Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Гельманова Е.В., Дикарева Д.О., Серветник А.А. СООТНОШЕНИЕ ДОГОВОРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ, ФРАНЧАЙЗИНГА И ФРАНШИЗЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/110204 (дата обращения: 19.01.2025).

СООТНОШЕНИЕ ДОГОВОРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ, ФРАНЧАЙЗИНГА И ФРАНШИЗЫ

Гельманова Елена Владимировна

студент, кафедра гражданского права, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Институт юстиции,

РФ, г. Саратов

Дикарева Дарья Олеговна

студент, кафедра гражданского права, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Институт юстиции,

РФ, г. Саратов

Серветник Анна Александровна

канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия",

РФ, г. Саратов

В настоящий момент Российская Федерация находится на стадии совершенствования системы законодательного регулирования объектов интеллектуальной собственности, в частности, появляются более совершенные и эффективные способы и механизмы распоряжения исключительными правами. Осуществление предпринимательской деятельности посредством вступления в правоотношения, основанные на договорах коммерческой концессии и франчайзинга, позволяют субъектам бизнеса добиться весомых коммерческих успехов, а также стабильности на рынке. Институты договоров коммерческой концессии и франчайзинга вошли в гражданский оборот относительно недавно. Дореволюционному праву России, как и социалистическому праву они знакомы не были.

Для наиболее верного и полноценного понимания сущности договоров франчайзинга и коммерческой концессии, также их сопоставления необходимо, прежде всего, дать четкое определение данным категориям, а также установить их правовую природу.

Коммерческая концессия - это достаточно новый юридический институт, который ранее не был известен российской системе права. Данная разновидность гражданско - правовых сделок впервые была нормативно закреплена лишь частью 2 главой 54 Гражданского кодекса РФ.

Невзирая на то, что действующая редакция Гражданского кодекса РФ содержит отдельную главу, посвященную договору коммерческой концессии, легального определения данного рода правоотношениям законодательство не дает. Закреплена лишь дефиниция договора коммерческой концессии: «одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)». [3] Поэтому многими учеными-цивилистами предпринимались попытки дать определение понятию коммерческой концессии как правоотношениям. Например, С.А. Бобков под коммерческой концессией понимал «способ осуществления предпринимательской деятельности, в рамках которого одна сторона - правообладатель, являющаяся профессиональным предпринимателем, коммерческой организацией, либо индивидуальным предпринимателем, предоставляет другой стороне - пользователю, также являющейся профессиональным предпринимателем, на условиях заключенного между ними договора право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащий правообладателю, обязательными элементами которого являются право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение и права на охраняемую коммерческую информацию, а факультативными элементами могут являться права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д». [1, с. 25] В.Г. Варнавский определяет концессию как «систему взаимодействия сторон, то есть это специфичные отношения государства или муниципального образования, с частным юридическим либо физическим лицом, образующиеся на основании действующего законодательства и договора между данными сторонами, предметом которого выступает объект государственной либо муниципальной собственности или общественная услуга». [2, с. 312]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что коммерческая концессия, это не что иное, как способ реализации предпринимательской деятельности. Данный договор позволяет российским бизнесменам заимствовать положительный опыт  зарубежных коллег, выраженный в механизмах осуществления успешного бизнеса в целях поднятия и развития российской экономики. Также коммерческая концессия направлена на подъем российского малого и среднего бизнеса, активно поддерживаемого властями.

На современном этапе развития рыночных отношений все чаще российские предприниматели обращаются к франчайзингу. Наиболее широкому распространению франчайзинга содействует сформировавшаяся инфраструктура, создающая условия для консультирования участников франчайзинговых отношений, а также реализующая пропаганду франчайзинга как успешного осуществления бизнеса. Главную миссию по выполнению вышеназванных обязанностей реализует Российская ассоциация франчайзинга, которая выступает информационным и координационным ядром.

В российской национальной системе права также нет законодательного определения понятию «франчайзинг». Однако 22 апреля 2014 года группой депутатов была предпринята попытка внести в Государственную Думу РФ законопроект «О франчайзинге», в итоге не увенчавшаяся успехом.

Если обратиться к нормативно - правовым актам иностранных государств, в частности, Закону Республики Молдова от 1 октября 1997 года №1335-XIII «О франчайзинге», можно увидеть легальную дефиницию франчайзинга: «это система договорных отношений между предприятиями, при которой одна сторона - франчайзер - предоставляет другой стороне - франчайзи - право на производство и/или реализацию определенного вида продукции (товаров), оказание определенных услуг от имени и под товарным знаком франчайзера, а также право на получение технической и организационной помощи». [5] Помимо этого Международный Институт Унификации Частного Права в 2002 году принял типовой (модельный) Закон «О раскрытии информации о франшизе», в котором также раскрывается понятие франчайзинга: «договор, согласно которому предоставляется франшиза. Под франшизой, в свою очередь, понимают права, полномочия и требования, предоставленные одной стороной (франчайзером), другой стороне (франчайзи), в обмен на прямую или косвенную материальную компенсацию, заниматься предпринимательской деятельностью по продаже товаров или услуг от имени франчайзера, согласно системе, разработанной франчайзером, которая включает в себя «ноу-хау», приемы и способы ведения данного бизнеса, и обеспечивает содействие со стороны франчайзера в управлении франчайзинговым предприятием включая управленческий контроль, осуществляемый франчайзером, и, такая деятельность в значительной степени ассоциируется с торговой маркой и другими знаками отличия франчайзера». [7] Следует также отметить, что базовым актом, являющимся родоначальником ныне действующей системы правового регулирования отношений, вытекающих из договора франчайзинга выступает Закон Лэнхама, впервые определивший возможности реализации передачи прав на объекты интеллектуальной деятельности.

Вопрос о соотношении понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» является одним из самых дискуссионных и обсуждаемых в учебной и научной литературе на современном этапе развития отечественного права. Это вызвано отсутствием единой терминологии в данной сфере, необходимостью приблизить законодательство РФ к системе международных стандартов, потребностью единообразного толкования и применения соответствующих категорий.

Одни авторы придерживаются позиции, согласно которой данные понятия выступают синонимами. Действительно, анализируя определения вышеназванных категорий, можно выявить ряд признаков, характерных для правоотношений, возникающих из данных договоров. Во-первых, коммерческая концессия и франчайзинг функционируют в единой сфере общественных отношений – это область предпринимательства, в рамках которой одна сторона данных правоотношений предоставляет другой стороне за обусловленную плату различного рода средства индивидуализации, технологии и иную информацию, необходимую для эффективного осуществления деятельности и устойчивого, стабильного положения на отечественном и международном рынках. Во-вторых, каждый из договоров предусматривает передачу интеллектуальных прав, то есть относится к группе так называемых исключительных договоров. В-третьих, как в договоре коммерческой концессии, так и в договоре франчайзинга закрепляются лишь общие условия, впоследствии детализируемые в приложениях к данным соглашениям. Наконец, стороны соответствующих договоров принимают на себя не только обусловленные соглашением обязательства, но и обоюдные ограничения деятельности. К примеру, субъекты обязуются не вступать в конкурентные отношения друг с другом, не заключать сделки с иными лицами в том случае, когда этот факт может навредить интересам контрагента.

В частности, вышеописанную теорию о тождестве понятий «комерчесская концессия» и «франчайзинг» поддерживает Л.Н. Сенников, утверждающий в своей работе, что «понятие договора коммерческой концессии в гражданском праве России практически совпадает с широко распространенным в зарубежном законодательстве понятием договора франчайзинга или франшизы». [9, с. 35] Также данную концепцию разделяет Л.А. Трахтенгерц: «понятия «франчайзинг» и «франшиза» являются равнозначными, эквивалентными наименованию «коммерческая концессия» в российском праве». [6, с. 686]

Другие ученые в области гражданского права считают, что термины «коммерческая концессия» и «франчайзинг» - это абсолютно различные, самостоятельные в экономическом плане соглашения. Так, И.В. Рыкова указывает, что «несмотря на некие общие признаки коммерческой концессии с франчайзингом, коммерческая концессия в общепринятом в международном сообществе понятии франчайзингом не является». [8, с. 14-16] Одной из отличительных черт данных договоров является: по договору франчайзинга передается больший спектр исключительных прав, нежели чем по договору коммерческой концессии. Этот факт можно усмотреть, если сопоставить объем прав, предоставляемых в соответствии с частью 1 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ, с диапазоном прав, обозначенных в Регламентах комиссии ЕС, посвященных договору франчайзинга. Так, в ранее действующей редакции Гражданского кодекса РФ среди передаваемых исключительных прав по договору коммерческой концессии имело место быть право на фирменное наименование, сейчас же статья 1027 Гражданского кодекса РФ не предусматривает предоставление права на данное средство индивидуализации пользователю. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 1474 Гражданского Кодекса РФ: «распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается». [3]

Напротив, по договору франчайзинга к франчайзи переходит право на фирменное именование. В конечном счете, обращаясь к такой классификации договоров о совместной деятельности, в соответствии с которой к первому типу принадлежат соглашения, определяющие равноправное положение сторон (так называемые договоры о сотрудничестве), ко второму же - договоры, которые устанавливают неравные права и ставящие одну из сторон в более преимущественную позицию от контрагента (интеграционные договоры), можно сказать, что «договор франчайзинга является разновидностью именно интеграционного договора, тогда как договор коммерческой концессии (в том виде, в котором он существует сегодня в гл. 54 Гражданского кодекса РФ) скорее относится к договорам первого типа». [4, с. 4]

Таким образом, исходя из всего вышесказанного ранее, можно сделать вывод о том, что договор коммерческой концессии и договор франчайзинга сравнительно молодые правовые институты гражданского права, которые лишь набирают обороты. В связи с этим, в целях устранения правовой неопределенности имеется необходимость детального и точного определения сущности и содержания данных договоров, унификации терминологии на высшем законодательном уровне: либо отождествления понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» либо, соответственно, их разграничения.

Соответствующим изменениям должна быть подвергнута, в первую очередь, глава 54 Гражданского кодекса РФ, так как именно нормы данного законодательного акта должны определять развитие гражданско – правовых отношений, в частности в области функционирования франчайзинга. Если поставить знак равенства между категориями «коммерческая концессия» и «франчайзинг», необходимо, к примеру, внести поправку в ч. 1 ст. 1027 ГК РФ, а именно, дополнить перечень исключительных прав, принадлежащих правообладателю, правом на фирменное наименование, как это предусматривалось в ранее действующей редакции Гражданского кодекса РФ. Соответственно, и из статьи 1474 ГК РФ следует исключить положения, касающиеся запрета на распоряжение данным исключительным правом.

В случае, если понятия «коммерческая концессия» и «франчайзинг» следует считать самостоятельными, отличными друг от друга категориями, представляется должным принять отдельный нормативно - правовой акт, посвященный франчайзингу и франшизе, который бы детализировал все существенные вопросы и положения, касающихся отношений по франчайзингу: права и обязанности франчайзера и франчайзи, основания и порядок применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, порядок изменения и расторжения договора и другое.

 

Список литературы:

  1. Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии: дис...канд. юрид. наук. / С.А. Бобков. М. 2004. С. 25.
  2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнёрство. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. В 2-х т. Т. 1 — 312 с.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 г. № 14‑ФЗ // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 02.05.2018).
  4. Забелин П. Е. Соотношение договора коммерческой концессии с договором франчайзинга/ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-dogovora-kommercheskoy-kontsessii-s-dogovorom-franchayzinga/ (Дата обращения: 09.05.2018). С. 4.
  5. Закон Республики Молдова от 1 октября 1997 года №1335-XIII «О франчайзинге» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=3415/ (Дата обращения: 03.05.2018).
  6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: Контакт, 2008. С. 686.
  7. Модельный закон Международный института унификации частного права, 2002 г. «О раскрытии информации о франшизе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. —:URL: http://www.unidroit.org/english/modellaws/2002franchise/main.htm (Дата обращения 03.05.2018).
  8. Рыкова И. Дистрибьюторы и концессионеры / И. Рыкова // Бизнес Адвокат. - 2002. - №19. - С. 14-16.
  9. Сенников Л.Н. Проблемы правового регулирования отношений промышленной собственности: автореф. дис....канд. юрид. наук / Л.Н. Сенников. - М.:, 2008, С. 35.

Оставить комментарий