Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(294)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПРИЧАСТНОСТИ К РОССИЙСКОЙ НАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБРАЗОВ ПРОШЛОГО В ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ.
FORMATION OF A SENSE OF BELONGING TO THE RUSSIAN NATION THROUGH THE RECONSTRUCTION OF IMAGES OF THE PAST IN VISUAL SOURCES
Vyacheslav Nikolin,
student, The Siberian State Automobile and Highway University (SibADI),
Russia, Omsk
Natalia Chikanova
scientific supervisor, candidate of historical sciences, associate professor of the department of "Philosophy and History", The Siberian State Automobile and Highway University (SibADI),
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию роли визуальных источников в формировании национальной идентичности и чувства принадлежности к российской нации. В условиях глобализации и культурного многообразия, вопрос о том, как визуальные образы прошлого влияют на восприятие истории и культуры, становится особенно актуальным. Цель исследования заключается в анализе методов визуальной реконструкции исторических образов и их влияния на общественное сознание. Автор рассматривают различные визуальные источники, такие как живопись, фотографии, документальные фильмы и другие медиаформаты, которые могут служить инструментами для передачи исторических нарративов.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the role of visual sources in the formation of national identity and a sense of belonging to the Russian nation. In the context of globalization and cultural diversity, the question of how visual images of the past affect the perception of history and culture becomes especially relevant. The purpose of the study is to analyze the methods of visual reconstruction of historical images and their influence on public consciousness. The author examines various visual sources, such as painting, photographs, documentaries and other media formats that can serve as tools for conveying historical narratives.
Ключевые слова: визуальные источники, история, национальная идентичность, реконструкция образов прошлого, формирование исторической памяти.
Keywords: visual sources, history, national identity, reconstruction of images of the past, formation of historical memory.
Понятие идентичности было подробно рассмотрено Э. Эриксоном, который понимал под идентичностью цельность и непрерывность личности [1]. Идентичность создает у человека чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Выделяют персональную (личностную) целостность (тождественность самому себе) и социальную общность. Личностный аспект целостности - определение себя в терминах личностных качеств, и социальный - определение себя в терминах принадлежности к группе. [2]
В современном мире понятие «идентичность» становится особенно актуальным. Люди стремятся находиться в кругу единомышленников, что может приводить к конфликту между личными принципами и общественными ожиданиями. Человек, который хочет находиться в кругу единомышленников, зачастую может выполнять действия, противоречащие его принципам, моральным устоям, этике. Это подчеркивает, как социальное давление может влиять на индивидуальные решения и поведение.
Коллективная память — это концепция, которая описывает, как группы людей сохраняют и передают свои исторические воспоминания [3]. Визуальные источники и реконструкция образов прошлого могут служить инструментами для формирования этой памяти, создавая общее представление о национальной идентичности. Это особенно актуально в контексте России, где история и культура играют значительную роль в самоопределении народа
Однако при грамотном преподнесении информации, например, через кинематограф или живопись, можно затронуть глубинные чувства и вызвать интерес к историческому наследию. Это открывает возможности для диалога о национальной идентичности и культурных ценностях, позволяя людям переосмыслить свое место в обществе и свою связь с историей.
Связь с историей и культурой закладывается у человека с самого рождения. Этот процесс начинается в момент, когда новорожденный готов общаться с окружающим миром. Взаимодействие с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми играет ключевую роль в формировании жизненных устоев и ценностей, которые будут сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Зачастую старшие рассказывают истории, которые формируют представление о мире у последующих поколений [4]. Эти истории могут быть как личными, так и семейными, и они помогают восстановить связь с предками. Рассказы о жизни, трудностях и достижениях предков не только обогащают детское восприятие, но и создают чувство принадлежности к определенной культуре, традициям и нации. Рассказы, которые рассказывают бабушки и дедушки, могут включать в себя воспоминания о войне, трудовых буднях, праздниках и семейных традициях. Например, ветераны войны могут рассказать о ночах в окопах, постоянной нехватки еды, даже такой, как сухари и консервы, а также моменты, когда приходилось сталкиваться с контузиями и ранениями. Они рассказывают о мужестве и долге, которые помогали им выживать в условиях войны. Когда дети слушают рассказы взрослых, они не только учатся уважать традиции, но и начинают осознавать свою индивидуальность в контексте семейной и культурной истории. Это формирует их идентичность, позволяя им понять, откуда они пришли и какие ценности важны для их семьи. Важно, чтобы эти рассказы были поданы с любовью и уважением, так как это создает эмоциональную связь между поколениями.
Формирование чувства причастности к российской нации в школьном образовании через реконструкцию образов прошлого и использования визуальных источников является важной частью патриотического воспитания [5]. Этот процесс помогает учащимся осознать свою связь с историей и культурой страны, а также развивает их гражданскую идентичность. Реконструкция образов прошлого в образовательном процессе включает в себя изучение исторических событий, традиций и культурных ценностей. Изучение может быть проведено с помощью различных методов, такие как анализ важнейших документов и использование визуальных источников, таких как фотографии, картины и фильмы. Например, фотографии о войне часто запечатлевают моменты, наполненные драматизмом и эмоциональной нагрузкой. Они могут включать изображения солдат в бою, передающих атмосферу страха и мужества. На таких снимках видны лица, искаженные напряжением, или моменты, когда солдаты помогают друг другу, демонстрируя братство и солидарность. Фотографии могут также изображать гражданских людей, страдающих от последствий войны. Эти снимки часто показывают разрушенные дома, покинутые города и людей, ищущих укрытие. Лица детей, полные невинности и страха, могут вызывать глубокие чувства и заставлять задуматься о трагедии войны. Эти элементы помогают учащимся не только понять, но и эмоционально пережить эпохальные моменты, что способствует более глубокому восприятию своей национальной идентичности. Использование картин, фотографий и документальных фильмов в учебном процессе помогает учащимся лучше осознать значимость исторических событий и их влияние на современность. Это также способствует развитию критического мышления, так как учащиеся учатся интерпретировать и анализировать визуальные материалы.
Исследования показывают, что визуальные источники могут влиять на восприятие исторических событий. В одном из исследований было установлено, что просмотр документальных фильмов о Великой Отечественной войне значительно увеличивает уровень патриотизма среди молодежи. Другие исследования подчеркивают, что выставки, посвященные России способствуют формированию чувства гордости за страну и её достижения.
В социальных сетях часто публикуются материалы, связанные с историческими событиями, культурными традициями и значимыми личностями. Медиа использует различные форматы для подачи информации. Это могут быть:
- Видеоролики: Краткие документальные фильмы или анимации, которые рассказывают о важных событиях и личностях.
- Инфографика: Визуальные представления данных, которые делают сложные исторические факты более доступными и понятными.
- Посты и статьи: Обсуждения и анализ исторических событий, которые могут вызывать интерес и вовлеченность аудитории [6].
Музеи и выставки играют немаловажную роль в формировании чувства причастности к российской нации. Они служат не только хранилищами исторических артефактов, но и активными участниками образовательного процесса, способствуя осмыслению и восприятию истории. Историческая реконструкция в музеях позволяет создать более полное представление о прошлом, включая культурные, социальные и политические аспекты. Это помогает посетителям не только увидеть, но и почувствовать связь с историей своей страны. Например, выставки, посвященные важным событиям или эпохам, могут включать интерактивные элементы [7]. Например, «Россия – моя история» — это уникальный мультимедийный исторический проект, который предлагает посетителям погрузиться в богатую историю России от древнейших времен до современности. На данный момент в стране функционирует 26 таких парков, каждый из которых представляет собой «живой учебник» истории, использующий современные технологии для создания интерактивного и увлекательного опыта. Уникальность проекта заключается в том, что история представлена панорамно и с использованием различных мультимедийных форматов. Экспозиции включают в себя сотни единиц мультимедийного контента, таких как видеоинсталляции, интерактивные экраны и аудиогиды, что позволяет посетителям глубже понять ключевые события и фигуры в истории России. Визуальные источники, такие как фотографии, картины и мультимедийные инсталляции, выполняют важную роль в восприятии истории. Они помогают создать эмоциональную связь с прошлым, позволяя людям лучше понять и осознать свою идентичность как части нации. Музеи часто используют эти источники для создания нарратива, который подчеркивает уникальность и богатство российской истории.
Каждый индивид является представителем какой-либо группы, и одной из задач исторического образования выступает формирование чувства причастности к российской нации посредством реконструкции образов прошлого. [8]
Визуальные источники могут оказывать как агрессивное, так и пассивное влияние на восприятие и поведение человека. Рассмотрим оба аспекта. Агрессивное влияние визуальных источников может проявляться через провокационные изображения или видео, которые вызывают сильные эмоциональные реакции. В контексте формирования национальной идентичности это может включать в себя использование шокирующих или драматичных образов, связанных с историческими событиями, такими как войны или революции. Эти визуальные стимулы могут активировать патриотические чувства, призывая к защите нации и её ценностей.
С другой стороны, пассивное влияние визуальных источников часто связано с более тонкими и незаметными эффектами. Реконструкция образов прошлого через визуальные источники, такие как исторические фильмы, документальные программы или выставки искусства, может формировать у людей чувство причастности к российской нации. Позитивные образы, связанные с культурным наследием, традициями и достижениями, создают ощущение единства и принадлежности к народу. Это пассивное влияние может формировать устойчивые стереотипы о величии нации и её истории, что способствует укреплению национальной идентичности.
Таким образом, реконструкция образов прошлого и использование визуальных источников не только обогащают культурное наследие, но и способствуют формированию единого национального сознания. Это подчеркивает важность исторической памяти в современном обществе, где чувство причастности к нации становится особенно актуальным в условиях глобализации и культурных изменений.
Список литературы:
- Идентичность : юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. — 2-е изд. — М. : Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. — 352 с.
- Мировоззрение и идентичность. СибАДИ, кафедра «Философия и история» - Омск : СибаАДИ, 2024 – с. 4 -5.
- Кузнецов А. С. Устный исторический источник в отечественном источниковедении: его место и особенности [Эл. ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnyy-istoricheskiy-istochnik-v-otechestvennom-istochnikovedenii-ego-mesto-i-osobennosti . Дата обращения: 19.11.2024.
- Чиканова Н. А. Визуальные ресурсы в практике исторического образования /Преподавание истории в школе. 2023. № 9. С. 45-47.
- Хлытина О. М. Образы Войны и Победы в фотографиях и исторических картинах: стратегии изучения на школьном уроке. [Эл. ресурс] / режим доступа: https://pish.ru/blog/archives/7660 . Дата обращения: 13.11.2024.
- Ананишнев Владимир Максимович, Осмоловская Светлана Михайловна, Ткаченко Александр Владимирович Медиа как средство воздействия массовой информации на жизнедеятельность человека [Эл. ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/media-kak-sredstvo-vozdeystviya-massovoy-informatsii-na-zhiznedeyatelnost-cheloveka/viewer . Дата обращения: 19.11.2024.
- Репинецкая Юлия Соломоновна. Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах [Эл. ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-interaktivnyh-tehnologiy-na-urokah-istorii-v-starshih-klassah/viewer . Дата обращения: 19.11.2024.
- Чиканова Н. А. Методика работы с визуальными источниками как средство формирования исторической памяти / актуальные вопросы профессионального образования: качество, приоритеты, технологии: Сборник материалов Национальной научно-методической конференции, приуроченной к Году семьи в России. Омск, 2024. С. 254.
Оставить комментарий