Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(333)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН: СООТНОШЕНИЕ САМОЗАНЯТОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АННОТАЦИЯ
В статье проводится комплексный анализ правового статуса самозанятых граждан в Российской Федерации. Центральное внимание уделяется проблеме соотношения самозанятости и предпринимательской деятельности. Исследуется историческая эволюция нормативного регулирования, современные конституционные и гражданско-правовые основы, а также специфика специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
ABSTRACT
This article provides a comprehensive analysis of the legal status of self-employed individuals in the Russian Federation. It focuses on the relationship between self-employment and entrepreneurship. It examines the historical evolution of regulatory frameworks, the current constitutional and civil law foundations, and the specifics of the special tax regime, «Tax on Professional Income.»
Ключевые слова: самозанятые граждане, правовой статус, предпринимательская деятельность, налог на профессиональный доход, индивидуальный предприниматель, гражданское право, налоговое право, правовое регулирование.
Keywords: self-employed citizens, legal status, entrepreneurial activity, tax on professional income, individual entrepreneur, civil law, tax law, legal regulation.
Институт самозанятости появился и законодательно «обосновался» в российской правовой и экономической системе последних лет, сравнительно недавно. Его появление обусловлено необходимостью легализации отдельного сегмента теневой экономики, который в последнее время приобрел значительные размеры, и созданием благоприятных условий для граждан, осуществляющих предпринимательскую самостоятельную, но не зарегистрированных как юридические лиц или индивидуальные предприниматели. Однако интеграция этого института в сложившуюся систему правового регулирования предпринимательства породила ряд теоретических и практических вопросов. Основной из них - является ли деятельность самозанятого гражданина разновидностью предпринимательской деятельности или же это самостоятельная, так называемая - форма экономической активности отдельных граждан?
Цель настоящей статьи - провести всесторонний анализ правового статуса самозанятых граждан через призму его соотношения с правовым статусом индивидуального предпринимателя (ИП).
Правовое регулирование самостоятельного труда граждан имеет глубокие исторические корни в нашей стране. Так, в дореволюционный период широкое распространение получили артели, объединявшие лиц для совместного труда на основе личного участия. В советский период, начиная с 1930-х годов, индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) получила конституционное закрепление. Так, Конституция СССР 1936 года в статье 9 допускала ведение «мелкого частного хозяйства единоличных крестьян и кустарей», основанного на личном труде и запрещавшего эксплуатацию чужого труда. Дальнейшее развитие ИТД получила в Конституции СССР 1977 года (ст. 17) и Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.). Деятельность осуществлялась в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания и сельского хозяйства, была строго регламентирована и разрешалась, как правило, неработающим категориям граждан (пенсионерам, домохозяйкам). С принятием Конституции РФ 1993 года и Гражданского кодекса РФ акцент сместился на предпринимательскую деятельность, требующую государственной регистрации. Лица, осуществлявшие экономическую деятельность без такой регистрации, длительное время находились в «правовом вакууме», рискуя быть привлеченными к ответственности за незаконное предпринимательство. Современный этап легализации самозанятости начался в 2016-2017 гг. с заявлений Президента РФ о необходимости временного освобождения этой категории граждан от налогов. Кульминацией стало принятие Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [2], который с 1 января 2020 года действует на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время, как показал анализ нормативно-правовых актов, основной нормой гражданского законодательства, легитимирующей самозанятость, является абзац второй пункта 1 ст. 23 ГК РФ. Согласно которого, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Однако такой гражданин может быть зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход, что исключает применение к нему мер ответственности за незаконное предпринимательство. Таким образом, ГК РФ создал правовую основу для существования самозанятости, но оставил открытым вопрос о ее юридической природе, делегировав его разрешение специальному налоговому законодательству.
В целом, можно выделить ряд критериев, разграничивающих правовой статус самозанятого гражданина и индивидуального предпринимателя.
Первым критерием выступает легитимация статуса. Статус ИП возникает с момента государственной регистрации в ЕГРИП и носит бессрочный характер. Статус самозанятого возникает с момента постановки на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход через мобильное приложение «Мой налог» и существует лишь в рамках действия специального налогового режима. Фактическое присутствие в ИФНС не требуется.
Вторым критерием выступает система налогообложения. ИП вправе выбирать общий или специальный налоговый режим (УСН, ПСН, ЕСХН), обязан уплачивать страховые взносы в ПФР и ФОМС (фиксированная сумма, формировать и предоставлять в ИФНС налоговую отчетность. Самозанятый применяет единую ставку: 4% при расчетах с физлицами и 6% - с юридическими лицами и ИП. Он освобожден от уплаты страховых взносов (за исключением добровольных) и от представления налоговой декларации. Кроме того, самозанятый имеет скидку на первые суммы оплаты налога в размере 10000 руб. от государства.
Ряд ученых указывают на нецелесообразность применения к самозанятым всего спектра норм предпринимательского права, в частности, о повышенной ответственности (ст. 401 ГК РФ), аргументируя это социально-бытовым характером их деятельности и отсутствием экономических возможностей, сопоставимых с традиционным бизнесом [3,4,5]. Кроме того, закон № 422-ФЗ избегает прямого наименования самозанятых «предпринимателями», используя термин «физические лица» [2]. Такая двойственность порождает проблемы на практике. Например, самозанятые, не осознавая правовых последствий, ошибочно претендуют на пособие по безработице, что приводит к судебным спорам. Конституционный Суд РФ в Определении от 27.02.2024 № 327-О подтвердил, что самозанятость исключает статус безработного.
Таким образом, сложившаяся законодательная конструкция, с одной стороны, позволила легализовать миллионы граждан, а с другой - породила системную неопределенность, затрудняющую правоприменение и формирующую у самозанятых неверные представления об их правовом положении.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от31.07.2025) // Собрание законодательства РФ от 1994 г., № 32 , ст. 3301.
- Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Глотов С.А., Куркина Н.В. К вопросу о конституционно-правовой гарантиях института самозанятости в России // Вестник Академии управления и производства. 2021. № 2-1. С. 13-26.
- Измалков А.В. Особенности правового положения самозанятых граждан // Право: история и современность. 2021. № 4 (17). С. 136-147.
- Полуян Д.А. Особенности правового регулирования деятельности самозанятых // Право и политика. 2025. № 4. С. 42-56.


Оставить комментарий