Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(273)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Жиляев С.Б. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ГАРАНТИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 19(273). URL: https://sibac.info/journal/student/273/331336 (дата обращения: 27.09.2024).

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ГАРАНТИИ

Жиляев Сергей Борисович

студент 1 курса магистратуры, университет «Синергия»,

РФ, г. Москва

Батишев Олег Алексеевич

научный руководитель,

канд. юр. наук, доц., университет «Синергия»,

РФ, г. Москва

CURRENT ISSUES OF LEGAL REGULATION OF AN INDEPENDENT GUARANTEE

 

Sergey Zhilyaev

Student, University of Synergy,

Russia, Moscow

Oleg Batishev,

scientific supervisor, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Synergy University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В рамках настоящей статьи рассматриваются вопросы гражданско-правового регулирования независимой гарантии. В статье анализируются изменения, внесенные в ГК РФ в 2015 году. Автор рассматривает доктринальные подходы к понятию независимой гарантии и условиям соглашения о выдаче независимой гарантии, анализирует законодательство и судебную практику.

ABSTRACT

Within the framework of this article, the issues of civil law regulation of an independent guarantee are considered. The article analyzes the changes made to the Civil Code of the Russian Federation in 2015. The author examines doctrinal approaches to the concept of an independent guarantee and the terms of an agreement on the issuance of an independent guarantee, analyzes legislation and judicial practice.

 

Ключевые слова: независимая гарантия, соглашение, банковская гарантия, изменения, соглашение.

Keywords: independent guarantee, agreement, bank guarantee, amendments, agreement.

 

Вопросы регулирования независимой гарантии не перестают вызывать интерес в науке, поскольку комплексно данный институт был урегулирован относительно недавно. Так, с 1 июня 2015 года институт независимой гарантии вступил в гражданский оборот посредством внесения поправок в часть первую ГК РФ. Была проведена существенная модернизация института банковской гарантии в системе обеспечения исполнения обязательств. Институт гарантии был расширен в субъектном составе и трансформирован в независимую гарантию.

Законодатель сохранил многие требования, предъявляемые к банковской гарантии в отношение независимой гарантии, что не позволяет рассматривать последнюю, как новый принципиальный институт в российском праве. Однако, среди важных изменений, следует отметить уточнение понятия независимой гарантии, что не повлекло за собой кардинальных изменений в ее сути.

В соответствии с новеллами ГК РФ основным отличием стало исключение упоминания о необходимости представления письменного требования об оплате. Законодательство заменило этот пункт более широким положением, которое гласит, что гарант должен выплатить определённую сумму денег бенефициару в соответствии с условиями обязательства, подкреплённого данной гарантией. Помимо этого, новая редакция включает в себя положение о том, что выплата по гарантии должна осуществляться независимо от реальности обязательства, подкреплённого этой гарантией.

Изначально ст. 368 ГК РФ предусматривала, что выдачей банковских гарантий занимались только банки, кредитные и страховые организации. В период становления кредитно-денежной системы и развития предпринимательства, законодательство намеренно ограничило круг субъектов, которые могут выдавать гарантии. Это было сделано, чтобы минимизировать риски невыполнения обязательств и злоупотребления правом, которые были распространены в экономике на тот момент. Однако стремительное развитие коммерческих и обязательственных отношений обусловило необходимость таких изменений, поскольку сфера применения гарантий была затруднена.

На сегодняшний день понятие банковской гарантии сохраняется в законодательстве, регулирующем банковскую деятельность, однако ее можно считать разновидностью независимой гарантии, применимой к банковской сфере. Данное понятие сохранилось также и в иных нормативно-правовых актах, где законом прямо указано на то, что гарантом выступает банковское учреждение.

Независимая гарантия функционирует независимо от основного обязательства, что подтверждается законодательством в статьях 368-370 ГК РФ. Верховный Суд РФ также подчеркивает эту независимость, указывая, что причины отказа гаранта в исполнении требований бенефициара не должны быть связаны с основным обязательством [3]. Независимая гарантия представляет собой устойчивый правовой механизм, который, как правило, характеризуется безотзывностью и независимостью. Согласно ч. 1 ст. 371 ГК РФ, гарант не может отозвать гарантию или односторонне изменить ее условия, но стороны могут установить условия отзыва в соглашении о независимой гарантии, учитывая диспозитивность порядка. Законом установлено ограничение пределов условий отзыва. В частности, такие условия не могут затрагивать права принципала, если не было получено его согласие. Кроме того, для реализации условий об отзыве необходимо соблюдение той же формы, в которой получена независимая гарантия. Наконец, моментом прекращения независимой гарантии в случае необходимости согласия бенефициара будет являться получение такого согласия.

В качестве признака независимой гарантии, определяемого в законодательстве, можно считать недопустимость цессии, то есть передачи прав бенефициара по независимой гарантии, за исключением случаев одновременной передачи прав по основному обязательству при наличии согласия гаранта. В науке выделяют также такие признаки независимой гарантии, характерные для нее, как для сделки. Некоторые из авторов характеризуют независимую гарантию как абстрактную сделку, т.е. действительность такой сделки не зависит от основания [4, с. 55]. Кроме того, независимую гарантию характеризуют как акцессорную сделку, которая существует на ряду с основным соглашением. В данном случае можно говорить об акцессорности следования, то есть уступка по такому соглашению возможна лишь при передаче прав по основному соглашению. Некоторые из авторов отмечают также допустимость безвозмездности независимой гарантии, как характеризующий признак, что, например, было недопустимо до изменений в ГК РФ до 2015 года [5, с. 239].

ГК РФ предусматривается письменная форма договора независимой гарантии. Нужно учитывать, что несоблюдение письменной формы не влечет само по себе признание недействительности независимой гарантии. Одним из вопросов является возможность выдачи гарантии в электронной форме при помощи осуществления электронной подписи, что представляется допустимым, исходя из смысла положений ГК РФ.

Перечень обязательных условий независимой гарантии установлен положениями ч. 4 ст. 368 ГК РФ (определение субъектов, сроки, обязательство, и др.). Также предусматривается факультативное условие. Как представляется, установление четко определенных условий независимой гарантии в законодательстве было совершено с целью стабилизации данного института. Однако законодательно не установлено отнесение указанных условий к существенным, что ставит вопрос о неопределенности последствий в случае отсутствия указаний на них в независимой гарантии. Таким образом, неизвестно, приводит ли не включение в договор таких условий к недействительности независимой гарантии или ее незаключенности, а также к каким-либо иным последствиям.

При независимой гарантии бенефициар, как правило, инициирует процедуру, необходимую для получения независимой гарантии, направляя уведомление принципалу об обеспечении обязательства независимой гарантией. В этом уведомлении бенефициар указывает субъектов, которых он считает приемлемыми для обеспечения гарантией. Как только принципал получает эту информацию, он сотрудничает с коммерческой организацией (гарантом), для заключения независимой гарантии. При этом стоит отметить, что в качестве принципала могут выступать различные субъекты, включая юридических и физических лиц или индивидуальных предпринимателей. Стороны независимой гарантии вправе заключить соглашение о выдаче независимой гарантии. В частности, в соответствии с положениями ст. 379 ГК РФ принципал обязан возместить денежную сумму по независимой гарантии, если не установлено иное соглашением о выдаче гарантии. Законодатель вскользь упоминает о существовании данного соглашения, и не раскрывает его сущностных характеристик и особенностей. При этом необходимо учитывать, что данное соглашение имеет диспозитивный характер, на что прямо указано в ч. 1 ст. 379 ГК РФ. Так, даже при отсутствии соглашения гарантийное обязательство является действительным. В частности, на такое обстоятельство еще указывал ныне реорганизованной ВАС РФ применительно к банковской гарантии в Информационном письме от 15 января 1998 г. № 27 [1]. Однако стоит учитывать, что соглашение позволяет избежать сторонам ряда рисков и разногласий.

Кроме того, положениями ст. 370 ГК РФ указывается на то, что в отношении обязательств, вытекающих из соглашения о выдаче независимой гарантии, гарант не может выдвигать требования против бенефициара. По большей мере специфика рассматриваемого соглашения раскрывается лишь в правоприменительной практике. К примеру, Верховный Суд РФ указывал на то, что недействительность такого соглашения не свидетельствует об отсутствии гарантийного обязательства [2]. При этом интерес вызывает вопрос о правовой природе данного соглашения, поскольку многие из авторов указывают на то, что соглашение о выдаче независимой гарантии не является договором, несмотря на схожие черты с договором. Преимущественно, различие договора и соглашения о выдаче независимой гарантии заключается в разных структурных элементах этих механизмов, а прежде всего существенных условий [6, с. 235]. Применительно к соглашению о выдаче независимой гарантии законодатель не устанавливает существенных условий вовсе. Однако соглашение о выдаче независимой гарантии может предусматривать широкий перечень условий. На схеме ниже (см. Рисунок 1) отображены возможные условия соглашения о выдаче независимой гарантии. Необходимо учитывать, что указанные условия устанавливаются непосредственно сторонами и законодательно данное условие не определены.

Рисунок 1. Возможные условия содержания соглашения о выдаче независимой гарантии

 

Важно отметить, что форма заключения договора о выдаче независимой гарантии не регламентируется законодателем, что является пробелом в законодательстве и требует корректировки. Согласно общим положениям ГК РФ, такой договор может быть заключен как в письменной, так и в устной форме (см. ст. 159 ГК РФ). Поэтому предлагается внести в ГК РФ поправку о необходимости соблюдения письменной формы при заключении договора о выдаче независимой гарантии.

Необходимо отметить, что с учетом неурегулированности вопросов соглашения о выдаче независимой гарантии необходимым представляется закрепление в российском гражданском законодательстве порядка заключения такого соглашения. Отсутствие таких условий на сегодняшний день создает опасность для злоупотребления гарантом относительно выдачи денежных сумм по независимой гарантии.

 

Список литературы:

  1. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г. № 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм ГК РФ о банковской гарантии»// Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.
  2. Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 5 июня 2019 г.)// Бюллетень ВС РФ. 2019. N 11.
  3. Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 по делу № 305-ЭС17-6380, А40- 3345/2016 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС Гарант (дата обращения 10.05.2024).
  4. Мельниченко С. В. Некоторые аспекты независимости банковской гарантии в контрактной системе //Право и политика. – 2019. – №. 3. – С. 55-61.
  5. Глушко Д. К., Жданов И. Д., Воротынцева Я. О. Признаки независимой гарантии // Colloquium-Journal. – 2019. – С. 239-240.
  6. Каух П. В., Жданов И. Д., Дидковский Е. В. Соглашение о выдаче независимой гарантии // Colloquium-Journal. - 2019. – С. 235-236.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.