Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(260)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Нугуманова А.А. МЕДИАОБРАЗЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 6(260). URL: https://sibac.info/journal/student/260/319560 (дата обращения: 27.12.2024).

МЕДИАОБРАЗЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Нугуманова Айгерим Амандыковна

студент, кафедры философий, Омский Государственный Педагогический Университет (ОмГПУ),

РФ, г. Омск

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования вытекает из необходимости и культурологического анализа образа как средства культурной коммуникаций в медиапространстве, а также определяется факторами соответствия между днем сегодняшнем и прошлым для показа трансформации образа в его понятийном и феноменологическом аспектах, поэтому автору потребовалась обратиться к истории, начинания с античного периода и заканчивая современностью. Обращение именно к этим направлениям обусловлено актуальностью заданной темы. Протестантизм, генетически связанный с католицизмом, «прижился» в обществе, став неотъемлемой частью ее культуры. Образ религий, выполняя культур образующую функцию, формирует общественное сознание. Однако медиаобраз, как сформированное отношение к представителям разных конфессий (протестанты – православные) или деноминаций в советском и постсоветском пространстве, разнится и весьма сильно из за не совпадения оценочной характеристики. В данной статье обсуждается целесообразность использования тезиса о медиатизации религии для изучения религиозных изменений в современном обществе. В статье предлагаются две отправные точки для развития теорий, что позволило бы лучше схватить то, что имеется в виду, когда речь идет о медиатизации религии: во-первых, это понимание религии, и, во-вторых, понимание медиатизации, которое признает агентность религиозных авторов как способность участвовать в формировании медиапространства, а также современного общество.

 

Ключевые слова: медиатизация, модернизация, медиация, контент-анализа и дискурс-анализ, конфессиональное издание, секуляризация.

 

Введение

В современном обществе деятельность религиозных общностей превратилось в важный элемент той структуры общества. На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны той жизни в конце XX века значительно вырос уровень религиозности граждан, в том числе молодежи, увеличивается количество общин разной конфессиональной принадлежности. Наряду с формированием новых общин традиционных конфессий значительно увеличивается численность объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений, для которых характерна активная работа с молодежью. На фоне стабилизации количества верующих на рубеже XX-XXI веков наблюдается возрастание доли «воцерковленных».

Люди всегда пытались ответит на вопрос, что такое религия. Существует давнее мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода «терра инкогнита», область неизведанная и недоступная. Однако большинство исследователей считают, что научное определения религии, столь же сложным оно не было, не является неразрешимой задачей. Первые попытки определить понятие религии относятся к XVII в. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия есть следствие обмана и невежество людей; ее исчезновение следует ожидать в результате просвещение людей. Такой просветительский подход является односторонним и наивным. Немецкий философ И. Кант определяет религию как явление трансцендентное, т.е. выходящее за границы опытного и теоретического изучения, явление, основное на вере в Бога, в существование души и в бессмертие души.

У Гегеля в «Лекциях по философии религии» содержится философское, предельно абстрактное определение религии. Гегель считает, что религия есть совокупность, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего является религиозное представления (идеи); производимых от этих идей чувств и переживаний; культа как синтеза религиозных идей и религиозных чувств. В целом, гегелевское определения религии правильно определяет структуру религии и в общем форме указывает на сущность религии. Возникшее в XIX в. Марксистское определение религии представляло ее как «превратное мировоззрение превратного мира» и наконец, как «опиум для народа». Религия рассматривалась как следствие несовершенства человеческого общества, той несправедливости и гнева, в силу чего она как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна без религиозная культура.

Начать стоит с определения продукта медиа – с информации. Теоретик и практик в области исследований операций Стаффорд Бир говорил: «Информация – это данные, которые меняют нас». Человеческое внимание можно изменит – отсюда возникла идея «экономика внимание».

Государство, не стесняясь, манипулирует через медиа общественным сознанием. Вед информация – это важнейший продукт современно общества. Все совокупность всего представляемого на ТВ служит задачи: лишит зрителя способности самостоятельно воспринимать и оценивать происходящее, что много раз говорилось в контексте того что государство формирует картину мира обывателю. Цель – определить роль медиа в конструировании общественного мнения религии.

Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. Одновременно мы можем видеть, что отношение к религии перестало быть чем-то высоким, таинственным, высоконравственным. Так было во время языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавлений от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что в повседневной жизни не соблюдают церковных канонов. А те, кто себя считает неверующими, несмотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество. «Огромное влияние на создание образа мусульманина оказали такие средства массовой информации и массовой культуры. В конце прошлого - начало нынешнего столетия СМИ способствовали религиозному возрождению, пробуждение интереса к религии. Они формировали «новых верхушек», поддерживали соблюдение ими обрядов и укрепление складывавшуюся религиозную идентичность».

Методологическую базу исследования составляют такие общенаучные методы как количественный и качественный контент – анализ и дискурсивный анализ. Объектами контента – анализ и дискурс – анализ могут служить содержание публикаций в средствах массовых информаций, рекламных роликов, теле-радио передач и других.

Целью работы является изучение анализ публикаций, освещающих тему религии, через призму международных событий.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

- изучить роль средства массовой информации в формировании общественного мнения. Рассмотреть какое место в информационном пространстве занимает религия, а также обозначает проблему освещения ислама в медипространстве.

- осуществить анализ публикаций по средствам качественного и количественного контент-анализа, а также дискурс анализ республиканских и религиозных СМИ.

Научная новизна работы связана с введением в оборот нового эмпирического материала, а также с выявлением оснований формирования отношения к новой информации по средствам анализа и сравнения дискурса публикаций в интернет версиях СМИ.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №451-1 «О средствах массовой информаций» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.05.2022г.) СМИ – средство массовой информации – периодическое печатное издание, теле – радио канал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и новая форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет ресурсы [1]. Очевидно, что в современном обществе средства массовой информации стали основными источниками получения сведений. Каждый индивид ежедневно впитывает в себя информационный поток, исходящий из СМИ. А термин «четвертая власть» прочно закрепился за средствами массовой информаций, приравнивая ее к трем основным ветвям власти в стане. Несомненно, средства массовой информации способны повлиять де-факто на все сферы жизни общества, включая политику, образования, религию, культуру и т.д. И понимая это, зачастую СМИ используются для манипуляции реципиентами. А.А. Данилова в своей книги «Манипулирование словом в средствах массовой информации» подробно рассматривает способы воздействия СМИ на сознание аудиторий и анализирует более 20 примеров манипулирования общественным сознанием. Так, по ее мнению: «Путем манипулирования в сознание внедряются идеи, образы, ассоциации, стереотипы, которые могут полностью, причем незаметно для объекта воздействия, изменить его отношение к определенному предмету, явлению, группе явлений или изменить картину мира большинства представителей определенного социума» [2, с. 33].

Теоретический анализ литературы позволяет выделить два основных подхода, которые характеризует степень влияния СМИ на общественное мнение: Средства массовой информации оказывают значительное влияние на аудиторию, определяя ихние политические ориентации. Основоположником данного подхода является У. Липпман в своей книге «Общественное мнение», изучив избирательный процесс в США пришел к выводу о «всесильности СМИ формировании политических взглядов граждан» [3, с. 14].

Средства массовой информации оказывают минимальное влияние на аудиторию. СМИ всего лишь дают человеку некоторую информацию об окружающем мире, не касаясь политических предпочтений. Основатель такого подхода Д.А. Гружий считал, что «акт голосования определяется принадлежностью избирателя к большим группам» [4, с. 15].

Таким образом, средства массовой информации – являются средством оперативного доведения информации, практически в любую точку планеты. При этом могут оказывать влияние на сознание людей, их эмоциональное мировосприятие. Поэтому первостепенными является то, что данный инструмент был в руках компетентных медийных работников, стремящихся предоставить достоверную и объективную информацию, основываясь на которую, аудитория могла бы сделать свои собственные выводы.

В современной системе средств массовой информации наблюдается развитие новых отражающих жизнь в особо важных для трансформирующегося общества сферах. К таким СМИ принадлежит и православная и исламская пресса, процесс становления и развития которых является предметом научного интереса специалистов в области массовых коммуникации. Этот интерес вызван несколькими причинами:

Во-первых, самим характером формирование типологически самодостаточного сектора системы средств массовой информации.  Во-вторых, формированием целевой аудитории такой пресс и активизации информационного запроса на темы религиозной жизни не только у целевых групп православных и исламских СМИ, но и аудитории светских газетных и журнальных изданий. В условиях мультикультурного общества, тем более общества, переживающего смену о-политического строя, особую остроту приобретает вопрос той интеграций, самоидентификации.

Однако модель духовно – мировоззренческого взаимодействия через широкий информационный обмен с участием конфессиональными СМИ и светской прессы пока остается в большой степени идеальной моделью общества.

При детальном изучении проблемы, мы сталкиваемся с:

- отсутствием полных данных о СМИ, реально выполняющих роль общерелигиозных коммуникации (о количестве, тираже, типологических обособленных печатных периодических изданий);

- отсутствием объективных данных о специфики аудитории таких СМИ и об отношении к ним читателей;

- отсутствием описательных и аналитических работ в области функционирования таких корпоративных СМИ;

- не разработанностью концептуальных подходов к анализу деятельности СМИ профильного плана, специализирующейся на освещении религиозной сферы «изнутри»;

- отсутствием методических и методологических исследований средств массовой информаций, являющимися структурными элементами системы религиозной прессы [5].

Вообще задача религиозных СМИ – это создавать положительной образ той или иной религии. Пока конфессиональная пресса не конкурирует со светской на профессиональном уровне. Это может быть связанно с тем, что у нас в стране университеты и богословские учебные заведения не готовят журналистов, специализирующихся на православной тематике, поэтому девяносто девять процентов тех изданий, которых лежать на полках в Синодальной библиотеке, направлены на внутри церковную аудиторию. Проблема заключается в том, что СМИ недостаточно уделяют внимание той аудиторий, что в социологических опросах относят себя к определенным конфессиям. Поэтому надо обращаться не только к воцерковленному православному и мусульманскому читателю, но и к «сомневающимся», однако на сегодняшней день можно сожалением констатировать, что миссионерское издание остаются на периферии православной журналистике.

 

Список литературы:

  1. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451 – I «О средствах массовой информаций» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.05.2022года).
  2. Гружий Д.А. Влияние СМИ на формирования общественного мнения/ Д.А. Гружий // Молодой ученый. - 2020. - №12. - С 991-993.
  3. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информаций. – М.: Добросвет, 2020. – С 232.
  4. Дергунова М.В. Теория Пола Лазерсфельда – вне власти времени // Власть. - 2019. №8.– С.15-19.
  5. Кожемякин Е.А. Дискурс - анализ как междисциплинарный проект: между методом и идеологией / Е.А. Кажемякин // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки.– 2021.– №6.– С.5-12.
  6. Кожевникова Г. Журналы о религиозных группах: между некомпетентностью и неприязнью. Прикладное религиоведения для журналистов. Москва: «Права человека», 2021.С.48-64.
  7. Липпман У. Общественное мнения / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2020.-384 с.
  8. Путилова Е.А. Роль СМИ в пропаганде толерантности в обществе./ Е.А. Путилова // Вестн. Тюмень Гос. ун-та-2019. Философия. Социология. С.23-26.
  9. Шеремет Виталий. Волны Вторжений // Родина. – 2019. – №6. C. 22– 26.
  10. Шайхетдинова Т.В. Исламские течение и группы [учеб. пособие] /– Казань: ЧУ «ИД «Хузур», 2020. – С.154-155.
  11. Энциклопедия культурологий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1048/, свободный. – Загл.с экрана. – Яз.рус.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий