Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(275)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
ПРОТИВОРЕЧИЕ ОТТЕПЕЛИ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
THE CONTRADICTION OF THE THAW IN THE FIELD OF LITERATURE
Svetlana Chentsova
student, Starooskolsky branch of the National Research University"BelSU",
Russia, Stary Oskol
Tatyana Mamaeva
scientific supervisor, candidate of Historical Sciences, Starooskolsky branch of the National Research University "BelSU",
Russia, Stary Oskol
АННОТАЦИЯ
Научная статья посвящена изучению противоречия между воспринимаемой свободой времен оттепели и сохраняющимся присутствием цензуры. Хотя во время оттепели цензура была ослаблена, она не исчезла полностью. Писателям по-прежнему приходилось быть осторожными с тем, что они писали, и некоторые произведения по-прежнему были запрещены или сильно отредактированы.
ABSTRACT
The scientific article is devoted to the study of the contradiction between the perceived freedom of the thaw and the continued presence of censorship. Although censorship was relaxed during the thaw, it did not disappear completely. Writers still had to be careful with what they wrote, and some works were still banned or heavily edited.
Ключевые слова: советская литература, период оттепели, советская власть, самиздат.
Keywords: soviet literature, the thaw period, Soviet power, samizdat.
Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. Сталина, получил наименование — "оттепель" — по одноименному названию повести Ильи Эренбурга. Этот период продолжался около десяти лет, до отставки первого секретаря ЦК КПСС в 1964 году. В это время произошло значительное, хотя и временное ослабление тоталитарного контроля государства, что привело к оживлению творческого процесса в культурной сфере. Литература остро отреагировала на происходящие процессы и изменения в стране.
Статья В. Померанцева "Об искренности в литературе", опубликованная в декабрьском номере журнала "Новый мир" за 1953 год, считается одной из ключевых работ, ознаменовавших начало оттепели в советской литературе и обществе. В этой статье Померанцев подверг критике преобладающую тенденцию "лакирования реальности" в советской литературе, где от писателей ожидали идеализированного и оптимистичного взгляда на жизнь в Советском Союзе. Он утверждал, что такой подход был неискренним и нечестным и что он мешал литературе выполнять свое истинное предназначение - отражать и интерпретировать сложности человеческого опыта. Главная цель таких текстов заключалась в удовлетворении правящих органов и соответствии идеологическим установкам [1, с. 128].
Померанцев призывал к новому подходу к литературе, основанному на принципах искренности, честности и правдивости. Он считал, что писатели должны иметь возможность свободно исследовать широкий спектр тем и стилей и что их следует поощрять к знакомству с реалиями жизни в Советском Союзе, включая вызовы и трудности, с которыми сталкивались люди.
Статья Померанцева вызвала бурную реакцию. В феврале 1954 года Центральный комитет Коммунистической партии издал постановление под названием "О недостатках в работе журнала "Новый мир" и издательства "Советский писатель"", в котором критиковались оба издания за печатание произведений, "чуждых духу советской литературы" и "вредно для воспитания советских людей". Сам Померанцев подвергался критике и преследованиям со стороны партии и ее сторонников. В 1954 году он был исключен из Коммунистической партии и в течение нескольких лет не мог публиковать свои работы в Советском Союзе. Однако среди студенческой молодежи Москвы идеи статьи вызвали поддержку. Несколько молодых людей высказались в защиту Померанцева в письме, которое было опубликовано в "Комсомольской правде".
Эти события показали, что режим, основанный на жестком контроле государства и партийного руководства, уже не отвечал духовным потребностям советского общества, особенно его интеллектуальной части.
Передвигаясь во времени, следует отметить, что предпосылки для оттепели были заложены еще в 1945 году. Многие писатели были фронтовиками и описывали реальные события военных действий. Важным пониманием правды о войне стала проза, называемая "офицерской прозой". Первым, кто поднял эту тему, стал В. Некрасов с повестью "В окопах Сталинграда", вышедший в свет в 1946 году, стал одним из первых произведений советской литературы, в котором откровенно и без прикрас были показаны разрушительные последствия войны для советского народа. Эта работа, основанная на собственном опыте Некрасова как солдата, участвовавшего в Сталинградской битве, дала мощный и трогательный отчет о мужестве, самопожертвовании и страданиях советского народа и помогла бросить вызов официальному описанию войны, которое пропагандировалось советскими властями.
Оттепель в духовной сфере проявилась в реабилитации деятелей культуры, которые стали жертвами репрессий во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов. Так были реабилитированы И. Бабель, Б. Пильняк, а также были опубликованы запрещенные стихи С. Есенина, А. Ахматовой и М. Цветаева.
С 1955 года в стране проводился праздник "День Поэзии", в рамках которого в различных залах библиотек и театров читали стихи. Праздник быстро стал популярным и важным культурным событием в Советском Союзе и широко воспринимался как символ большей художественной и интеллектуальной свободы, характерной для периода оттепели [2].
В это время также происходило знакомство советских граждан с творчеством зарубежных авторов. Это был значительный сдвиг по сравнению с предыдущим периодом сталинского правления, который характеризовался строгой идеологической ортодоксальностью и подозрительностью к иностранному влиянию. В 1955 году начал выпускаться журнал "Иностранная литература", в котором публиковались переводы запрещенных по идеологическим причинам произведений.
Однако важно отметить, что доступность иностранной литературы в Советском Союзе в период оттепели была не лишена проблем и ограничений. Советские власти поддерживали строгую систему цензуры, и многие произведения иностранных авторов были запрещены или подверглись серьезной редактуре, чтобы убрать "идеологически вредный" контент. Кроме того, доступность иностранной литературы часто была неравномерной и непредсказуемой, поскольку она зависела от капризов советской издательской и распределительной систем.
Еще одной положительной чертой периода оттепели была готовность исследовать и обсуждать темы, которые ранее считались табуированными или запретными в литературе.
К ним можно отнести:
- Сталинизм и его наследие: Смерть Иосифа Сталина в 1953 году и последующий процесс десталинизации в период оттепели привели к росту желания критически изучать и обсуждать природу и влияние сталинизма на советское общество. Многие писатели того времени, включая Александра Солженицына и Владимира Дудинцева, написали произведения, в которых исследовалась природа сталинских репрессий и связанные с ними моральные и этические проблемы.
- Личность и общество: В период оттепели все больше внимания уделялось важности личности и необходимости большей личной свободы и автономии.
- Роль литературы и искусства: Многие работы того времени, в том числе Владимира Померанцева и Василия Аксенова, посвящены взаимоотношениям между литературой и государством, а также вызовам и возможностям, которые эти отношения открывают [4, с. 344].
Таким образом, полной свободы творчества в период "оттепели" было далеко. Проявления сталинских методов в отношении деятелей культуры были не редкостью. Критика периодически звучала обвинениями в "формализме", "чуждости" в адрес таких известных писателей, как А.А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак.
В 1955 году Б.Л. Пастернак завершил работу над романом "Доктор Живаго"- масштабная эпопеей, повествующей о Юрии Живаго, враче и поэте, и его переживаниях в бурные годы русской революции и последующей гражданской войны. После того, как роман был опубликован в переводе на итальянский язык в 1957 году, он быстро получил международное признание и был переведен на многие языки. В 1958 году Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе, что еще больше увеличило известность и значимость романа. Однако советские власти, которые рассматривали роман как критику русской революции и атаку на советские ценности, были возмущены его публикацией и присуждением премии. Пастернак подвергся кампании очернения и преследований в советской прессе, и его исключили из Союза советских писателей. Он также был вынужден публично отказаться от Нобелевской премии под угрозой высылки из Советского Союза. Стресс и перенапряжение, вызванные преследованиями, серьезно подорвали здоровье Пастернака, и он умер в 1960 году в возрасте 70 лет.
Дело Пастернака оказало значительное влияние на литературную и интеллектуальную жизнь Советского Союза и рассматривалось как символ продолжающихся репрессий и цензуры, характерных для советского режима. Многие писатели того времени, включая Александра Солженицына и Андрея Сахарова, выступили в защиту Пастернака, и это дело способствовало активизации растущего диссидентского движения в Советском Союзе.
После международного резонанса по поводу дела Пастернака и ущерба, который оно нанесло репутации и престижу Советского Союза, Хрущев был вынужден пересмотреть свою политику в отношении литературы и свободы выражения мнений. Одним из наиболее заметных примеров этой тенденции стало возвращение Александра Твардовского в редакцию влиятельного литературного журнала "Новый мир" в 1958 году [3, с. 476].
Однако данные действия не смогли полностью смягчить негативное впечатление, оставшееся в памяти интеллигентов после "дела Пастернака". В конце 1950-х годов начался период "самиздата", которое относилось к подпольному производству и распространению литературы и других материалов, которые были запрещены или подвергались цензуре советскими властями. Многие выдающиеся советские писатели включая Александра Солженицына, Андрея Сахарова и Иосифа Бродского, были связаны с движением самиздата, и их произведения широко распространялись в самиздатской форме.
Таким образом, Литература периода оттепели отличалась определенной степенью противоречивости и напряженности, что отражало более широкий социальный и политический контекст того времени. С одной стороны, период оттепели ознаменовался большей степенью художественной и интеллектуальной свободы, поскольку советские власти ослабили свой контроль над культурой и обществом и позволили услышать большее разнообразие голосов и точек зрения. Это привело к появлению яркой и динамичной литературной и интеллектуальной среды, поскольку писатели и мыслители исследовали новые темы и идеи, а также участвовали в дебатах и дискуссиях о природе советского общества и роли литературы и искусства.
С другой стороны, период оттепели также был отмечен определенной степенью неопределенности и нестабильности, поскольку советские власти продолжали поддерживать строгую систему цензуры и контроля и часто быстро подавляли любые предполагаемые признаки инакомыслия или оппозиции. Это привело к ситуации, в которой писателям постоянно приходилось балансировать между желанием свободно выражать свои мысли и необходимостью избежать гнева властей.
Список литературы:
- Вознесенский А. Н.С. Хрущев: «В вопросах искусства я сталинист». //Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. 1989.— 128 с.
- Злотникова Т. С. Культурная память нации в массовом сознании современной России // Ярославский педагогический вестник. — 2006. — № 3. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-pamyat-natsii-v-massovom-soznanii-sovremennoy-rossii (дата обращения: 04.06.2024).
- Медведев, Р. А. Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели»: научная литература / [под ред. Р. А. Медведева]. Москва Эксмо, 2016. — 476 с.
- Прохоров, А. Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели» / Санкт-Петербург ДНК, 2007. — 344 с.
Оставить комментарий