Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(294)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ С ДРЕВНОСТИ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ
THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF VISUAL SOURCES FROM ANTIQUITY TO THE PRESENT TIME
Kirill Zdanovich,
student, The Siberian State Automobile and Highway University (SibADI),
Russia, Omsk
Natalia Chikanova
scientific supervisor, candidate of historical sciences, associate professor of the department of "Philosophy and History", Siberian State Automobile and Highway University (SibADI),
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена истории развития визуальных источников, начиная с древних цивилизаций и заканчивая современными мультимедийными формами. В ней рассматриваются ключевые этапы эволюции визуальных коммуникаций, такие как использование наскальных рисунков, иероглифов и монументальной живописи в древности, а также изобретение печатного пресса, фотографии и, в конечном итоге, цифровых технологий. Автор анализирует, как визуальные источники служили инструментами передачи информации и культуры, способствуя развитию общества и науки. Особенное внимание уделяется влиянию визуальных медиа на общественное сознание и формирование коллективной памяти.
ABSTRACT
The article is devoted to the history of the development of visual sources, from ancient civilizations to modern multimedia forms. It examines key stages in the evolution of visual communications, such as the use of rock paintings, hieroglyphs and monumental painting in ancient times, as well as the invention of the printing press, photography and, ultimately, digital technologies. The author analyzes how visual sources served as tools for the transmission of information and culture, contributing to the development of society and science. Particular attention is paid to the influence of visual media on public consciousness and the formation of collective memory.
Ключевые слова: визуальные источники, распространение визуальных источников, визуальные источники эпохи возрождения, интернет и социальные сети.
Keywords: visual sources, dissemination of visual sources, visual sources of the Renaissance, the Internet and social media.
Визуальные источники занимают важное место в истории человечества, служа не только средством передачи информации, но и отражая культурные, социальные и исторические контексты различных эпох. Визуальные источники включают в себя широкий спектр произведений — от древних наскальных рисунков до современных цифровых изображений. Они помогают понять, как развивались общественные идеи, традиции и эстетические предпочтения на протяжении веков [1].
С самого начала человеческой истории визуальные средства выражения использовались для документирования событий, передачи знаний и создания художественных произведений. Пещерные рисунки, найденные в различных уголках мира, являются одними из первых примеров визуального творчества, отражая жизнь и верования древних людей. С течением времени визуальные источники претерпели значительные изменения, адаптируясь к новым технологиям и культурным условиям.
Визуальные источники древности представляют собой бесценное наследие, которое позволяет нам заглянуть в мир, наполненный мифами, ритуалами и повседневной жизнью наших предков. Одним из самых ранних видов визуального искусства считаются пещерные рисунки и наскальная живопись, найденные в таких местах.
Далее, древнеегипетская письменность и росписи представляют собой ещё один важный этап в развитии визуальных источников. Египтяне использовали иероглифы, сочетавшие в себе элементы изображения и символизма, для записи своих историй, религиозных текстов и правительственных указов. Стены гробниц и храмов украшались красочными росписями, изображавшими сцены из жизни богов и фараонов, а также повседневные моменты. Эти произведения не только служили для передачи информации, но и выполняли ритуальные функции, помогая обеспечить бессмертие души после смерти.
Искусство Древней Греции и Рима стало кульминацией визуального творчества античного мира [2]. Греки развили скульптуру и архитектуру до уровня, который восхищает и сегодня. Их статуи, такие как «Давид» и «Венера Милосская», изображали идеализированные формы человеческого тела и передавали эмоции с помощью пропорций и поз. Архитектура, представленная такими памятниками, как Парфенон, была не только функциональной, но и олицетворяла эстетические идеалы своего времени. Римляне, в свою очередь, заимствовали и адаптировали греческие традиции, добавляя к ним свои инновации, такие как арки и купола, что позволило им строить грандиозные сооружения, такие как Колизей и Пантеон. Эти визуальные источники стали символами мощи и культуры, оставив глубокий след в истории человечества.
Визуальные источники Средневековья представляют собой важный аспект изучения этой эпохи [3], позволяя глубже понять культурные и социальные процессы того времени. Одним из наиболее значимых направлений является византийское искусство, которое славится своими великолепными мозаиками. Эти мозаики, выполненные из цветного стекла и камня, не только украшали храмы, но и служили средством передачи религиозных и исторических сюжетов. Они отличались высоким уровнем мастерства и футуризмом, что позволяло зрителям воспринимать божественные и светские темы через визуальные образы.
Средневековые манускрипты также играли ключевую роль в сохранении знаний и культурного наследия. Эти рукописные книги, часто украшенные иллюстрациями, создавались монахами в скрипториях и служили не только для религиозных текстов, но и для научных и литературных произведений. Иллюстрации в манускриптах часто содержали сложные орнаменты и изображения, которые помогали читателям лучше понять содержание текста и добавляли эстетическую ценность произведению.
Роль витражей в готических соборах нельзя недооценивать. Эти яркие стеклянные окна не только служили источником света, но и рассказывали библейские истории, позволяя верующим визуально воспринимать священные тексты. Витражи стали важным элементом архитектуры, создавая атмосферу духовности и величия в соборах, таких как Нотр-Дам в Париже. Они отражали не только религиозные идеи, но и социальные и культурные аспекты жизни средневекового общества, становясь важными визуальными источниками для историков и искусствоведов.
Визуальные источники эпохи Возрождения представляют собой важный этап в истории искусства, характеризующийся значительными изменениями в подходах к живописи и другим видам визуального самовыражения. Одним из ключевых достижений этого периода стало появление перспективы и реализма в живописи. Художники, такие как Леонардо да Винчи и Микеланджело, начали использовать линейную перспективу, что позволило создавать более объёмные и реалистичные изображения. Это нововведение изменило восприятие пространства и глубины на полотне, что сделало картины более живыми и динамичными. Художники стремились передать не только физическую реальность, но и эмоциональную глубину своих персонажей, что стало отличительной чертой искусства эпохи Возрождения.
Кроме того, влияние искусства на развитие науки в этот период было значительным. Анатомические рисунки, созданные художниками, такими как Андреас Везалий, стали важным вкладом в медицинскую науку [4]. Эти детализированные изображения человеческого тела не только служили учебными пособиями для врачей, но и способствовали более глубокому пониманию анатомии. Художники, изучая строение тела, применяли свои знания в живописи, что позволяло им создавать более точные и реалистичные изображения людей.
Не менее важным событием стало изобретение печатного станка, которое оказало огромное влияние на распространение визуальных источников. Печатные книги и гравюры сделали искусство более доступным для широкой аудитории, что способствовало распространению идей Ренессанса за пределами Италии. Это изобретение позволило художникам и учёным делиться своими работами и знаниями, что, в свою очередь, способствовало культурному обмену и развитию новых идей в искусстве и науке. Таким образом, визуальные источники эпохи Возрождения не только отражают художественные достижения того времени, но и играют важную роль в формировании современного мира.
Визуальные источники Нового и Новейшего времени представляют собой важный аспект культурного и художественного развития, отражая изменения в обществе и технологиях.
Развитие фотографии в XIX веке стало революционным событием, которое значительно повлияло на визуальную культуру. Фотография не только предоставила новый способ запечатления реальности, но и изменила восприятие искусства. Пикториализм как одно из направлений в фотографии стремился создавать художественные изображения, используя техники, которые придавали фотографиям живописный характер. Это движение открыло перед художниками новые горизонты и стало основой для дальнейших экспериментов в области изобразительного искусства.
Искусство XX века характеризуется множеством направлений, таких как абстракционизм и поп-арт. Абстракционизм, возникший в 1940-х годах, стал ответом на традиционные формы искусства, предлагая новые способы самовыражения с помощью цвета и формы. Поп-арт, в свою очередь, использовал элементы массовой культуры и коммерции, что сделало искусство более доступным и понятным широкой аудитории.
С изобретением цифровых технологий в конце XX века произошла настоящая революция в создании и распространении визуальных источников. Цифровая фотография, графика и видео [5].
Современные визуальные источники представляют собой динамичную и многогранную сферу, в которой интернет и социальные сети играют ключевую роль в формировании визуальной культуры. С развитием цифровых технологий визуальные медиа стали более доступными, что привело к значительным изменениям в том, как мы создаём и воспринимаем изображения. Социальные сети, такие как Vkontakte, позволяют пользователям не только делиться своими визуальными произведениями, но и активно участвовать в их создании, что создаёт новые формы взаимодействия и самовыражения.
Графический дизайн и мультимедиа также претерпели значительные изменения в современную эпоху. Современные дизайнеры используют различные цифровые инструменты для создания контента, который можно адаптировать для разных платформ и форматов. Это позволяет им экспериментировать с формами, цветами и текстурами, создавая уникальные визуальные решения, которые можно использовать в рекламе, веб-дизайне и других областях.
Однако с развитием визуальной культуры возникают и проблемы, связанные с авторским правом и этикой. Вопросы о том, кто является владельцем изображения и как его можно использовать, становятся всё более актуальными. Создатели контента должны учитывать этические нормы [6], чтобы не нарушать права других людей и обеспечивать уважение к интеллектуальной собственности. Важно, чтобы как создатели, так и зрители осознавали эти аспекты, что способствует формированию более здоровой и ответственной визуальной культуры.
Развитие визуальных источников прошло через множество этапов, начиная с древних наскальных рисунков и заканчивая современными цифровыми медиа. Каждая эпоха привносила свои уникальные элементы, отражающие культурные, социальные и технологические изменения. Визуальные источники стали важным инструментом для передачи информации, формирования общественного мнения и художественного самовыражения. Визуальная культура сегодня охватывает широкий спектр форматов, включая живопись, фотографию, графический дизайн и цифровые медиа, что подчёркивает её многообразие и динамичность.
Будущее визуального искусства и культуры, вероятно, будет определяться дальнейшим развитием технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, которые откроют новые горизонты для художников и зрителей. Также ожидается, что интернет и социальные сети продолжат оказывать значительное влияние на распространение визуальных источников, позволяя художникам охватить глобальную аудиторию. Вопросы авторского права и этики в отношении визуальных источников будут оставаться актуальными, особенно в условиях быстрого распространения контента и его переработки в цифровом пространстве. В целом, визуальная культура продолжит развиваться, отражая изменения в обществе и технологиях.
Список литературы:
- Дурновцев Валерий Иванович Исторический источник как объект природы и культуры [Эл. ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-istochnik-kak-obekt-prirody-i-kultury Дата обращения: 10.12.2024.
- Светлов Р. В. Философ в визуальном пространстве античного города [Эл. ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/filosof-v-vizualnom-prostranstve-antichnogo-goroda Дата обращения: 10.12.2024.
- Девятайкина Нина Ивановна Визуальные источники по средневековой истории. [Эл. ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-istochniki-po-srednevekovoy-istorii-na-stranitsah-shkolnyh-uchebnikov-sposoby-predstavleniya-i-puti-ih-pereformatirovaniya Дата обращения: 10.12.2024.
- Чиканова Н. А. Визуальные ресурсы в практике исторического образования /Преподавание истории в школе. 2023. № 9. С. 45-47.
- Нименский Андрей Викторович Фотография: от истоков и социальных функций до формирования общественного мнения [Эл. ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografiya-ot-istokov-i-sotsialnyh-funktsiy-do-formirovaniya-obschestvennogo-mneniya Дата обращения: 10.12.2024.
- Ананишнев Владимир Максимович, Осмоловская Светлана Михайловна, Ткаченко Александр Владимирович Медиа как средство воздействия массовой информации на жизнедеятельность человека [Эл. ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/media-kak-sredstvo-vozdeystviya-massovoy-informatsii-na-zhiznedeyatelnost-cheloveka/viewer . Дата обращения: 10.12.2024.
Оставить комментарий