Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(281)

Рубрика журнала: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Добычин Н.Р. К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В XXI ВВ. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 27(281). URL: https://sibac.info/journal/student/281/341004 (дата обращения: 20.10.2024).

К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В XXI ВВ.

Добычин Николай Романович

студент, кафедры народной художественной культуры, Тамбовский Государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова,

РФ, г. Тамбов

Друцкая Мария Владимировна

научный руководитель,

канд. искусствоведения, преподаватель., Тамбовский Государственный музыкально-педагогический институт им, С. В. Рахманинова,

РФ, г. Тамбов

ON THE ISSUE OF PRESERVATION AND POPULARIZATION OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS IN THE XXI CENTURY

 

Nikolay Dobychin

student of the Department of Folk Art Culture, Tambov State Musical and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninova,

Russia, Tambov

Maria Drutskaya

scientific supervisor Ph.D. art history, teacher, Tambov State Musical and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninova,

Russia, Tambov

 

АННОТАЦИЯ

В современности передача традиций нематериального этнокультурного наследия находится в состоянии нарушения механизма трансляции аутентичных народно-песенных образцов. В условиях интенсивно меняющейся социальной среды интеграция традиционного фольклора с электронной музыкой позволит обеспечить его сохранность и развитие.

ABSTRACT

In modern times, the transmission of traditions of intangible ethnocultural heritage is in a state of disruption of the mechanism of transmission of authentic folk song samples. In the context of an increasingly changing social environment, the integration of traditional folklore with electronic music will ensure its preservation and development.

 

Ключевые слова: этномузыкология, фольклор, народная песня, электронная музыка.

Keywords: ethnomusicology, folklore, folk song, electronic music.

 

В настоящее время вопрос сохранения этнокультурных традиций является актуальным, на что указывает Федеральный закон № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» от 20.10.2022 г., принятый Государственной Думой и президентом РФ В.В. Путиным. В документе затрагивается тема создания правовых и организационных основ для обеспечения культурной самобытности всех народов, этнических общностей и сохранения этнокультурного и языкового многообразия [5]. Выявленная проблема заключается в том, что в настоящее время разрушен основной информационный канал, по которому происходила репрезентация народной традиции, что и привело к забвению отдельных жанров фольклора.

Стоит сказать, что в наше время народно-песенная культура не стоит на месте, она трансформируется согласно течению времени. Вопрос адаптации фольклора обсуждается многими этномузыкологами, т.к. сегодня современная западная музыка вытесняет родное национальное искусство, и в этом смысле, важно найти, универсальные способы сохранения народной культуры, и адаптации ее на современных концертных площадках.

Придерживаясь известной цитаты М.И. Глинки о том, что «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем её» [1], хочется обозначить две позиции. Основная заключается в сохранении аутентичной музыкально-певческой культуры, как исчезающего первоисточника вдохновения для этномузыкантов. Вторая – связана с развитием информационных технологий и появлением электронной музыки, в результате чего фольклор стал подвергаться новым влияниям: эклектики старого и нового, аутентичного и современного музыкального творчества. Так, взаимодействие двух различных направлений: аутентичного фольклора и электронной музыки, получило название ремикс. Он раскрывается, как версия народной песни, записанной позже оригинальной, но в более современном варианте аранжировки [9].  При этом финальная композиция должна быть содержательной и интересной, существенной и ценной для трансляции будущему поколению.

О направлении, получившим название «Новый фолк», этнограф, певец, автор песен, музыкальный продюсер и телеведущий С.Н. Старостин высказывает свою позицию. Его концепция основывается на заинтересованности современной молодежи в фольклорной музыке. В одном из своих интервью ученый утверждает, что: «...важно: мы не можем сохранить эту музыку, как бы ни старались. Можем повторить только форму, но не содержание этой музыки. Потому что мы не те люди, которые её поют, мы не работаем на селе, мы не включены в культуру труда и сельский образ жизни». Далее он указывает на то, что песня «связана с образом жизни физически, потому что труд влияет на тело, а тело – на звучание голоса, и на уровне диалекта, который отражает жизнь» [4].

Экспериментов с народной музыкой сейчас очень много, и важно, что автор создаваемого ремикса видит – смысл или просто интересную форму? Примитивным уровнем является тот, когда «музыкант знает напев песни, знает слова, подкладывает под этот напев бит, делает поп-аранжировку» [4]. Однако, существуют музыканты, которые «стремятся раскрыть душу песни, её смысл, драматургию вскрыть, поработать с интонациями. Они не используют песню, а общаются с ней, опираются на неё» [4].

Создание электронных аранжировок для традиционных песен способствует сохранению фольклора и делает его более доступным широкой аудитории. Композиции создаются с использованием разнообразных инструментов и технологий: синтезаторов, семплов, секвенсоров и других технических элементов, при условии сохранения баланса между традиционными и современными компонентами, без потери ценности и аутентичности исходного песенного материала.

Современные композиторы и музыканты используют традиционные мотивы и элементы, создавая новые, уникальные произведения. Но как же эти архаичные песни вписываются в современный музыкальный контекст? Ответ прост: благодаря содержательности первоисточников, передающих простые человеческие чувства и волнующих людей на протяжении всей истории человечества: это доброта, любовь и основные жизненные ценности. Благодаря электронной музыке происходит процесс адаптации народных песенных мотивов к новым современным условиям, при этом сохраняется их подлинная ценность и новомодная атмосфера звучания.

Одной из первых групп, успешно объединившей народные песни с экспериментальной электронной музыкой является ансамбль «Иван Купала». Алексей Иванов, Алексей Румянцев, Денис Федоров в 1998 г. заложили фундамент, который впоследствии используется другими фолк-коллективами. Композиции «Кострома», «Заинька» и «Брови» стали популярными и звучали с конца 1990-х на различных музыкальных площадках нашей страны и за рубежом [8]. Сегодня на интернет просторах музыкальной индустрии статистика распространении народно-певческой традиции в стиле «Новый фолк» возрастает.

Концепция личного творческого процесса направлена на переосмысление ряда сложностей в контексте современного взгляда на развитие местного фольклора. Для популяризации песен Тамбовского края в направлении «Новый фолк» были взяты два ярких примера интеграции напевов Тамбовской области с электронной музыкой. Основой одной из композиций послужила лирическая песня «Потеряла я колечко», которая записана в 1982 г. в селе Покрово-Марфино Знаменского района Тамбовской области от М.И. Александровой 1912 г.р. Песня является классическим образцом городского романса [3]. Современным стилем для написания композиции послужил «experimental folk». На первый взгляд, это сложная гармония, имеющая массу проходящих звуков в гетерофонном сплетении, однако у современной исполнительницы не возникло трудностей на этапе соединения фонограммы с голосом. Отмечу, что в композиции сохранение традиции и ее транслирование передается путем соблюдения локальной манеры пения [7].

За основу следующей композиции была взята плясовая песня села Комсомолец Тамбовской области «Брошу я цепочек» (зап. В. Снетковым, В. Огурцовым от сестер Шадровых). Она необычайно лаконично интегрировалась с современным жанром электронной музыки Ха́ус (house с англ. – «дом»). Стиль, созданный танцевальными диск-жокеями в начале 1980-х гг. в Чикаго и Нью-Йорке является производным жанром танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай-энерджи, соул, фанк и т.д.). Структура классического House весьма проста: стандартный размер обычно 4/4, не очень быстрый темп (118-132 BPM) исходя из структуры, добавляется перкусия, накладываются определенные обрабатывающие плагины. Их звучание постепенно развивается, добавляются различные эффекты, чтобы музыка динамично развивалась. В итоге, получилась разностилевая, красочная композиция, которая интересна современному слушателю, даже не адаптированному к восприятию аутентичных песен.

Каким же будущим обладает интеграция традиционного фольклора в электронную музыку? Однозначно, что имеет большой потенциал. Он привел к созданию гибридного жанра и объединил традиционные мелодии и ритмы современных звуковых инструментов, эффектов и стилей. В этом контексте местный фольклор – это бесценное культурное достояние, которое несомненно, заслуживает сохранения и развития. Благодаря взаимодействию с электронной музыкой, он обретает новое звучание и возможности для интерпретации и адаптации. И возможно, именно такие синтезированные формы музыки помогут сохранить и передать будущим поколениям уникальность локальной традиции.

 

Список литературы:

  1. Citaty.info: .Глинка М. И. – Цитаты [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://citaty.info/man/mihail-ivanovich-glinka
  2. Друцкая М.В. Народно-песенное искусство Тамбовского края начала XXI в. – Москва. Изд. РУСАЙНС, 2018 г. – 142с.
  3. Кальницкая А.М. Песни села Мезинец – Тамбов, Изд. Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина, 1999 г. – 90 с.
  4. S-T-O-L.COM: Как создается современная русская фольклорная музыка [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://s-t-o-l.com/russkaya-zhizn/31802-kak-sozdayetsya-sovremennaya-russkaya-folklornaya-muzyka
  5. Официальное опубликование правовых актов: Федеральный закон от 20.10.2022 № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210200005
  6. Википедия – свободная энциклопедия [электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%83%D1%81
  7. Bandlink:Потеряла я колечко [электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://band.link/folknikKolechko
  8. Ruposters: Русский народный рэйв: 5 проектов, скрестивших фолк с Электроникой [электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://ruposters.ru/news/15-04-2016/russian-rave
  9. Википедия – свободная энциклопедия [электронный ресурс] — Режим доступа: URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.