Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(274)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Герус А.С., Итакаева И.А., Потёмкина Е.А. ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 20(274). URL: https://sibac.info/journal/student/274/333844 (дата обращения: 03.01.2025).

ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Герус Арсений Сергеевич

студент, кафедра философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук, Смоленский государственный медицинский университет,

РФ, г. Смоленск

Итакаева Ирина Александровна

студент, кафедра философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук, Смоленский государственный медицинский университет,

РФ, г. Смоленск

Потёмкина Екатерина Александровна

студент, кафедра философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук, Смоленский государственный медицинский университет,

РФ, г. Смоленск

Соколова Марина Геннадьевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., кафедра философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук, Смоленский государственный медицинский университет,

РФ, г. Смоленск

PHILOSOPHY OF HEALTH AND MEDICAL TECHNOLOGY

 

Arseny Gerus

student, Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,

Russia, Smolensk

Irina Itakaeva

student, Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,

Russia, Smolensk

Ekaterina Potemkina

student, Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,

Russia, Smolensk

Marina Sokolova

scientific supervisor, PhD, Associate Professor, Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,

Russia, Smolensk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается философский подход к пониманию здоровья, в том числе применение медицинских технологий и биомедицины.

ABSTRACT

This article discusses a philosophical approach to understanding health, including the application of medical technology and biomedicine.

 

Ключевые слова: биомедицина, философия медицины, философия технологий, медицинский дискурс, философский дискурс.

Keywords: biomedicine, philosophy of medicine, philosophy of technology, medical discourse, philosophical discourse.

 

Философия, как и медицина, затрагивает проблему человеческого существования. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий философ – Гиппократ. Обособление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу изучения человека относится к Новому времени, когда медицина стала органично связываться с философскими учениями.

Медицинское знание так или иначе опирается на философские представления о человеке.

Взаимодействие медицины с философией обеспечивает системное видение и углубленное понимание человека. Уже в период своего зарождения медицинские знания испытывали большое влияние философских представлений. Стихийно материалистический взгляд на бытие порождал определенные представления о характере заболеваний. Диалектические учения рассматривали организм как единство и борьбу противоположных процессов.

Древнегреческий врач Гиппократ (V—IV век до н.э.) опирался на диалектическое понимание процессов в организме. Он считал, что философия должна быть внедрена в медицину и медицина – в философию, ибо свойства философии сохраняют свое значение для медицины. Философским фундаментом созданного Гиппократом гуморального направления в медицине является учение древнегреческих философов милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, VI—V век до н.э.). Плодотворная идея представителей милетской школы о наличии так называемой первоосновы, первоматерии, являющаяся стихийно-материалистическим выражением мысли о единстве окружающего мира, стала основой материалистического представления Гиппократа о природе болезни. Он писал, что все болезненные причины, даже так называемые божественные, естественны, каждая болезнь имеет свою материальную причину. Все совершается только сообразно с природой.

Таким образом, научно-медицинское теоретическое познание исторически зарождалось с учениями древних греков.

Философия активно помогает врачам смотреть на многие известные им вещи по-другому, видеть незримое, другими словами – осознавать внутренний смысл предметов и явлений.

Этой возможностью медицина обязана философии, снабдившей ее особым (предметно-понятийным) методом клинического мышления. Развиваться полноценно они могли лишь совместно. У них один объект познания (человек) и один и тот же практический интерес – состояние здорового образа жизни как результата действия многих субъективных и объективных факторов. Медицинское знание есть связующее звено между культурой, человеком и его жизнедеятельностью.

Одна из фундаментальных и наиболее давних дискуссий в философии медицины касается основных концепций здоровья и болезни. Нетрудно заметить, что здоровье и болезнь часто определят друг относительно друга. Здоровый в одном из своих значений – это не больной, а больной – не здоровый. Другая особенность этих феноменов состоит в том, что они имеют своеобразное социальное измерение: в социальном плане здоровье понимается как нормальное состояние, а болезнь – как отклонение от заданной нормы. Но здоровье и болезнь характеризуются также на индивидуальном уровне: с одной стороны, человек отслеживает свое самочувствие, с другой – как правило, ориентируется на определенный идеал здоровья. При этом личностный идеал здоровья может существенно расходиться с социальной нормой, причем в обе стороны.

Указанным двум уровням измерения здоровья (социальному и индивидуальному) отчасти можно поставить в соответствие и два основных дискурса здоровья – «медицинский» и «духовно-экологический».

Достоинство медицинского дискурса, прежде всего – рациональное объяснение заболевания и возможность выработать стратегию лечения. Медицинский дискурс опирается на знания (магические, опытные, научные), позволяющие врачу видеть человека насквозь. Медицинский дискурс дает возможность широко использовать не только знания (науку), но и технику (технику как средство лечения и протезирования – очки, искусственные органы и прочее). В определенном отношении технология – душа медицинского дискурса.

Биомедицина - это не просто область пересечения биологии и медицины. Это структура, набор философских обязательств, глобальный институт, вплетенный в нашу культуру и динамику ее влияния. Биомедицина является теоретической основой для большого количества работ в области науки о здоровье и медицинских технологиях, проводимых в образовательных и медицинских учреждениях. Компании, связанные со здравоохранением, часто ориентированы на биомедицину. Иными словами, биомедицина – это понятие того, как наиболее влиятельные мировые институты представляют отношения между биологическими науками и медициной.

Биомедицина основана на учении Томаса Куна, согласно которому биомедицина несоизмерима с другими концепциями биологии и здоровья. Ученые комплементарной медицины потратили огромные усилия на поиск способов, с помощью которых традиционные медицинские практики – например, лечение травами, передаваемое из поколения в поколение, – могли бы закрепиться в медицинском мире, где доминирует биомедицина. Это говорит о том, что нет никаких сомнений в том, что «доказательство» эффективности лечения требует начинать с нуля, начиная с изучения химического состава растения, выделяя и анализируя, какие химические компоненты являются активными ингредиентами, а затем тестируя безопасность и эффективность, и все это полностью в рамках правил биомедицины.

Термин «биомедицина» впервые был использован между двумя мировыми войнами как сокращение для некоторых медицинских и научных работ, проводимых с радиоактивными материалами [1]. Но биомедицина стала самостоятельной только в период экономических и социальных преобразований в промышленно развитых западных странах, последовавших за Второй мировой войной. До появления биомедицины существовало множество различных концепций здравоохранения, хотя многие такие концепции существуют и сейчас, несмотря на доминирование биомедицины (например, остеопатия).

В истории медицины по сей день ведутся дискуссии о том, насколько успешной была модель биомедицины на протяжении своего не столь длинного исторического развития. Рост биомедицины как науки происходил одновременно с социальными и экономическими преобразованиями (урбанизация, глобализация) и увеличением положительных исходов заболевания. На протяжении своего развития биомедицина создала новые институты, профессиональные методики оказания медицинской помощи, которые привели к значительному улучшению показателей здоровья.

Поскольку биомедицина сформировалась на Западе, полезно рассматривать ее в противовес медицинским и философским традициям, которые ей предшествовали. Наиболее влиятельной западной традицией, предшествовавшей биомедицине, является традиция Гиппократа. В основе медицины Гиппократа лежали две точки зрения. Во-первых, она придерживалась методологического натурализма – отказа приписывать болезнетворные процессы работе богов и других сверхъестественных существ. Во-вторых, она трактовала понятие здоровья как баланс, а болезнь – как дисбаланса – гуморов. Гуморальная теория интерпретировалась по-разному, однако центральная идея была о том, что здоровье и болезни объясняются взаимодействиями анатомических жидкостей (крови, мокроты, желтой и черной желчи), которые, в свою очередь, были напрямую связаны с гораздо более широкой космологией элементов.

Некоторые философы называют биомедицину «шовинистической наукой». Бродбент использует полезный термин «биологический шовинизм» для описания того, как биомедицина активно исключает рассмотрение сущностей и процессов, которые не вписываются в ее мировоззрение: «отказ признавать причины плохого здоровья, которые не являются биологическими», а значит область болезней и их причин ограничена исключительно биологическими, химическими и физическими явлениями.

Анализ научных подходов к медицинским технологиям демонстрирует довольно широкий спектр взглядов: от умеренных до демонстрирующих явную враждебность к вопросам этики, морали, философии.

Попытки «оторвать» этику от философов и «биологизировать» её, тем более сделать автономным, самодовлеющим, не зависящим от философии сам предмет биоэтики и биотехнологий представляются бесперспективными. Ведь история ХХ в. показала, что наука, лишённая должных этико-правовых регуляторов и ограничений, вырвавшись из под доминирования гуманистических идей и общечеловеческих ценностей, сделала возможным уничтожение десятков миллионов человеческих жизней. Философии в этом процессе должна принадлежать регулятивная роль: «Обоснование границ допустимого является основной темой философского и этического сопровождения биомедицинских проектов» [2, c.103].

 

Список литературы:

  1. Valles, Sean. Philosophy of Biomedicine // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 09.04.20. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2020/entries/biomedicine (Дата обращения: 22.05.2024)
  2. Белялетдинов Р. Р. В поисках утраченной нормативности биотехнологий: как возникают траектории улучшения человека // Знание. Понимание. Умение. 2017. – 102–105 с.
  3. Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Х95 Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармации, а также их научных руководителей. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 512 с.

Оставить комментарий