Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
Напишите нам:
WhatsApp:
Telegram:
MAX:
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(335)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Кадзоев М.Р. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 39(335). URL: https://sibac.info/journal/student/335/393737 (дата обращения: 01.01.2026).

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Кадзоев Магомед-Башир Русланович

магистрант, юридический факультет, Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич

научный руководитель,

д-р юрид. наук, проф., Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

THE MAIN ELEMENTS OF THE STATUS OF POLITICAL PARTIES

 

Kadzoev Magomed-Bashir Ruslanovich,

Master's Student, Faculty of Law, Ingush State University,

Russia, Magas

Dikazhev Mukharbek Magomedgireevich,

Scientific supervisor, Doctor of Jurid. Sciences, Professor, Ingush State University,

Russia, Magas

 

АННОТАЦИЯ

Автор проанализировал основные требования, предъявляемые к политическим партиям, и правовые последствия их несоблюдения. Отдельно выделено требование об обязательном участии политической партии в проводимых в России выборов депутатов представительных органов всех без исключения уровней.

ABSTRACT

The author analyzed the main requirements for political parties and the legal consequences of their non-compliance. The requirement for the mandatory participation of a political party in the elections of deputies of representative bodies of all levels in Russia, without exception, is highlighted separately.

 

Ключевые слова: политические партии; выборы; выборные органы публичной власти; требования к политическим партиям; политическое многообразие.

Keywords: political parties; elections; elected public authorities; requirements for political parties; political diversity.

 

Принятый в 2001 году Федеральный закон «О политических партиях» [2] фактически определил процесс правовой регламентации правового статуса политических партий.

Сегодня, в условиях демократического развития России, политические партии имеют реальный шанс доказать свою значимость как ключевой институт общества. Они могут демонстрировать, что способны изучать и представлять законные интересы всего населения как во внутренней, так и во внешней политике. Выступая посредниками между гражданами и властью (представительными органами и выборными должностными лицами), партии также участвуют в формировании этих органов и обеспечивают их регулярное обновление через выборы.

В целом обязанности политических партий предусмотрены в положениях статьи 27 базового Федерального закона «О политических партиях», хотя ведущая конституционно определенная для них функция, а именно участие в выборах во властные органы в названной выше статье нет.

Закон, о котором идет речь, в статье 36 четко определяет право политических партий на участие в выборах во все без исключения органы публичной власти, имеющие полномочия выдвигать кандидатов и их списки. Более того, закон не только предоставляет это право, но и возлагает обязанность на партии участвовать в выборах, вводя для этого соответствующие формальные критерии.

Более того, принципиально, что указанной обязанности соответствует норма о конституционно-правовой ответственности за расхождение таким критериям, а именно  неучастия в выборах в течение 7 лет, то  партия подлежит ликвидации посредством вынесения вердикта Верховным Судом Российской Федерации [1, п. 2 ст. 37; ст. 41].

Несмотря на проведение многочисленных конституционно-правовых исследований, изучающих, как политические партии реализуют свой статус и исполняют свои обязанности, законодательство все еще нуждается в доработке по ряду ключевых направлений. Речь идет как о фундаментальных теоретических, правовых и социально-политических аспектах, так и о практических вопросах, связанных с совершенствованием избирательного законодательства и законодательства о политических партиях.

Как отметила профессор Л.А. Тхабисимова, отдельно назовём проблему повышения влияния партийного управления и принятия решений, повышения доверия избирателей к самим партиям и избирательной системе, направления повышения правовой культуры среди однопартийцев [6, с. 14].

В последующем уже будучи субъектом избирательных отношений, а также отношений, связанных с работой выборных органов государственной и муниципальной власти, зарегистрированные политические партии следуют императивным методам правового регулирования, так как таковые проявляются в   виде объекта особых правоотношений, где нужно непременно реализовать возможные в таких случаях конституционные принципы.

Разумеется, особые подходы в части правового регулирования функционирования политических партий как участников формирования власти, допустимы и объективны.

Необходимо отметить, что после принятия Закона о политических партиях не было достигнуто стабильности в нормативном регулировании политической сферы. Основные изменения в действующем Законе о партиях затронули критерии, касающиеся численности членов и количества региональных отделений партий.

Так, изначально было предусмотрено, что у конкретной отдельно взятой политической партии должно быть более 10 тысяч членов плюс к этому более чем в половине субъектов Федерации данная партия имеет свои региональные отделения численностью в каждом более 100 членов.

В декабре 2004 года первоначальная редакция Закона о политических партиях была изменена. В результате внесенных изменений были установлены новые, более строгие требования к численности и территориальной представленности политических партий. В частности, минимальное количество членов партии было увеличено до 50 тысяч, а также было установлено требование о наличии региональных отделений численностью не менее 500 членов более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Указанное требование было сформулировано с целью предоставления преимуществ партиям, обладающим значительной численностью. Реализация новых нормативных положений привела к существенному сокращению количества зарегистрированных партий в государстве. Отказ в регистрации ряду партий повлек за собой вывод части партийных активистов из правового поля.

Поэтому появились оппозиционные и сложившаяся критическая ситуация привела к другому текущему законодательному решению.

В апреле 2009 года, по инициативе президента, был принят новый закон, который предусматривал поэтапное снижение требований к численности членов политических партий. Согласно этому закону, с 1 января 2010 года партия должна была насчитывать не менее 45 тысяч членов и иметь региональные отделения в более чем половине субъектов Федерации, причем в каждом из них должно быть свыше 450 членов. С 1 января 2012 года требования еще уменьшились: политическая партия должна была иметь более 40 тысяч членов и региональные отделения с числом участников свыше 400 в большинстве регионов страны.

На самом деле снижение такой законодательной планки не сделало существенных сдвигов в партийной системе. Тогда принимается ещё один Закон в апреле 2012 года, и тогда в политической партии должно состоять более 500 членов партии, а минимальная численность региональных отделений не предусмотрена.

Таким образом, принятый дополнительно Закон не ввел критерии к минимальной численности членов партии в её региональных отделениях, такое впредь устанавливается в уставе самой политической партии.

Разумеется, новые смягченные законодательные критерии позволило существенному росту количества политических партий, эти изменения начали применяться с апреля 2012 года и действуют и сейчас.

По нашему мнению, стремительные и существенные изменения в законодательстве о политических партиях указывают на отсутствие продуманной конституционной политики, которая бы обеспечивала их роль как необходимого звена в системе народовластия.

В виду этого следует и далее последовательно с учетом реальной политической обстановки наполнять содержание конституционных принципов для должного и востребованного функционирования политических партий, их своевременную правовую регламентацию и формы организации деятельности.

Принципиально важно законодательно предусмотреть временные параметры принципа конкуренции политических партий в выборах.

По мнению исследователя С.В. Васильевой, для российской общественно-политической системы особенно актуален принцип политической конкуренции. Она подчеркивала, что в отличие от политического плюрализма, который является скорее общей идеей, конкуренция предоставляет конкретный набор правил и механизмов, необходимых для эффективного взаимодействия и баланса между различными политическими силами. Это делает принцип конкуренции более практичным и применимым [4, с. 43].

К тому же, представляется правильным не противопоставление применяемых правил, а расширение нормативного содержания принципа политического многообразия установив критерии обеспечения   одинаковой конкуренции всех политических партий.

При этом видится, что конституционно-правовое совершенствование в этой части будет проводится в разных формах, и наиболее возможным решением предлагается внесение ещё объективных и полезных для партий дополнений в действующий Закон о политических партиях.

Основное требование действующего Закона заключается в том, что политические партии в России должны быть федеральными организациями, чья деятельность распространяется на всю страну. Это означает, что создание партий, ограниченных межрегиональным, региональным или местным уровнем, не предусмотрено [5, с. 90].

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [3] будучи совсем недавно принятым, тем не менее не содержится конкретных процессуальных норм, определяющих процедуру приостановления и прекращения деятельности политической партии, тем более процессуальную специфику рассмотрения искомой группы дел.

Необходимо внести в действующее законодательство подробные процессуальные нормы, регулирующие порядок приостановления деятельности и ликвидации политических партий. В частности, требуется четко определить круг лиц, участвующих в административном деле, установить конкретные сроки рассмотрения, сформулировать требования к содержанию решения, определить порядок его исполнения и урегулировать другие важные процессуальные аспекты.

Закон также устанавливает важный запрет: деятельность политической партии нельзя приостановить с момента официального объявления о назначении выборов (в Государственную Думу или Президента РФ) и до публикации окончательных результатов этих выборов. Однако из этого правила есть исключения. Приостановка деятельности партии возможна, если она занимается экстремистской деятельностью, нарушает территориальные ограничения своей работы или вмешивается в деятельность государственных органов и организаций [2, пп 1, 4, 5 ст. 9].

Законом предусмотрены и случаи полной ликвидации политической деятельности, имеется в виду, что политическая партия будет ликвидирована по решению её высшего руководящего органа, то есть съезда или по решению Верховного Суда Российской Федерации.

Так, функционирующая политическая партия будет ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в конкретных случаях:

- невыполнения действующих требований части 5 статьи 13 Основного закона и пункта 1 статьи 9 Закона о политических партиях;

- не устранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии в указанный решением Верховного Суда срок;

- неучастия конкретной отдельно взятой политической партии в проводимых выборах;

- отсутствия отделений партии в субъектах с числом не менее 500 партийцев более чем в половине субъектов страны;

- отсутствия необходимого числа членов самой партии (более 50-ти тысяч партийцев) [1, п. 3 ст. 41].

В случае подачи заявление о ликвидации конкретной партии подается именно в Верховный Суд Российской Федерации   федеральным министерством юстиции – Минюст России.

По итогам проведенного анализа установлено, что решение о создании политической партии является автономным и не подлежит согласованию с органами государственной власти или их уполномоченными представителями. Формирование политической партии осуществляется посредством проведения учредительного съезда либо путем реорганизации общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию на их соответствующих съездах.

Таким образом, выборы являются значимым компонентом гражданского общества и правового государства. Они, безусловно, служат эффективным механизмом для организации и функционирования публичной власти в современном обществе, представляя собой легитимную и юридически обеспеченную форму создания государственных и местных органов власти.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 5.10. 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 6 октября 2022 г. (дата обр. 9.09. 2025 г.).
  2. О политических партиях: федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 31.07. 2025 г.)  // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 31. 07. 2025 г.) //  www.pravo.gov.ru  9 марта  2020 г. (дата обр. 19.09. 2024 г.).
  4. Васильева С.В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. М., 2011.
  5. Конюхова И.А.  Конституционное право РФ. М., 2011.
  6. Тхабисимова Л.А., Цапко М.И. Защита избирательных прав в контексте перспективных направлений совершенствования нормативной регламентации электоральных процедур и технологий // Избирательное законодательство и практика, 2020. № 1.

Оставить комментарий