Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(260)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА: ПРЕДСТАВИТЕЛИ, СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
PSYCHOLOGICAL THEORY OF LAW: REPRESENTATIVES, ESSENCE, MERITS AND DISADVANTAGES
Svetlana Martynova
student, department of civil law, faculty of training specialists for the judicial system (Faculty of Law), East Siberian Branch of the Russian State University of Justice
Russia, Irkutsk
Evgenia Ruzavina
scientific supervisor, candidate of legal sciences, associate professor, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности и основные положения психологической теории права, выявлены ее достоинства и недостатки. Представлен анализ основных положений психологической теории права. Выявлены общие представления в рамках психологической теории права о соотношении права и морали, а также об особенностях действия норм права в государстве, их восприятии.
ABSTRACT
The article considers the features and basic provisions of the psychological theory of law, reveals its advantages and disadvantages. An analysis of the main provisions of the psychological theory of law is presented. General ideas were revealed within the framework of the psychological theory of law on the ratio of law and morality, as well as on the peculiarities of the operation of law norms in the state, their perception.
Ключевые слова: психологическая теория права, правопонимание, мораль, право, правовая действительность, нормы права, теория государства и права.
Keywords: psychological theory of law, legal understanding, morality, law, legal reality, rules of law, theory of state and law.
Исследование психологической теории права, которая рассматривает в качестве основного психологического типа правопонимания, в ходе которого право рассматривается, как своего рода явление социально-психическое, идущее от самого опыта социума, а не «насаждаемое свыше», на современном этапе особенно актуально в условиях российской правовой действительности.
Это обусловлено частично историческими особенностями России – резкой сменой правовой семьи с советской на российскую, при том, что «перестройка» правосознания и общественного сознания в части восприятия норм права у жителей страны происходила значительно медленнее.
Психологическая теория права, которую в России развивал Л. И. Петражицкий [5], предусматривает достаточно специфический взгляд на право, соотношение и норм права и действие права в государстве. Правопонимание, с точки зрения данной теории, рассматривается, как определённое представление о существе права, его нормах и роли в жизни социума. При этом правопонимание может рассматриваться, как индивидуальная характеристика личности – например, отношение к нормам права конкретного человека, так и в целом, отношение социума к нормам права, представление в обществе о том, справедливы или несправедливы законы в государстве, следует ли их исполнять неукоснительно и др. Правопонимание в сознании социума часто детерминируется и менталитетом и историческим прошлым государства или конкретного народа.
Право, с позиции психологической теории права, существующее в виде законов и норм – это регулятор общественных отношений, а правопонимание – это восприятие обществом этого регулятора, его механизмов и правил, ввиду чего между правом и правосознанием существует тесная взаимосвязь. Нормы права формируются под воздействием фактора правопонимания – как ответ на ожидания общества от государства. В свою очередь, правопонимание опосредует возможность применения норм права, отношение к ним.
Для психологической теории права специфично признание психической реальности – правовых эмоций индивида, которые подразделяются на:
1. Переживание позитивного права.
2. Переживание личного, интуитивного права.
Последнее является регулятором поведения человека и рассматривается часто как реальное право. В данном варианте можно говорить о достаточно высокой роли обычного права в правовой действительности.
Таким образом, основными факторами формирования психологического типа правопонимания являются:
1. Мораль, ценностные ориентиры общества, традиции, отношение к тем или иным общественным отношениям, как подлежащим охране, либо не подлежащим, ценным или неценным.
2. Восприятие в обществе охраны нормами права этих общественных отношений со стороны общества.
3. Уровень развития и особенности жизни общества на текущий момент развития. Как правило, в обществе подлежат охране те общественные отношения, которые наиболее уязвимы, воспринимаются в рамках психологического восприятия норм. Например, в СССР крайне негативно воспринималось гражданами и нормами права покушение на государственную социалистическую собственность, которая воспринималась, как ценность, детерминирующая развитие страны и общества.
В уголовном законодательстве были установлены соответствующие преступления. Согласно современным представлениям право развивается на основе норм морали и правопонимания в обществе. Это можно проиллюстрировать также на примере СССР: например, законодательство Советской России предусматривало наказания за те проступки, которые рассматривались, как аморальные, в соответствии с идеологией общества – в Уголовном кодексе была установлена статья за гомосексуализм (мужеложство). В настоящее время, гомосексуализм осуждается обществом в целом, однако соответствующего уголовного наказания за него не установлено [2].
Роль психологического типа правопонимания достаточно велика, так как наиболее органично право развивается на основе формирования норм морали общества, психологического представления о том или ином поведении, как «хорошем» или «плохом», которую можно представить систему выработанных в историческом развитии общества ценностных установок, сообразно которым поведение граждан рассматривается, как хорошее или плохое.
Те правила поведения, которые в обществе воспринимаются на ментальном и психологическом уровне, как верные, нужные, полезные для развития и охраны общественных отношений, выражаются в нормах права посредством закрепления таких норм в законодательстве государства [1].
Основные положения теории представления о психологическом типе правопонимания включают [3]:
1. Представление о психике людей, как об условии, которое определяет развитие нравственных, моральных и правовых основ существования общества, в первую очередь, это такие основы, как мораль, нормы права, государство.
2. Представление о том, что в основе сущности права лежат правовые эмоции людей, носящие императивно-атрибутивный характер, в частности, чувство право, правомочий на что-либо (атрибутивная норма), чувство ответственности, обязанность сделать что-либо (императивная норма);
3. Представление о том, что правовые чувства, эмоции, опытные переживания разделены на два вида: переживания позитивного права (установленного государством) и переживание интуитивного (личного) права, которое выступает регулятором поведения личности, а не всего общества в отличие от норм позитивного права, которые регулируют поведение общества в целом.
Таким образом, психологическая теория права достаточно комплексно иллюстрирует правопонимание, влияние норм морали на развитие общества.
Основные положительные и отрицательные черты психологической теории права представлены в таблице 1.
Таблица 1
Достоинства и недостатки психологической теории права
Достоинства |
Недостатки |
Теория учитывает, что психологические процессы (восприятие норм права) также определяют черты правовой действительности наряду с процессами экономическими, политическими и т.д. |
Происходит смешение норм права и морали, а последняя может существенно различаться в разных обществах. Смешивается сущность и явление в праве. |
Теория указывает, что нормы права нельзя вырабатывать без учета их восприятия и соблюдения обществом, то есть все законы должны формироваться с опорой на представление общества о нормах морали и права |
В теории наблюдается «уклон» в сторону психологических аспектов права, с ослаблением роли не менее важных экономических, социальных и политических аспектов, которые также во многом определяют правовую реальность |
Теория учитывает важность роли правосознания в регулировании общественных отношений и поведения отдельно взятой личности |
Частично противопоставляется позитивному праву |
Права человека имеют «естественную природу», так как «происходят» из психики человека. |
Смешение норм права и религиозных норм |
Исследование психологического типа правопонимания особенно актуально в условиях российской правовой жизни. В частности, российская правовая жизнь, как и российская правовая действительность, как часть этой жизни, по своей природе, носит антиномичный характер, обладая противоположными свойствами – она объективна и субъективна одновременно, то есть психологический тип правопонимания имеет большое значение.
Функции обычного права в целом и в России в частности можно разделить на общесоциальные и специальные. Общесоциальные функции позволяют рассматривать обычное право, как своеобразный социальный регулятор. В рамках общесоциальных функций обычного права можно выделить такие, как культурно-историческую функцию, функцию общественного контроля, функцию социальной интеграции, аккумуляции и трансляции опыта. Специальные функции включают в общем виде способы воздействия обычного права на поведение граждан и общественные отношения, что обусловлено во многом психологическом отношением к нормам права. К специальным функциям в общем виде относятся охранительная и регулятивная функции.
Обычное право регулирует как государственную, так и общественную жизнь людей, при этом, для российской правовой действительности характерно усиление его действия за пределами городов, особенно в отдаленных сельских местностях, где особенно велика роль психологического представления о правовых нормах, необходимости их искажения [1].
Психологическое отношение к праву в России напрямую влияет на формирование местных органов власти, в значительной степени регулирует брачно-семейные отношения (например, в России заключение брачного договора считается из ряда вон выходящим случаем, а регулирование имущественных отношений между супругами подчинено именно психологическим «нормам», представлении о справедливом и несправедливом). Кроме того, в России психологическое отношение к тем или иным нормам права затрагивает отдельные вопросы наследования, определяет порядок правосудия [2].
Регулятивная функция психологического правопонимания направлена на регулирование, преемственность и установление правил функционирования общественных отношений, а также правил поведения.
Таким образом, психологическая теория права рассматривает процесс применения норм права и правопонимания в связи с такими специфическими чертами, как одновременно субъективностью и объективность, коллективистским характером, неравномерным распространением действия по территории (более заметно в рамках сельских местностей, отдаленных регионов, нежели в столице и центре государства).
Это в некоторой степени позволяет представить особенности правопонимания в Российской Федерации. В России особенность психологического отношения к нормам права обусловлено и спецификой российского менталитета, так как народ России характеризуется одновременно законопослушностью, признанием силы закона, и в то же время, некоторым анархичным восприятием российской правовой реальности.
Список литературы:
- Берковский В.А., Брагина Е.А. Проблемы соотношения морали и права: аксиологический аспект // Kant. 2018. №2 (27). С. 34-39.
- Гусейнов А.А. Мораль и право: линия разграничения // Lex Russica. 2018. №8 (141). С. 56-59.
- Жилина Ю. А. Правовая реальность как философско-правовая категория: понятие и структура // Молодой ученый. 2015. №3. С. 640-643.
- Овчинникова Н.А. Эмоциональная теория права Л. И. Петражицкого // Общество и право. 2014. №1 (47). С. 23-29.
- Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - Серия "Мир культуры, истории и философии" СПб.: Издательство "Лань", 2000. - 608 с.
Оставить комментарий