Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(27)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Гаврилова А.В., Трухачёва Г.А. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 7(27). URL: https://sibac.info/journal/student/27/102291 (дата обращения: 26.12.2024).

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ

Гаврилова Алена Витальевна

магистрант, кафедра «Архитектура жилых и общественных зданий» Академия архитектуры и искусств Южного Федерального университета

РФ, г. Ростов-на-Дону

Трухачёва Галина Александровна

проф. кафедра «Архитектура жилых и общественных зданий» Академия архитектуры и искусств Южного Федерального университета

РФ, г. Ростов-на-Дону

В современном мире наблюдается развитие тенденции приобщения людей к театральному искусству, так как оно способно объединять, создавать возможность неформального общения и обмена опытом, развивать творческий потенциал человека и игровые коммуникации, что является актуальным в условиях современного образа жизни. Особое место занимают вопросы доступности театрального искусства горожанам не только как зрителям, но и непосредственно участникам творческого процесса.

Актуальным является анализ опыта проектирования и описание основных принципов формирования современных театрально-культурных центров. Особое внимание необходимо уделить изучению мирового архитектурного опыта, так как в отечественной практике примеров подобных объектов недостаточно для выявления особенностей проектирования. Анализ объектов осуществлялся по нескольким параметрам: расположение архитектурных объектов в городе, размещение на генплане, функциональная структура, архитектурный облик сооружения и материалы.

Рассмотрев отечественный опыт можно сказать, что на территории России наблюдается постепенное развитие театральных центров, предназначенных для общения и саморазвития горожан. Например, проект архитектурного бюро Wowhaus «Электротеатр Станиславский». Архитекторы предложили сделать весь театр максимально проницаемым и трансформируемым, создать систему сценических площадок для действий различного масштаба и характера. [1] Так же в здании расположились кафе, выставочный зал и общественные пространства. Другим примером нового театрального пространства в России служит Театр «Практика» — одна из ведущих независимых площадок в нашей стране, где помимо спектаклей проходят кинопоказы, выставки, занятия йогой, дискуссии и поэтические вечера. [2]

За рубежом отмечается активное развитие современных театральных центров. Например, Театрально-культурный центр «Vendsyssel Theatre» проект архитектурного бюро «Schmidt hammer lassen architects» был реализован в 2017 году в городе Хьеринг в Дании. Проект представляет собой динамичный и многофункциональный комплекс, в который входят музыкальный зал, репетиционный зал, зал «Черная коробка» на 150 мест и зал на 430 мест. Кроме того, в здании расположились офисы, просторный вестибюль с кафе и общественные пространства. Расположение здания в центре города стало толчком к развитию культурной жизни региона.

Подход архитекторов к проекту заключался во взгляде на театр как на возможность и опыт для всех. Поэтому пространство было создано так, чтобы мероприятия проводились как в залах, так и на площади или вестибюли. Все основные помещения можно открыть в фойе. Использование витражного остекления создает визуальные связи и размывает границы внутреннего пространства.

Здание представляет собой композицию из кубических блоков. Фасады выполнены из кортен-стали теплого красного цвета из-за чего они органично вписываются в окружающее пространство днем. Светодиодные подложки из матового стекла освещаются различными цветами в течение вечера, создавая привлекательный образ объекта в темное время суток. (рис.1) [3]

 

Рисунок 1.  Театрально-культурный центр в г.Хьеринг в Дании

 

Другим удачным примером современного театрального центра является Театр писателей в Гленко (США), спроектированный Джоанной Ганг в 2016 году. (рис.2)

 

Рисунок 2. Театр писателей в Гленко (США). Арх. Джоанна Ганг



Театр писателей - популярная театральное объединение в г. Гленко, штат Иллинойс. Непрофессиональные актеры начинали ставить свои первые спектакли в маленькой комнате книжного магазина и со временем им стало необходимо большое и гибкое пространство, чтобы обеспечить свое развитие. Писатели хотели, чтобы в их новом театре были сохранены интимность и доступность. А также поддерживался рост аудитории и создавались новые отношения с публикой. В результате получилось гибкое и прозрачное сооружение, которое активизирует повседневную жизнь в центре города, создавая открытое, гостеприимное пространство.

Театр служит общественным местом для собраний и официальных мероприятий, а также является неформальным пространством для выступлений, репетиций и программ просвещения посетителей. В состав помещений входят: зал на 99 человек, трансформируемый зал на 250 зрительных мест, большой зал для репетиций, театральный двухъярусный вестибюль из стекла и дерева с двумя амфитеатрами, библиотека и сувенирный магазин. Вестибюль театра выглядит как небольшая общественная площадь и представляет собой третье пространство для свободных выступлений, переговоров, мероприятий и неформальной музыки.  (рис.3) В теплую погоду пространство театра раскрывается в соседний общественный парк и центр города, позволяя энергии и взаимодействию, возникающим в театре, выходить за пределы здания. Ночью театр светится изнутри, привлекая интерес к этому важному культурному центру города. [4]

 

Рисунок 3. Визуализация вестибюля Театра писателей в Гленко. арх. Джоанна Ганг

 

Интересным примером является проект Театр «Политеама» выполненный Estudio Lorieto-Pintos-Santellán arquitectos в 2014 году в Уругвае.

Театр «Политеама» является главным культурным центром города Канелонес, Уругвай. (рис.4) Проект представляет собой реконструкцию существующего с 1921 года театра, и созданием новой пристройки. Здание располагается в центре города, в исторической застройке. Окружающие здания находятся в плохом состоянии.

В результате реставрации были пересмотрены схема расположения помещений, чтобы создать универсальную доступность во всем комплексе. В результате увеличилось количество общественных пространств. Добавились репетиционные и музыкальный залы.

На контрасте с массивностью старинного здания была построена легкая светлая пристройка, напоминающая по форме оригами. Так на одной площадке стали существовать представители архитектуры разных поколений одновременно.

Программа театра состоит из разных направлений: музыка, танцы, театр, академическая и общественная деятельность и т.д. В здании располагаются филиал Национальной танцевальной школы, постоянной театральной труппы и музыкальной школы. После реставрации здания театра произошло улучшение некоторых общественных мест. Например, улица стала полу-пешеходной, как продолжение соседней площади. [5]

 

Рисунок 4. «Politeama Theatre» арх. Estudio Lorieto-Pintos-Santellán arquitectos 2014, Уругвай

 

Еще один пример - Театральный центр «Everyman Theatre» архитектор Haworth Tompkins, 2013 Ливерпуль. (рис.5)

Здание театра расположилось в плотной застройке исторического центра Ливерпуля. Проект включает в себя зрительный зал на 400 зрительских мест, небольшое развивающееся пространство для представлений, большой репетиционный зал, просторное фойе, рестораны и бары, выставочные площади, а также офисы, мастерские и вспомогательные помещения, такие как мастерские, звукозаписывающая студия, комната для писателей и специальная студия, посвященная образованию и городским объединениям.

Проект представляет собой технически продвинутый и высоко адаптируемый новый театр, который сохранил дружескую атмосферу и доступность, ценность участия горожан и местного творческого объединения. Другая особенность этого здания заключается в высокой энергоэффективности как в строительстве, так и в эксплуатации.

Здание выполнено из красного кирпича, придавая ему четкий силуэт и соединяющий его с окружающей архитектурой. Главный фасад здания представляет собой широкомасштабное публичное произведение искусства, состоящее из 105 подвижных металлических солнцезащитных экранов, на каждом из которых изображен портрет современного ливерпульского жителя, выполненный в натуральную величину. [6]

 

   

Рисунок 5. Театральный центр «Everyman Theatre» архитектор Haworth Tompkins, 2013 Ливерпуль.

 

Так же интересны для изучения следующие объекты: Театр 77 Theatre на месте типографии арх. Origin Architect,2014 (Китай); Театр Blue Barn & Boxcar 10 архитекторы бюро Min | Day, 2015 (США); Praça das Artes арх. бюро Brasil Arquitetura, 2012 (Сан-Пауло). [7]  Особенность этих примеров заключается в том, что фасадная стена способно подниматься и раскрывать пространство сцены на улицу. Так в мероприятиях может быть задействовано все городское пространство.

Изучив опыт отечественного и зарубежного проектирования, можно сделать вывод о том, что по всему миру наблюдается тенденция к созданию современных театрально-культурных центров, которые являются привлекательными для горожан и являются неотъемлемым компонентом формирования городской среды. Размещение театрально-культурного центра в городе оказывает существенное влияние на окружающую застройку и пространство, улучшая жизнь горожан.

Проанализировав размещение объектов в городе можно сказать, что их объединяет расположение в непосредственной близости от центра. А также можно отметить разнородность архитектурных решений. Некоторые объекты доминируют на больших просторах, в благоприятных условиях и видны издалека. Другие проекты должны адаптироваться к минимальным пространствам, остаткам между существующими сооружениями. Тем не менее все объекты гармонично вписаны в окружающую среду, легко доступны и открыты для горожан. Так же необходимо заметить стремление архитекторов к созданию гибкого пространства, связанного с городской средой.

Говоря о функциональной структуре можно отметить тенденцию к насыщению театра дополнительными функциями. Очень важную роль в современных театральных центрах играют общественные пространства для собраний, дискуссий, открытых выступлений и т.д. Можно отметить тенденцию у архитекторов проектировать просторный вестибюль, который становиться дополнительной площадкой для мероприятий. Так же почти во всех проектах были включены кафе и рестораны, книжные магазины, выставочные пространства, офисы и мастерские, учебные классы и библиотеки, звукозаписывающие студии и тд. Такие помещения обеспечивают круглосуточную работу театральных центров и частично решают экономические вопросы.

Основное внимание конечно же уделено зрительным залам и сцене. Залы имеют относительно небольшую вместимость от 90 до 250 человек. Такая вместимость обеспечивает связь актеров и зрителей, которая является отличительной чертой театрального искусства в наши дни. Зритель не просто визуально воспринимает информацию, но и принимает непосредственное участие в спектакле. В некоторых театральных центрах располагают несколько залов небольшой вместимости.  Для удовлетворения требований, возникающих при проведении спектаклей, различных по жанру и сценическим решениям применяются трансформации сцены и зрительного зала. Вместо кресел устанавливают съемные стулья, которые легко передвигаются.

Отличительной особенностью современных театральных центров является открытость, доступность и трансформируемость пространства. Связь объекта с городом и улицей прослеживается во всех проектах.

Большинство проектов выполнены из материалов, которые отражают особенности города. Это проявляется в фактурах, цвете и архитектурном облике. Театр писателей Гленко был выполнен из дерева, так как в этом городе очень много лесных заповедников. Everyman Theatre в Ливерпуле был выполнен из кирпича, который преобладает в окружающих зданиях. Vendsyssel Theatre в Дании был выполнен из кортен-стали, которая своим теплым ржавым цветом вписывается в колористику города. Таким образом, можно сказать что наблюдается тенденция создавать объекты, которые будут отражать основные черты города в материалах, цвете и т.д. Между тем все описанные примеры имеют яркий выразительный облик, который выделяет их среди прочих и привлекает к себе внимание и интерес горожан не только вечером, но и днем.

 

Список литературы:

  1. Журнал «arch:speech» Статья: Электротеатр «Станиславский». URL: http://archspeech.com/object/elektroteatr-stanislavskogo-v-moskve(дата обращения 27.03.2018) [1];
  2. Официальный сайт архитектурного бюро Wowhaus. Проект театра «Практика». URL: http://wowhaus.ru/architecture/theatre-practice.html (дата обращения 09.03.2018)  [2];
  3. Электронный журнал Archdaily. URL: https://www.archdaily.com/867976/vendsyssel-theatre-schmidt-hammer-lassen-architects (дата обращения 12.01.2018) [3];
  4. Журнал американского института архитекторов «Architect»: URL: http://www.architectmagazine.com/project-gallery/writers-theatre_o (дата обращения 18. 01.2018) [4];
  5. Электронный журнал Archdaily. URL:https://www.archdaily.com/789586/politeama-theatre-estudio-lorieto-pintos-santellan-arquitectos (дата обращения 11.02.2018 ) [5];
  6. Электронный журнал Archdaily. URL:https://www.archdaily.com/504031/everyman-theatre-haworth-tompkins?ad_medium=widget&ad_name=more-from-office-article-show (дата обращения 20.01.2018) [6];
  7. Электронный журнал Archdaily. URL:https://www.archdaily.com/339274/praca-das-artes-brasil-arquitetura [7];
  8. Электронный журнал Architime URL:http://architime.ru/specarch/origin_architect/offset_printing_factory.  (дата обращения 20.10.2017) [7];
  9. Электронный журнал Archdaily. URL:https://www.archdaily.com/339274/praca-das-artes-brasil-arquitetura (дата обращения 18.02.2018 ) [7]

Оставить комментарий