Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(287)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Цыганкова А.К. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ АУДИТОРИЕЙ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ВИДЕО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 33(287). URL: https://sibac.info/journal/student/287/344984 (дата обращения: 23.11.2024).

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ АУДИТОРИЕЙ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ВИДЕО

Цыганкова Анастасия Константиновна

студент, факультет журналистики, Московский Государственный Университет,

РФ, г. Москва

FEATURES OF AUDIENCE PERCEPTION OF VERTICAL VIDEOS

 

Anastasia Tsygankova

student, Faculty of Journalism, Moscow State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Работа направлена на выявление влияния вертикальных видео в социальных сетях на социальную перцепцию, рассмотрены возможности и последствия влияния коротких вертикальных видео на восприятие аудитории. Исследуется воздействие на аудиторию с помощью вертикальных роликов, а также роль вертикальных коротких видео в информационном пространстве.

Приведены основные выводы, полученные в результате проведённого исследования.

ABSTRACT

The work is aimed at identifying the influence of vertical videos in social networks on social perception, the possibilities and consequences of the influence of short vertical videos on audience perception are considered. The impact on the audience using vertical videos, as well as the role of vertical short videos in the information space are studied.

The main conclusions obtained as a result of the study are presented.

 

Ключевые слова: восприятие, аудитория, социальные сети, влияние, воздействие, перцепция.

Keywords: perception, audience, social networks, influence, impact, perception.

 

Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни многих людей разных поколений: от подростков, общающихся в мессенджерах с ровесниками и листающих ленту ТикТок*а, до пожилых, исследующих Интернет и отыскивающих своих старых приятелей в Одноклассниках. С усилением влияния их использования возросла популярность вертикальных видео в различных социальных сетях, с помощью которых авторы влияют на поведение аудитории и тренды, получают прибыль, становятся известными, а в научном дискурсе предпринимаются попытки осмысления проблем и перспектив, связанных с реакцией пользователей на видео-ролики. В силу нарастающей популярности вертикальных видео в Интернете изучение восприятия аудитории как перспективного способа для продвижения личного бренда и способа воздействия на настроение и поведение пользователей, представляется значимым в научном сообществе. С помощью создания вертикальных видео в социальных сетях можно укрепить уникальный образ в сознании людей.

Информационное пространство включает в себя различные ресурсы и инфраструктуры, которые составляют телекоммуникационные, государственные и межгосударственные компьютерные сети, каналы передачи информации. Более того, оно состоит из новых медиа и СМИ, которые являются «движущей силой» уже долгое время, и прогрессируют, и видоизменяются.

Каждый человек может создавать вертикальные видео в социальных сетях для повышения своей узнаваемости и подтверждения своей значимости в информационном пространстве и социуме. Кроме того, это один из методов влияния на людей: популярные ролики могут побуждать зрителей к конкретным действиям, вызывать положительную или отрицательную реакцию и, впоследствии, создавать репутацию автора. Дискурсивный анализ научного сообщества обращен к глубокому и детальному рассмотрению человеческого восприятия социальных сетей.

Как пишет А. С. Фомиченко в своей статье «Особенности социальной перцепции» [8, с. 17], – «термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи стали данным термином называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности». Действительно, восприятию человека и проявлению его реакций на явления, окружающие его, предшествуют причины определенного реагирования, которые распространяются и на психофизиологическую проблему, и на социальную, расширяя объекты исследования, поэтому такое понимание перцепции устарело. К социальным объектам в данном контексте относятся целые группы лиц или «аудитория», если обращаться к тематике курсовой работы, а также к определению «перцепции». Выделяют несколько аспектов: эмоциональный, отвечающий за способ понимания человеком по внешним признакам чувства другого (этот фактор соответствует термину «эмпатия», однако отличается тем, что выражается в виде метода восприятия мира глазами другого человека, а не способности как таковой) и когнитивный – способность по поведенческим проявлениям понять индивидуальность личности. Более того, автор убежден, что социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. Стоит отметить, что восприятие одним человеком другого – это обязательная сторона любой коммуникации, которая и составляет межличностную перцепцию. Даже при одностороннем общении, как в случае с трансляцией автором своих мыслей и идей в формате коротких видео на широкую публику, проявляется формирующая функция социальной перцепции. Познавая другого, конструируется сам познающий индивид, что особенно четко прослеживается среди основной массы аудитории площадок, на которых создаются вертикальные ролики, поскольку большая часть пользователей таких платформ – подростки и молодые люди до 25 лет. А. С. Фомиченко обращает внимание на то, что среди социально-перцептивных механизмов выделяют: восприятие образа и поведенческих реакций объекта, восприятие набора психологических характеристик, что осуществляется через механизмы стереотипизации, идентификации, эмпатии, рефлексии, каузальной атрибуции и аттракции.

Так, В. Г. Крысько высказывает свою точку зрения о механизме социальной перцепции в книге «Социальная психология» [2]. Стереотипизация приводит к упрощению познания другого, однако при замене упрощения на оценку возникает предубеждение. Так, если при контакте аудитории с блогером-вертикалом взаимодействие негативно, например, автор не отреагировал на комментарий подписчика, то все последующие восприятия представителей этой группы искажаются и окрашиваются неприязнью. Идентификация же помогает личности интуитивно моделировать образ другого, основываясь на собственных убеждениях и взглядах. Довольно часто у отдельно взятого человека при просмотре коротких вертикальных видео механизм идентификации срабатывает ошибочно: подписчик соотносит образ автора в социальных сетях с его настоящим поведением, которое он не транслирует в Интернете. Это связано с тем, что длина таких видео коротка (обычно, до 15 секунд), поэтому ролик должен быть триггерящим и ярким, чтобы аудитория его не пролистнула, а уделила свое внимание, поэтому текст, звук или мысли в видео могут не соответствовать настоящим ценностям блогера. Кроме того, разговорные короткие видео, в которых автор в полной мере использует доступные ему методы воздействия, так же не могут целиком соответствовать личности блогера, поскольку чаще всего ролики относятся к одной тематике, раскрывая героя только с одной стороны. Следовательно, если, например, автор снимает вертикальные видео про бьюти-индустрию и показывает процесс создания макияжа, это не значит, что круг интересов человека заканчивается только на этой сфере, хотя впечатление и ожидания подписчиков могут быть именно такими.

В работе С. Ф. Мурашко, В. Р. Богословской, А. Н. Кротовой «Понятие «человек-бренд»: структура и развитие» [3] сказано, что образ может быть создан искусственно самим человеком-брендом, однако он может сложиться и естественно в сознании людей, вследствие подражания и восхищения какими-либо качествами и принципами. В самом деле, человеческое восприятие имеет модель с идеальными представлениями о ком-либо соответствующем своей должности, репутации и имени, а позиционирование человека-бренда должно быть идентично представлению общества о нем. Положительно сформированный статус всегда приводит к развитию и распространению в массы. Однако выделяют конкретные элементы формирования сильного персонального бренда, реализация которых подтверждает образ медийной личности. К таким компонентам относятся: значимость и уникальность, положительные личностные характеристики, уверенность в себе, коммуникативные навыки, особенные детали стиля, эксклюзивность и поддержание хорошей репутации.

Методы воздействия на аудиторию различаются исходя из жанра и формата самого ролика. Как заявляла на лекции «Влияние музыки на наш мозг» в Москве Т. В. Черниговская [11], советская и российская ученая в области нейронауки и психолингвистики, у человека существует множество анализаторов, однако самыми важными сенсорными системами являются три: зрительный, слуховой и осязательный. У каждого человека есть свой доминирующий орган чувств, который развит от природы сильнее остальных. Следовательно, воздействуя на человека и зрительно (показывая себя и то, что вокруг), и аудиально, автор охватывает большее количество общественности.

Зрительный анализатор считается наиболее информативным каналом, который дает около 90 % информации об окружающем мире, поэтому у подписчиков задействуется несколько анализаторов: зрительный и слуховой, что позволяет с высокой долей вероятности привлечь максимальное количество людей к действию. Вертикальные видео сопровождаются музыкой, текстовыми подписями, мимическими реакциями и жестами автора, что охватывает полный спектр анализаторов зрителя, «заставляя» вникать в суть ролика и отвлекаться от внешних раздражителей, однако именно с помощью разговорных роликов автор сближается с аудиторией, так как пользователи идентифицируют образ блогера не только по внешним признакам, но и по голосу. Было выяснено, что именно коммуникативный метод имеет большое влияние на общество. Подписчики уверены в том, что их кумир (блогер) заинтересован во взаимодействии с ними, обладает высокой компетентностью, готов делиться своим личным опытом и способен к взаимопониманию и безвозмездной помощи. Безусловно, такое мнение формируется вследствие открытости и искренности автора, его внимания к деталям и массовости реакции. Каждый человек склонен к самоидентификации, а блогер выступает в роли тождества, того, кто похож по своим ценностям, мировоззрению, качествам и проблемам. Действительно, схожие жизненные принципы и ситуации повышают межличностное доверие аудитории.

Стоит отметить, что люди индивидуальны, а это значит, что и их интересы могут отличаться. Основной метод коммуникации сейчас – Интернет, а именно социальные сети. Взаимодействие строится не только в личных сообщениях, но и на реакциях на контент, обсуждениях и вопросах в комментариях. Так, платформы, на которых есть возможность выкладывать короткие видео, предоставляют некоторые виды реакций: лайки, комментарии, репосты и сохранения. Все эти виды реагирования продвигают самого автора, позволяя попадать в рекомендации. Распространенная тенденция среди пользователей площадок с такими роликами – делать репосты, отправляя понравившиеся видео своим друзьям, но избегая лайков и комменатриев, поскольку люди боятся осуждения их мнения со стороны общества. Так, в работе А. Г. Самохваловой «Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков» [5] сказано, что социальных страх вызывает психологический барьер у подростка, который, по словам Б. Д. Парыгина [5, с. 2], «консервирует скрытый эмоционально интеллектуальный потенциал его активности». Возникновение боязни выражения своего мнения в социальных сетях среди молодежи связано с некоторыми факторами: средовыми (окружение, условия жизни, дефицит общения и внимания, деструктивный стиль семейного воспитания, буллинг в различных социальных институтах), индивидуальными («факторы уязвимости»), зависимыми от характеристик самого человека: негативный образ «Я», общая слабость и прочее. Подросток стремится избежать негативной реакции других пользователей на его комментарий из-за плохого опыта, поэтому выбирает никак не выделяться. Чаще всего, пользователи хотят оставаться анонимными, однако склонны к тому, чтобы делиться с близкими (в том числе, друзьями) интересующими их видео.

Вертикальные короткие видео стали неотъемлемой частью современного информационного и культурного пространства. Рассмотрим результаты исследования, целью которого являлось изучение основных механизмов восприятия человека вертикальных видео и способов влияния на аудиторию в социальных сетях.

Основными аспектами, влияющими на восприятие вертикальных коротких видео, являются их способность быстро привлекать и удерживать внимание, соответствие современным тенденциям и доступности информации, а также использование эффектов новизны и дофаминового вознаграждения. Вертикальный формат, оптимизированный для мобильных устройств, обеспечивает удобство и естественность восприятия, что дополнительно способствует его популярности среди пользователей.

Социальные и культурные аспекты также оказались значимыми. Вертикальные короткие видео способствуют формированию и распространению трендов, участвуя в создании коллективного опыта и культурных норм.

Вертикальные короткие видео не только изменили способы потребления контента, но и оказали значительное влияние на социальные взаимодействия и культурные практики. Их популярность и влияние будут продолжать расти, стимулируя дальнейшее развитие технологий и адаптацию стратегий коммуникации в различных сферах.

 

Список литературы:

  1. Богдановская И. М., Углова А. Б., Королева Н. Н. Психологические факторы доверия к популярным видеоблогерам у современной молодежи // Журнал Высшей школы экономики. – СПб.: Питер, 2021 - 457.
  2. Крысько В. Г. Социальная психология : учебник для бакалавров // 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт. – 2022.
  3. Мурашко С. Ф., Богословская В. Р., Кротова А. Н. Понятие «человек-бренд»: структура и развитие // Казачество. 2016. №7 (20). 32-38 с.
  4. Рубанова Е. Ю., Чековитов М. С. Кумиры и идеалы с точки зрения психологии // Ученые заметки ТОГУ. 2018. №4 (9). 60-64 с.
  5. Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. – 2016;
  6. Сухов А. Н., Деркач А. А. Социальная психология // Юридическая психология. – М., 2001.
  7. Федорович Е. В. Социально-психологические явления и процессы // Вестник Белорусского государственного университета. – 2017.
  8. Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017.
  9. Chen, G. M. The Rise of TikTok: Its Impact on Marketing and Consumer Behavior // Journal of Digital and Social Media Marketing. – 2020.
  10. Smith, A. The Influence of Short-Form Video Content on Learning and Engagement // Educational Technology Research and Development. – 2019.
  11. Влияние музыки на наш мозг. Татьяна Черниговская // YouTube URL: http://https://www.youtube.com/watch?v=YKmgOVlWmsk (дата обращения 29.05.2024)
  12. Общие принципы строения анализаторов. Строение и работа органа зрения. ЯКласс // URL: https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/organy-chuvstv-analizatory-16083/obshchie-printcipy-stroeniia-analizatorov-stroenie-i-rabota-organa-zreniia-16084 (дата обращения 29.05.24)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.