Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(276)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Винокурова Д.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПАРКОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 22(276). URL: https://sibac.info/journal/student/276/337050 (дата обращения: 11.11.2024).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПАРКОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА

Винокурова Дарья Григорьевна

студент, кафедра Цифрового Земледелия и ландшафтной архитектуры, Государственный университет по землеустройству,

РФ, г. Москва

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF PARKS AS AN ELEMENT OF THE URBAN CULTURAL CODE ORGANIZATION

 

Daria Vinokurova

student, Department of Digital Agriculture and Landscape Architecture, State University of Land Use Planning,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена роли парков в организации культурного пространства города.  История паркового искусства началась уже давно и плотно сплетена с архитектурным образом городов. Парки являются точкой притяжения культурных ценностей для жителей больших городов, а также приезжих и гостей из маленьких поселений. К задачам парков относится в том числе улучшение ментального и физического состояния человека, что повышает его благополучие. Были разобраны составляющие психологического портрет парка как элемента культурного кода города на примере парка Горького в г. Москве.

ABSTRACT

The article is devoted to the role of parks in the organization of the cultural space of the city.  The history of park art began a long time ago and is tightly intertwined with the architectural image of cities. Parks are a point of attraction for cultural values for residents of large cities, as well as visitors and visitors from small settlements. The tasks of the parks include, among other things, improving the mental and physical condition of a person, which increases his well-being. The components of the psychological portrait of the park as an element of the cultural code of the city were analyzed using the example of Gorky Park in Moscow.

 

Ключевые слова: парки, городская среда, культурные пространство, парковое искусство, городское пространство, язык культуры.

Keywords: parks, urban environment, cultural space, park art, urban space, cultural language.

 

Человек является значимой фигурой для нашей планеты, так как именно с его появления появились первые зачатки культуры. Животные имеют более глубокую связь с естественностью и природой, однако кроме инстинктов и самых примитивных эмоций (причём эмоций не человеческих) у них больше ничего нет. Культура начинается с появления языка, в то время как животные используют его для связи с себе подобными, а за идентификацию себя и других созданий в этом мире отвечает природная иерархия, отношение хищника и добычи, а также деление на самок и самцов. Примитивный набор информации, передаваемый от матери к детенышу, никогда не выходил за эти рамки вплоть до появления нового живого существа – человека [1. с. 36]. Даже для животного мира человек остается большим вопросом, так как его нельзя идентифицировать как полноправного хищника, который стремиться завоевать их территорию. Как только появился язык, культура, которая, как мы привыкли считать, объединяет людей, сами люди наоборот разделили зарождающееся человечество на разные племена, а уже затем на разные народы. С появлением новых народов приходили и новые культуры, многие их которых не дожили до нашего времени. Империи разрушались, а небольшие племена превращались в сильные и богатые государства, хранившие свою историю и культуру, выражавшуюся как в виде монет и сокровищ, так и в архитектурном облике городов.

Многовековое развитие города стало возможным, в частности, благодаря достижению горожанами новой ступени его культурного статуса. Породивший большой спектр профессий, относящихся к культуре, город предоставил горожанам многие элементы досуга и отдыха. Один из многих таких элементов являются парки.

Организация культурной жизнедеятельности в садах как часть благоприятной рекреационной среды в шумных городах пробудила интерес среди городского населения. Это поспособствовало появлению художественных центров при парковых учреждениях. Они стали новым культурным явлением, объединившим людей большого искусства: художников, музыкантов, театралов и др. Уже тогда парки переставали быть отдельными островами тишины для господ, так как они стали более доступными. Уже тогда зарождалась идея парков как группового пространства, являющихся точками притяжения, общения и генерации новых идей и мыслей. [2, с. 50]

Хотя и главным представителем целевой аудитории парков являются жители городов, кроме них парки посещают большое количество гостей из других городов и стран, которые также помогают развивать новые идеи и концепции для развития многофункциональных парков в городской среде. Это помогает создавать положительную социальную динамику. В идеях паркового искусства проектировщики могут объединять разнообразные темы: история, культура, естествознание и другие. И даже если основная тема одна, может быть затронута совокупность других тем, как в архитектуре, так и в содержании парка.

Культурное пространство как традиционных парков, так и новых выполняет на первой взгляд не самую важную задачу – восстановление эмоционального состояние посетителя, которое также влияет на его физическое состояние. [3, с. 168] Его психологическая и душевная составляющая зависит от зеленой среды, которая помогает ему достигать гармонии в отношении человек-природа. Правильно выстроенные отношения помогают человеку в улучшении личностной самоорганизации и самореализации. После чего последует формирование интереса к новому, улучшение морально-этических норм поведения, что даст человеку словно новый глоток свежего воздуха в собственной реализация своего «Я» для улучшения своей жизни. [5, с.7]

Парки играют важную роль в формировании городской культурной среды и могут быть рассмотрены как символические пространства, способствующие созданию городского культурного кода. Психологический портрет парков включает в себя различные аспекты, которые влияют на восприятие и эмоциональное состояние посетителей.

Одним из ключевых элементов психологического портрета парков является их дизайн и архитектура. Факторы, такие как наличие зелени, водоемов, пешеходных дорожек, скамеек, детских площадок и других элементов, могут создавать уютную и гармоничную атмосферу, способствующую отдыху и релаксации.

Кроме того, психологический портрет парков включает в себя социокультурные аспекты, такие как историческое и культурное значение парка, его связь с традициями и местными обычаями, а также роль парка в жизни городского сообщества.

Важным элементом психологического портрета парков является также взаимодействие людей с парком и друг с другом внутри парка. Это включает в себя социальные аспекты, такие как общение, игры, спортивные мероприятия, пикники и другие формы активности, которые могут способствовать формированию или укреплению позитивного восприятия городской культурной идентичности.

В целом, психологический портрет парков как организации городского культурного кода включает в себя множество факторов, которые взаимосвязаны и влияют на формирование уникальной атмосферы и символического значения парков в городской среде.

Красота парков, их архитектурные особенности, удобство для посетителей - все это создает особую атмосферу, которая влияет на эмоциональное и психологическое состояние людей. Например, наличие зелени в парке способствует релаксации и умиротворению, позволяя людям отдохнуть от городской суеты и стресса. Звуки природы, свежий воздух и красивый вид на окружающие пейзажи также играют важную роль в создании приятной обстановки.

Парки, как и другие культурные пространства городов, играют важную роль в формировании городского культурного кода, способствуя разнообразию и доступности культурных возможностей для жителей и посетителей города.

Социокультурные аспекты парков тоже не менее важны. Некоторые парки имеют богатую историю и культурное значение для города, что отражается в их дизайне, памятниках и архитектуре. Такие парки могут быть местом проведения различных культурных мероприятий, фестивалей, выставок и концертов, способствуя тем самым развитию культурной жизни в городе и укреплению его идентичности.

Вместе с тем, парки выделяются среди других культурных пространств. Они являются уникальными оазисами в суете городской жизни, представляя собой места отдыха, релаксации и близкого контакта с природой. [3, с. 83] Парки способствуют созданию атмосферы гармонии и равновесия, где люди могут насладиться тишиной, красотой окружающего мира и уединением.

Для общего понимания, необходимо рассмотреть пример парка, являющегося своеобразным носителем культурных ценностей. Для этого разберем ЦПКиО и. Горького в Москве. Этот парк является одним из самых известных и посещаемых в центре города и представляет собой уникальное культурное и архитектурное пространство. Одной из значимых культурных ценностей парка Горького является его насыщенная история. Парк был основан в начале ХХ века и имел различные названия и функции на протяжении времени. Сегодня он сочетает в себе элементы истории, сохраняя множество архитектурных сооружений, скульптур, памятников и других объектов, которые олицетворяют разные эпохи и стили. [3, с. 84]

Также в парке Горького можно наблюдать обилие культурных событий и мероприятий, которые проходят здесь ежедневно. Это могут быть концерты, выставки, фестивали, спектакли, лекции и мастер-классы, которые привлекают жителей и гостей города различных возрастов и интересов. Эти культурные события способствуют расширению доступности и разнообразию культурных возможностей в городе.

Кроме того, парк Горького выступает как место взаимодействия различных культур и творческих направлений. Здесь можно увидеть собрания творческих людей, молодых художников, музыкантов, поэтов, которые находят в парке вдохновение и возможность поделиться своим творчеством со всеми желающими. Такое культурное разнообразие способствует обогащению и вдохновению городского сообщества.

В целом, парк Горького в Москве является не только местом отдыха и природной красоты, но и настоящим культурным центром, который отражает богатство культурного наследия города и способствует развитию творческой среды для всех его посетителей.

Таким образом, психологический портрет парков как организации городского культурного кода включает в себя множество аспектов, которые в совокупности формируют уникальную и значимую роль этих мест в городской среде. Парки не только представляют собой зеленые зоны для отдыха, но и являются символами культурной идентичности города, способствуя формированию гармоничного и привлекательного облика его общественного пространства.

 

Список литературы:

  1. И. Богатырева «К вопросу о языке животных» Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. ó М.: МАКС Пресс, 2005. ó Вып. 29. ó 160 с. ISBN 5-317-01330-5 [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.philol.msu.ru/%7Eslavphil/books/jsk_29_03bogatyreva.pdf (дата обращения 12.08.2023)
  2. Махлина Светлана Тевельевна Сады и парки как коды культуры // Вестник СПбГИК. 2017. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sady-i-parki-kak-kody-kultury  (дата обращения: 15.06.2023).
  3. Шайгарданова Н.Л. Парк культуры и отдыха: из советского прошлого в российское настоящее // Дискуссия. 2014. №5 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/park-kultury-i-otdyha-iz-sovetskogo-proshlogo-v-rossiyskoe-nastoyaschee  (дата обращения: 15.07.2023).
  4. Howell, Andrew & Dopko, Raelyne & Passmore, Holli-Anne & Buro, Karen. (2011). Nature connectedness: Associations with well-being and mindfulness. Personality and Individual Differences. 51. 166-171. – URL: https://www.researchgate.net/publication/231557111_Nature_connectedness_Associations_with_well-being_and_mindfulness  (дата обращения: 07.03.2023).
  5. Nartova-Bochaver, S.; Muhortova, E. If People Are Attached to Plants, Do They Love Other People? Case of the Russian Youth. Behav. Sci. 2020, 10, 40. – URL: https://www.mdpi.com/2076-328X/10/2/40 (дата обращения: 07.05.2023).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.