Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(266)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS OF STUDENTS
Sofia Kostenko
student, Department of Sociology and Youth Work Organization, Belgorod State University,
Russia, Belgorod
Zhanna Blagorozheva
scientific adviser, Senior Lecturer, Department of Sociology and Youth Work, Organization, Belgorod State University,
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
В данной исследовательской работе, автором проводится комплексный анализ ключевых факторов, оказывавших существенное влияние на религиозное сознание студенческой молодежи. Помимо этого, в работе, нами поднимаются проблемы, возникающие среди молодежи при формировании религиозного сознания.
ABSTRACT
In this research paper, the author conducts a comprehensive analysis of the key factors that had a significant impact on the religious consciousness of students. In addition, in our work, we raise the problems that arise among young people in the formation of religious consciousness.
Ключевые слова: студенческая молодежь, религиозное сознание, установки, факторы, социологический анализ.
Keywords: student youth, religious consciousness, attitudes, factors, sociological analysis.
Стоит сказать, что выбранная нами тема, является достаточно актуальной, поскольку фундаментальные положения, касающиеся религии в современно обществе носят противоречивый характер. Оценить возможные ее перспективы, потенциал, возможности для современного общества практически невозможно. Поскольку на рубеже XX веков, религия понималось как главный фактор, оказывающий влияние на формирование мировоззрения у населения. На сегодня же религия претерпевает качественные изменения [1, с. 231].
Сфера интересов религиозных организаций в России охватывает различные области - от благотворительности до воспитания молодежи и т. д. С начала XXI века многие авторы пишут о своеобразном религиозном «ренессансе» в России. Действительно, роль религиозных объединений различных конфессий и их активное участие в социокультурной жизни общества значительно возросли. Религия стала восприниматься как неотъемлемая часть общественной жизни, в том числе и среди студенческой молодежи. Однако общее влияние религии и религиозных ориентаций на повседневную жизнь студентов относительно невелико, о чем свидетельствуют результаты эмпирических исследований, хотя и ограниченных по количеству [2, с. 35].
Религиозное сознание является важной частью повседневной жизни многих студентов, принадлежащих к различным конфессиям. Согласно эмпирическим исследованиям, религия воспринимается современными студентами как модное явление (религиозные свадебные церемонии, участие в крещении, религиозные праздники и благотворительные акции, проводимые религиозными организациями, особенно популярны среди молодежи) или как формальный институт, сохраняющий и передающий моральные нормы, культурное наследие и способствующий сохранению национальной идентичности и культуры.
Обращаясь к понятийному аппарату данной области, стоит назвать фундаментальные понятия, а именно:
Конфессия - религиозное ответвление, объединение, исповедующее общую религию, но имеющее своё направление, своё вероучение, свою обрядность.
Религиозное мировоззрение - характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам.
Религиозное поведение - субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка).
Религиозное сознание - отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность.
Религия – святыня, предмет культа) - особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость.
Самоидентификация - непроизвольно протекающий процесс идентификации индивида с человеком, который обладает желаемыми для этого индивида качествами, свойственными, как он полагает, собственной самости [3, с. 62].
В целях изучения проблемы был проведён анкетный опрос студенческой молодежи Кемеровской области с категоризацией по курсу обучения, форме обучения. Суммарно было проведено 383 опроса по вопросам факторов формирования религиозного сознания. Анализ эмпирических данных представлен в логике решения поставленных задач.
Диаграмма 1. Распределение ответов студентов на вопрос: «Ваш пол?»
Данные показывают, что среди опрошенных студентов преобладает девушки, составляющие 65% от общего числа. В то же время, респонденты мужского пола составляют 35% от общего числа студентов. Разница в процентном соотношении мужчин и женщин может иметь значения для определения политики и стратегий, связанных с образованием и взаимодействием с студентами. Например, это может повлиять на разработку программ, направленных на поддержку и включение определенных групп студентов.
Православие является наиболее распространенной конфессией среди опрошенных студентов – 75% от общего числа, что связано с историческим и культурным наследием России, где православие играет важную роль. 15% студентов принадлежат к исламу, а 5% - к буддизму, что указывает на многообразие религиозной принадлежности среди студентов и на наличие межконфессионального разнообразия. Процент студентов, принадлежащих к католицизму и протестантизму, составляет менее 1%, что обусловлено доминированием православной и исламской веры в определенных регионах и особенностями выбора религиозной принадлежности среди студентов. 3,70% студентов указали, что они принадлежат к другой конфессии, которая не была представлена в предоставленных вариантах ответа (различные христианские конфессии, индуизм, и другие религиозные течения). В целом, анализ результатов позволяет увидеть разнообразие религиозной принадлежности среди студентов и выделить преобладание православия, а также присутствие ислама, буддизма и других конфессий, что подчеркивает важность учета религиозных различий и потребностей студентов при разработке образовательных программ и создании поддерживающей среды.
Диаграмма 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком и относитесь ли при этом к определенной конфессии?»
38% студентов считают себя верующими и относятся к определенной конфессии, то есть значительная часть респондентов идентифицирует себя с определенной религиозной группой и придерживается ее учений и практик.
34% участников опроса считают себя верующими, но не относятся к определенной конфессии. Это может указывать на то, что эти студенты имеют веру и духовные убеждения, но не придерживаются формальной организации или традиций.
22% опрошенных относятся к определенной конфессии, но не считают себя верующими, то есть имеют культурную или идентификационную связь с определенной конфессией, но не исповедуют ее вероучение.
6% студентов не считают себя верующими и не относятся к определенной конфессии. Эти студенты не идентифицируют себя с какой-либо религиозной группой и не исповедуют какую-либо веру.
Таким образом, данное исследование подтверждает наблюдаемую характеристику религиозного сознания россиян, связанную с восприятием религии как культурной среды, к которой человек принадлежит по рождению, а не как выбора мировоззрения. Например, православных студентов оказалось больше, чем верующих в Бога, независимо от их понимания Бога. Кроме того, среди неверующих и атеистов 46,3 % идентифицировали себя с православием, что составляет 8,4 % от общего числа православных студентов.
Исследование показывает, что, несмотря на высокий уровень религиозной самоидентификации среди студенческой молодежи, только каждый пятый студент уверен, что истина есть в какой-либо одной религии. Для большинства респондентов очевидно, что истина существует во всех религиях, хотя и в разной степени [5, с. 180].
В целом, религиозное сознание может быть связано с поиском смысла и ценностей, поддержкой и направлением, социальной и культурной идентичностью, развитием духовности и социальным взаимодействием, что подчеркивает важность учета индивидуальных факторов и контекста при работе с религиозными вопросами в университетской среде [6, с. 21].
Таким образом, было проведено исследование о формировании религиозного сознания студенческой молодежи Кемеровской области, выявлены особенности религиозного сознания студенческой молодежи, факторы оказывающие максимальное влияние на его формирование. Подтверждены данные выборочной совокупности, что свидетельствует о том, что выборка репрезентативна.
Список литературы:
- Бабосов, Е.М. Общая социология, учеб. пособие для студентов вузов/Е.М. Бабосов. 2-е изд. – Минск: Тетрасистемс, 2018. – 640 с.
- Грязнова, Е.В. К вопросу о религиозности современных студентов / Е.В. Грязнова, С.М. Мальцева, А.Е. Булганина, А.Н. Комарова. – Текст : непосредственный. // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 34-36.
- Джеймс, У Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1993. – С. 60-65.
- Добреньков В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков. – М.: Инфра-М, 2016. – 768 с.
- Ефименко. М.Н. Религия. Традиция. Общество. Опыт социально-философского анализа российского регионального развития / М.Н. Ефименко. – Оренбург, 2001. – С. 179-180.
- Кравченко, А.И. Социология: учебник для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект. Издательская корпорация Логос, 2006. – 382 с.
Оставить комментарий