. Раньше звонили по телефону, клеили объявления, раздавали листовки. Сейчас к этому добавились сообщения в социальных сетях, но сам протест, его механика остаются неизменными: те же митинги, демонстрации, голодовки, шествия, пикеты...».

Бывает так, что информация в социальных сетях распространяется через малознакомых либо вовсе незнакомых людей Обратимся к труду профессора Стенфордского университета М. Грановеттера «Сила слабых связей». За десять лет до появления электронных социальных сетей он провел свое первое самое знаменитое исследование социальных сетей как таковых. Он хотел выяснить, как такие сети усиливают социальную мобильность, а также как люди, присутствующие в нашей жизни, открывают перед нами новые возможности. В результате проведенных исследований М. Грановеттер пришел к выводу о том, что информация и возможности передаются через слабые связи гораздо быстрее, чем через сильные, поскольку у людей со слабыми связями меньше общих контактов. Слабые связи напоминают мост, конца которого не видно, а значит, неизвестно, куда он может привести [2].

Таким образом, распространяемый ресурс попадет к большему количеству людей и пройдет более длинную социальную дистанцию (то есть длину пути) при следовании в большей степени через слабые связи, чем через сильные. Предположим, если кто-то пустит слух среди всех своих близких друзей, а они, в свою очередь, сделают то же самое, то многие услышат его по второму и третьему разу, так как у людей, между которыми сложились сильные связи, скорее всего будет много общих друзей. Если на каждой следующей волне пересказа желание распространить слух будет немного притупляться, то хождение вести, перемещающейся по сильным связям, с гораздо большей вероятностью ограничится несколькими кликами, чем при движении по слабым связям, поскольку в первом случае слух не будет проходить через мосты».

Благодаря этому в случае распространения идеи, наполненной большой эмоциональной составляющей, социальные сети за короткий промежуток времени формируют большие массы сторонников, способных переходить к конкретным действиям. Эта особенность социальных сетей является одновременно и преимуществом, и недостатком. Самая главная цель обения в онлайне - дальнейший выход в офлайн-среду для того, чтобы «оторвать» граждан от компьютерных мониторов и вывести их на улицы. Хотя социальные сети не сыграли основной роли в истории протестных движений многих стран за последнее десятилетие, тем не менее зачастую они определяли тактический ход событий и организацию революций.

Приведенные примеры дают основание утверждать, что в современном мире формирование протестных гражданских движений сопровождается активным использованием электронных социальных сетей.

 

Список литературы:

  1. Акопов Г.Л. Политические интернет-коммуникации как инновационный фактор общественного развития: Автореф. дис. … д-ра полит. наук. – СПб., 2013.
  2. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и власти // Полис (Политические исследования). - 2011. - № 1. - С. 140-152.
  3. Акопов Г.Л. Глобальные проблемы и опасности сетевой политики. URL: www.problem.politnet.ru/oglavlen.html. (Дата обращения 28.05.2018).
  4. Чернышев Ю.Г. Использование интернет-блогов в политической борьбе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ashpi.asu.ru/studies/2007/chrnshv.html. (Дата обращения 07.06.2018).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.