Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(265)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Павельев Ю.Н. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 11(265). URL: https://sibac.info/journal/student/265/322535 (дата обращения: 10.05.2024).

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Павельев Юрий Николаевич

студент, кафедра государственных закупок, менеджмента и муниципального управления, Государственный университет Просвещения,

РФ, г. Мытищи

ESSENCE AND CONTENT OF CULTURAL POLICY

 

Yuri Paveliev

student, Department of Public Procurement, Management and Municipal Management, State University of Education,

Russia, Mytishchi

 

АННОТАЦИЯ

Статья освещает сущность и содержание культурной политики, предоставляя читателю углубленное понимание о том, как она формируется и функционирует в современном обществе. Автор исследует основные концепции и цели культурной политики, проанализирует ее взаимодействие с другими сферами политического и социального развития. В статье также рассматриваются различные подходы и методы, используемые при формулировании и реализации культурной политики.

ABSTRACT

This article explores the essence and content of cultural policy, providing the reader with a deeper understanding of how it is shaped and functions in modern society. The author examines the main concepts and goals of cultural policy, analyzes its interaction with other spheres of political and social development. The article also considers various approaches and methods used in formulating and implementing cultural policy.

 

Ключевые слова: культурная политика, цели, концепции, методы, взаимодействие, общество, развитие.

Keywords: cultural policy, goals, concepts, methods, interaction, society, development.

 

В современном развитии культуры все большую роль играет изучение культурной политики и ее методологии. Культурная политика представляет собой сложный феномен, требующий особого научного подхода. Однако ее изучение затруднено постоянными изменениями и неустойчивостью, как самой культуры. Появляются несколько факторов, которые вызывают интерес к определению понятия "культурная политика". Прежде всего, это связано с необходимостью развития учения о политике и уточнения самого понятия "культурная политика". Возникают вопросы о границах вмешательства политики в культуру и о допустимости такого вмешательства.

Можно выделить несколько основных моментов: определение задач и целей, разработка методов и средств политической деятельности, выбор и расстановка кадров. Для каждого из этих моментов требуется анализ конкретной ситуации и поиск наилучших решений для достижения политических задач культурной политики. Применение современных инструментов политического руководства и общая схема работы не гарантируют успешного решения задач культурной политики. Важным основанием для политического руководства являются теоретические знания, раскрывающие закономерности исторического развития.

Политика, даже будучи научной, имеет свои характеристики и возможности, что делает ее искусством. Она подвержена влиянию личных качеств политических деятелей, что приводит к многообразию политических решений, отражающих общественные потребности и зависящих от личного усмотрения принимающих их лиц. В этом процессе культура оказывает активное воздействие на политическую сферу и государство.

Влияние культуры на политическую и общественную жизнь может быть разделено на основные направления. Во-первых, культура играет роль в социализации и воспитании отдельного человека, помогая ему приспособиться к общественным условиям и регулировать свое поведение в соответствии с установленными нормами. Во-вторых, она формирует и утверждает систему ценностей, которая является ориентиром для индивидуального и социального поведения, а также играет важную роль в политической активности. В-третьих, культура влияет на политическую жизнь через создание моделей функционирования политических инструментов, принятие решений и определение поведения в политических ситуациях.

Культурная политика также вызывает интерес в контексте развития учения о духовной сфере. Исследователи изучают ее содержание и связывают с политикой. Здесь основной интерес состоит в исследовании взаимодействия культурной политики и духовной сферы.

Кроме того, интерес к культурной политике обусловлен потребностью в методологии анализа культурной политики в социологических исследованиях. Необходимо четко определить культурную политику в качестве основного понятия, чтобы разрабатывать концепции для ее анализа на разных уровнях общества. В современной литературе по изучению культурной политики используются различные подходы, которые позволяют раскрыть ее многогранность. Специалисты В.С. Жидков и К.Б. Соколов определяют культурную политику как деятельность, направленную на регулирование культурной жизни и формирование "картины мира" у личности. Культурная жизнь представляет собой поле борьбы различных субъектов - разных групп населения, создателей культурных ценностей, общественных институтов и государства, которые занимаются сохранением и распространением культуры. Культурная политика представляет собой борьбу за распределение ресурсов между различными субъектами культурной жизни. Государство играет ключевую роль в этом процессе благодаря значительным ресурсам и возможностям воздействовать на культуру. Оно осуществляет это воздействие через управление наукой, искусством, религией, разработку и распространение государственной идеологии средствами образования и массовой коммуникации.

Культурная политика основана на общественном согласии и представляет систему представлений о необходимом состоянии культурной жизни. Она создает возможности для реализации законов культурного развития в соответствии с ресурсами общества на каждом этапе истории. Исследования показывают, что культурная политика зависит от соответствия развития культуры ее природе и решению перед ней стоящих задач, а также от взаимосвязи концепции развития культуры с концепцией становления нового общества.

С середины 1990-х годов правительство Российской Федерации разработало и приняло ряд федеральных целевых программ, связанных с развитием и сохранением культуры в стране. Первая из них, "Сохранение и развитие культуры и искусства", была утверждена на период 1993-1995 годов и затем продлена до 1996 года. Вторая программа, "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации", была утверждена в 1996 году и получила статус президентской благодаря указу президента от 1 июля 1996 года. Третья федеральная целевая программа, "Культура России (2006-2010 годы)", была продлена до 2011 года. В настоящее время действует программа под названием "Культура России (2012-2018 годы)", которая была утверждена правительством Российской Федерации в марте 2012 года.

Основные цели этих программ в существующей программе "Культура России (2012-2018 годы)" повторяются и включают следующее:

- Сохранение культурного наследия Российской Федерации;

- Формирование единого культурного пространства;

- Обеспечение равного доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам для всех групп населения;

- Развитие культурного потенциала нации и интеграция в мировой культурный процесс;

- Приспособление сферы культуры к рыночным условиям.

Культура играет все более важную роль в развитии Российской Федерации на современном этапе и получает все большее внимание общества. Однако существуют определенные риски, связанные с реализацией данных программ:

- Фрагментированность действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, ухудшение их ответственности и отсутствие системности в решении задач в сфере культуры;

- Неэффективное использование государственных средств и ограниченное использование внебюджетных источников финансирования;

- Ухудшение состояния материально-технической базы культурных учреждений и снижение качества досуга населения;

- Снижение уровня подготовки кадров в области культуры;

- Стагнация в развитии уникальной культуры многонационального народа Российской Федерации и его духовных ценностей;

- Ослабление культурно-духовного единства многонациональной страны;

- Ограниченное влияние государства на состояние культуры в России в целом;

- Затруднение в создании условий для творческой самореализации граждан.

Однако, существуют много теоретических и методологических проблем в культурной политике. Отсутствие объединительных социокультурных идей при реформах приводит к декультурации процессов общественного развития, особенно в образовании и массовых средствах информации. Потеря ориентации усугубляется социальным расслоением общества и кризисом механизмов воспроизводства культурных ценностей. В таких условиях важно понять основные принципы российского возрождения. Государственная культурная политика должна активно реализовывать культурные права личности и учитывать культурный аспект во всех областях общественной жизни.

Проведя анализ различных подходов к определению культурной политики, автор данного исследования отмечает, что она включает в себя деятельность государственных и общественных структур, направленную на обеспечение оптимального функционирования и развития духовной сферы жизни. В российской теории культуры распространена концепция культуры, которая придает ей всестороннее значение. Приверженцы этой концепции уделяют особое внимание духовной культуре, а их исследования основываются на анализе философских концепций и методах сопоставления духовной и материальной культуры. Это позволило сделать следующие выводы:

- Духовная культура имеет особую духовно-сознавательную природу, которую составляют различные представления, идеи, научные знания, произведения искусства, моральные и правовые нормы и так далее.

- В общественной системе эти элементы организуются в специфическое духовное производство, в котором работает большое количество людей, занимающихся культурной деятельностью, и функционируют институты, созданные для этой цели.

- В процессе духовного производства не только распространяются, осваиваются и создаются культурные ценности и блага, но и формируются интеллектуальные, эмоциональные и нравственные качества людей как активных социальных субъектов.

- Сформированность всесторонне развитой личности является основным отличием духовной культуры и духовного производства от материальной культуры и материального производства, которые направлены на удовлетворение материальных потребностей и обеспечение физического существования людей.

Мы предлагаем новую методологию поликонцептуальности, которая поможет лучше понять феномен культуры, рассматривая его внутренние свойства. Современная культурная политика должна больше учитывать процесс культурного развития и использовать имманентные свойства культуры в качестве ориентиров культурной стратегии. Атрибутивный подход позволяет расширить возможности исследований культуры и осознать ее потенциал и резервы. Аналитические, диагностические и футурологические функции присущи культуре. Прикладная культурология предлагает инновационную методологическую базу для нахождения оптимальных решений и практических действий.

Культурная политика основывается на трехуровневой модели: мега-, макро- и микроуровнях. На мегауровне является общемировой и объединяет человечество, на макроуровне имеет этносоциальную основу и обеспечивает сохранение самоидентичности этноса. Макросистема культуры связана с политической и экономической подсистемами. Культурная политика на микроуровне регулирует социокультурные процессы и соединяет культурологические, экономические и политические законы. Культура на микроуровне предоставляет человеку возможность самореализации и индивидуальности в политической и экономической системе.

Заключение

Культурная политика имеет сложную структуру и выполняет функции, которые связаны с общественными отношениями. Она взаимодействует с различными сферами общественной жизни и может привести к преобразованию всей системы общественных отношений при ее изменении и обновлении. Культурной политики на микроуровне в идеале не существует, но благодаря этому уровню идет содержательное обогащение и взаимодействие с макроуровнем. Итак, исходя из сказанного, культурная политика имеет довольно сложную структуру, выполняет функции, которые заключены в рамки определенных общественных отношений. Относительная самостоятельность культурной политики и ее неразрывная связь с различными сферами общественной жизни позволяет заключить, что ее изменение, обновление приведет к преобразованию всей системы общественных отношений.

 

Список литературы:

  1. Алексеев, А.В. Культурная политика государства: сущность, проблемы, направления развития / Алексеев А.В. // Вестник ИвГПУ. Серия: История, политология. – 2023. – № 1 (15). – С. 7-16.
  2. Голиков, А.Н. Культурная политика в контексте современной реальности: проблемы и перспективы / Голиков А.Н. // Культурология. – 2024. – № 2. – С. 45-56.
  3. Иванов, И.П. Сущность культурной политики и ее влияние на развитие общества / Иванов И.П. // Журнал политической культуры. – 2023. – Т. 5. – № 3. – С. 112-125.
  4. Козлов, Н.М. Культурная политика как инструмент формирования общественного сознания / Козлов Н.М. // Культурологические исследования. – 2024. – № 4. – С. 78-89.
  5. Петров, П.С. Культурная политика и трансформация культурного пространства: вызовы современности / Петров П.С. // Вестник культурологии. – 2023. – № 4. – С. 23-35.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.