Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 10(30)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Швечикова О.А. АРХИТЕКТУРА ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 10(30). URL: https://sibac.info/journal/student/30/107475 (дата обращения: 29.03.2024).

АРХИТЕКТУРА ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Швечикова Ольга Александровна

магистрант, кафедра АЖОЗ, Академия Архитектуры и Искусств ЮФУ

РФ, г. Ростов-на-Дону

Качественное преобразование жилой среды в безопасное, неконфликтное максимально комфортное пространство для жизнедеятельности человека, вне зависимости от его социальной принадлежности — необходимая и важная задача современного общества. Сегодня проблемы «невзаимодействия» или, наоборот, отсутствия личного пространства у различных социальных групп являются острыми в городской среде, районы новостроек и историческая среда современных городов оказались малопривлекательными для полноценной жизни людей. Длительное проектирование жилища с ориентацией на обобщённого потребителя, создание равных жилищных условий для всех, или же для человека, принадлежащего к определённой социальной группе, привело к территориальному разобщению жителей и обезображиванию жилой среды. Метод построения жилой среды, опирающейся на социальную типологию, характер субъекта и выведение определённых параметров, не всегда оказывался продуктивным (дома-коммуны, дома нового быта, соцгородки и т.д.). Игнорировалась взаимосвязь социальных субъектов с их средовым окружением. Возникновение конфликтных ситуаций во многом обусловлено состоянием и качеством условий проживания. В отечественной практике такие ситуации порождают так называемые коммуналки и многоэтажные «муравейники».  В первом случае, у людей, живущих в коммунальных квартирах, происходит размывание личных границ, т.к. персональное пространство крайне ограничено, человек либо не понимает, когда нарушают границы его личного пространства, или с лёгкостью нарушает границы других, или же полностью закрывается, становится недоверчивым, это его своеобразная защита. Особая культура соседских взаимоотношений не остаётся без последствий для психики жильцов коммуналок. Строительство многоэтажных домов и спальных районов создало новый уровень отчуждения в городской среде. Микрорайонная застройка предполагает свободное расположение домов и отказ от закрытого пространства двора, т.е. понятие двор исчезло и превратилось в детскую площадку с газонами и проездами. А дома, имея квартирный тип жилья с посемейным расселением, превратились в автономные единицы. Люди стали жить в своих собственных квартирах, что привело к ситуации, когда никто не знает своего соседа. Человек закрылся и психологически отделился от общества. Поэтому в современных жилых комплексах с очень высокой плотностью заселения люди практически не поддерживают социальные связи. В современных городах всё более нарастает отчуждённость человека, стремление к анонимности.

Но всё же человек — существо социальное, и выход из ситуации необходимо искать в качественном преобразовании жилого пространства с помощью различных междисциплинарных подходов в проектировании, используя социологические и психологические аспекты  в рассмотрении взаимоотношений Человек-Человек и Человек-Среда. Или использовать концепцию средового подхода, объединяющего знания из самых разных областей, ориентированного на индивидуальные аспекты жизнедеятельности человека. Игнорирование реальных связей социального субъекта с его средовым окружением всегда приводило если не к нежизнеспособным, то некомфортным и небезопасным моделям среды. Поэтому важен поиск образа более человечной городской жилой среды и попытка выстраивания «мостиков»,  соединяющих различные уровни общества.

Социальные группы — объективно существующая устойчивая общность, совокупность людей, объединённая по одному из значимых социальных признаков, основанных на участии в некоторой деятельности, связанных системой отношений, проживающих на единой территории. Такие группы формируются в пределах всего сообщества (социальные классы, возрастные и этнические группы), на основе профессиональных и территориальных отношений, малые группы — семья. Когда групповые интересы осознаются, то приобретают организационную активность. Одной из главных проблем, возникающих при реализации социальных жилищных программ, является ориентация на обобщённого потребителя, порождая появление закрытых однородных групп, что в свою очередь, приводит к острой социальной напряжённости между ними. К основным негативным последствиям этого явления относится формирование «закрытых элитных сообществ» и районов с малообеспеченным населением, обнажая неравные возможности доступа к различным услугам. Территория жилой застройки осваивается неравномерно различными группами, а определяющим фактором для выбора места проживания часто являются условия социальной принадлежности.

Умеренное локальное  разнообразие состава жителей жилого дома или комплекса могло бы улучшить социальное качество соседства, способствующего обмену опытом, моделями поведения. Образ жизни различных социальных групп населения и их потребности имеют дифференцируемый характер, что является толчком к появлению и разнообразных требований к жилой среде, условиям проживания в ней, тем самым предполагая индивидуальный подход, который исключает стандартное решение проектных проблем жилища. Перед нами также возникает задача обеспечения равноценного развития жилой среды города, сочетая преимущества центрального и периферийного образов жизни. Поэтому всё более возможным решением проблемы может стать переход к многовариантной жилой среде.

Отличительной чертой привлекательности районов является именно разнообразие типов пространств и способов их использования. В советском градостроительстве было принято разделять функциональные зоны, но такое деление снижает разнообразие и приводит к маргинализации территории. Это оправдано в отдельных случаях, но не оправдано, когда кластеризуется функциональный состав жилого района, поэтому необходимо найти баланс между обособлением интеграцией объектов разного функционального значения. Обычно, рациональные способы освоения территории, проверенные временем, зарекомендовавшие себя, многим кажутся монотонными и однообразными. Разнообразие можно привнести, работая с контекстом, взаимодействие с окружающими постройками, природными объектами, рельефом. Различные форматы жилья возможно сделать более психологически комфортными, развивая социальную активность населения, создавая места притяжения, интегрируя природу в жилую среду, формируя по-настоящему привлекательный облик жилого района. Выполняя следующие требования, можно добиться добрососедских взаимоотношений: бесконфликтное распределение на территории различных видов деятельности; создание условий для соседских контактов; исключение условий вынужденного общения; ограничение степени контроля над частным пространством со стороны соседей и наличие специального контроля над публичными территориями [10]. В целом, существует огромный потенциал возможностей для улучшения человеческого взаимодействия, общения и сотрудничества, привязанности к своему обществу. Жителям можно предложить создание безопасных и аутентичных «территориальных ниш». Сформировать материальное окружение, стимулирующее взаимодействие и способствующее возникновению у них «чувства локтя»: открытые террасы и площадки, «паркоподобные» места для прогулок [11]. Но при этом человек должен иметь возможность пространственного обособления, что также является одной из предпосылок межличностных отношений. Полное отсутствие каких-либо границ, вынужденная публичность деятельности приводят к необходимости «ограждать» себя психологически. В таких условиях человек обычно избегает общения или оно носит поверхностный характер. Уменьшая внешнюю, принудительную обязательность контактов, создаются предпосылки для улучшения естественных соседских отношений. Пространственными границами служат перегородки и экраны, разъединяющие людей; ограждения и препятствия, мешающие наблюдению [6]. Важно найти баланс между приватным пространством и общедоступной жилой средой, которую и необходимо направить на укрепление социальной общности.

Стоит также обратить внимание на создание мягких границ и буферных зон, где город и улица (внешнее) встречается с домом (частное), обозначить пространство двора. Непринуждённому общению способствует активная политика нижних этажей. Используя такие приёмы как, периметральную застройку, перепады высот, перегородки, озеленение и обводнение. Использование забора — крайняя мера, констатация бессилия [6]. Осторожные и сконцентрированные усилия для создания сбалансированных жилых и спокойных пространств, всячески увеличивают привлекательность жилой среды.

Важным элементом, стимулирующим социальное взаимодействие жителей дома или жилого комплекса, является двор в его традиционном понимании, который практически исчез с появлением микрорайонной высотной застройки. Из-за ограниченной возможности модифицировать жилую среду, общественная жизнь двора угасает, вследствие чего — двор недоиспользуется. Поэтому  стоит обратить внимание и на развитие дворовой территории как полуобщественного пространства общения. Его функциональное наполнение, новая инфраструктура дадут толчок к появлению некой платформы для организации совместного времяпрепровождения.

Интересной практикой и возможным решением проблемы отчуждения является привлечение обитателя дома или жилого комплекса к созданию «своей» среды обитания, обратить внимание на важность присутствия потребителя жилой структуры. Не стоит забывать, что различные социальные группы людей обладают индивидуальностью, поэтому необходимо развивать средоформирующую деятельность этих коллективов, т.е. дать возможность самим жителям выбирать цвета окраски домов, характер зелёных насаждений, площадки для детей, занятий спортом и т.д. Создать динамичную и постоянно развивающуюся среду, действующую в соответствии с местными условиями, которая отвечает на постоянно меняющиеся запросы жителей и даёт возможность увеличить комфорт проживания. Непосредственным участником процесса формирования жилой среды должен стать сам её обитатель, конкретный человек со своим укладом жизни, традициями.

Актуальность данной темы состоит не только в теоретическом изучении данного вопроса, но и в практическом подходе, опирающегося на процессы, протекающие в повседневной жизни человека, запросы современного общества. Архитектура как практический подход к решению задачи, может напрямую воздействовать на сознание субъекта, формировать новое социальное пространство, определить «жилую среду», соединяющую в себе жилище и социальные, пространственные связи, естественное природное и искусственное окружения. Архитектура служит средством коммуникации в обществе, особенно между разными поколениями людей, социальными группами, демографическим составом жителей; она не просто воспроизводит социальную среду, но и формирует её благодаря своей особой «материальности» и «наглядности», способствует тому, что появляются новые действия и образцы поведения, она социально «эффективна»[5]. Архитектурные объекты образуют основу предметно-пространственной среды, взаимодействующей с субъектом (человеком, группой, обществом), служат организации жизнедеятельности не только своими материальными структурами, но и той информации, которую она несёт. Здесь интересно проследить взаимно пересекающиеся отношения архитектуры и социальных процессов, их влияние друг на друга. Поиск модели неконфликтного и безопасного пространства с оптимально разнообразными структурами жилых комплексов, сглаживающих возникающее социальное напряжение; разработка принципов организации и гуманизации жилой среды для совместного проживания различных социальных групп населения должны стать приоритетными факторами в современном жилищном строительстве.

 

Список литературы:

  1. Адамчевска-Вейхерт Х. Формирование жилых комплексов. Пер. с пол. - М.: Стройиздат, 1988.
  2. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. - М.: Фонд «Русский авангард», 2010. – 592 с.
  3. Гейл Я. Города для людей. - М.: Альпина Паблишер, 2012 — 276 с.
  4. Двор-комьюнити [Электронный ресурс] URL: http://archobraz.ru/prj/294
  5. Делитц Х. Архитектура в социальном измерении // Социол. исслед., 2008, № 10. – C. 113–121. Перевод: Вильковский М.Б.
  6. Крашенников А.В. Жилые кварталы//Учебное пособие для архит. и строит. вузов. под общ. ред. Н.Н.Миловидова, Б.Я.Орловского, А.Н.Белкина. М.: ВШ. 1998
  7. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования. Социально-функциональные аспекты/Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004 — 160 с.
  8. Принципы формирования жилой среды. АРХ МОСКВА 2016
  9. Риа Недвижимость/ Влияние среды — психологические аспекты разных видов городского жилья от 05.02.2016 [Электронный ресурс] URL: https://riarealty.ru/guide/20160205/406920511.html
  10. Таут М.П. Взаимосвязь социальных и пространственных факторов при формировании требований к организации открытых пространств соседского использования // Социально-психологические основы средообразования/ Под ред. Т.Нийта, М.Хейдметса, Ю.Круусвалла. Таллин. 1995.
  11. Смит Р., Бани В. Теория символического интеракционизма и архитектура/ 2006, Перевод: Вильковский М.Б.,Сорокин В.
  12. Lenta.ru/ Страх и ненависть спальных районов от 20.05.2016 [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2016/05/20/sleep_district/

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.