Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(26)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Слукина Н.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 6(26). URL: https://sibac.info/journal/student/26/100537 (дата обращения: 29.12.2024).

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Слукина Наталья Владимировна

студент юридического факультета Академии права и управления ФСИН России

РФ, г. Рязань

Проблема законодательного противодействия посягательствам на половую свободу взрослых и половую неприкосновенность несовершеннолетних во многом определяется уголовно-правовой политикой в области борьбы с половыми преступлениями. Об этом свидетельствуют изменения и дополнения, постоянно вводимые в гл. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Насильственные действия сексуального характера являются одной из основных составляющих преступлений против половой свободы и неприкосновенности УК РФ 1996 года. Это связано с тем, что для этого преступления, в отличие от состава изнасилования, назначения наказания предусматривается как для мужского, так и женского пола.

Введение в УК РФ ст. 132 позволило устранить несправедливость в оценке сексуального насилия над лицами разного пола, особенно субъектами одного пола. В то же время законодатель считает необходимым унифицировать наказания и квалификационные признаки ст. ст. 131 и 132 УК РФ: во всех реформах уголовного права после 1996 года они оставались идентичными. В связи с этим история редакционных изменений ст. 132 УК РФ 1996 года, предусматривающей ответственность за насильственные действия сексуального характера, совпадает с историей изменений в ст. 131 УК РФ которая предусматривает ответственность за изнасилование.

Насильственные действия сексуального характера имеют одинаковую тяжесть с преступлением, предусмотренным ст. 131 УК РФ, независимо от того, чьи половая свобода и неприкосновенность (мужчины или женщины) были нарушены. Иными словами, можно сказать о том, что ст. 132 УК РФ предусматривает ответственность не за нормальный образ половой жизни, а за действия, связанные с насилием.

Основным непосредственным объектом насильственных действий сексуального характера являются социальные отношения, обеспечивающие половую свободу мужчин и женщин, и если потерпевший (потерпевшая) не достиг возраста шестнадцати лет, то отношения, обеспечивающие половую неприкосновенность.

В некоторых научных публикациях можно увидеть, что половая свобода и неприкосновенность неразрывно связаны друг с другом. Доктор наук А.И. Рарог считает, что половая неприкосновенность является составной частью половой свободы, поэтому нарушение половой неприкосновенности всегда означает нарушение половой свободы. Чтобы более полно определить половой неприкосновенность, необходимо определить понятие личной неприкосновенности [4]. Личная неприкосновенность - это право человека на невторжение в его личную жизнь без его согласия. На самом деле, это компонент личной свободы, поскольку без свободы не может быть никакой неприкосновенности. Следовательно, половая неприкосновенность - это право человека на невторжение в его половую жизнь без его согласия. Другими словами, никто не может заставить человека вступать в половые отношения без его согласия. Поэтому все люди без сексуальной неприкосновенности. И половая свобода - это право выбора человека, с которым он соглашается на половые сношения. В этом контексте половая свобода действительно неотделима от половой неприкосновенности. В то же время нельзя забывать, что при осуществлении своего права на половую свободу каждый должен учитывать право на половую неприкосновенность другого человека. Свобода одного человека заканчивается, когда начинается свобода другого человека.

В качестве дополнительного факультативного объекта можно рассматривать физическую неприкосновенность, честь и достоинство, здоровье и жизнь потерпевшего (потерпевшей). Кроме того, совершение действий, которые описаны в ст. 132 УК РФ в отношении несовершеннолетнего или малолетнего потерпевшего также посягает на интересы нормального психического и физического развития несовершеннолетних.

Объективная сторона ч. 1 ст. 132 УК РФ характеризуется совершением мужеложства, лесбиянства и других насильственных актов сексуального характера.

Различные авторы дают разные определения понятия мужеложства в своих работах:

1. Постановление пленума понимает эту концепцию как половой акт между мужчиной и мужчиной.

2. В комментариях к УК РФ С.В. Дьякова и Н.Г. Кадникова, указывают, что «в объективную сторону мужеложства включено удовлетворение половой страсти посредством введения мужского полового органа активного партнера в задний проход лица, являющегося пассивным партнером» [2].

3. Аналогичное определение дано в работах В.М. Лебедев [3].

Что касается лесбиянства, то в узком смысле под ним понимается половой акт между двумя женщинами. Как показывает исследование генезиса данного преступления, действующий УК РФ впервые регламентирован ответственность за лесбиянство, совершенное с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшей или другим лицам или с использованием беспомощного состояния жертвы. При этом, юридической практикой до настоящего времени не разработан четкий критерий того, какие именно действия включены в понятие лесбиянство.

В отличие от концепции мужеложства С.В. Дьякова и Н.Г. Кадникова довольно абстрактно определяли лесбиянство как действия, направленные на удовлетворение полового желания[2].

В литературе обоснованно отмечена сложность привлечения к уголовной ответственности за лесбиянство, поскольку ни уголовное право, ни толковые словари не дают преступного представления об этой форме гомосексуализма.

Что касается иных действий сексуального характера, то ими охватываются все другие насильственные эротические формы сексуальной активности. В данном случае для квалификации преступлений неважен пол партнеров.

В целом, можно сделать вывод о том, что в зависимости от способа совершения, действия сексуального характера могут быть поделены на две группы:

1) совершается в форме полового акта;

2) совершается, воздействуя на тело без признаков полового акта.

Действия первой группы включают: a) изнасилование, совершенное в извращенных формах; б) междубедренный коитус, т. е. сознательно совершаемый половой акт без введения пениса во влагалище (анус). Такие преступления чаще всего совершаются при удовлетворении половой страсти в общении с маленькими детьми независимо от их пола.

К преступлениям второй группы относятся: а) удовлетворение половой страсти мужчин путем садистских способов (без полового акта) обращения с лицом женского пола; б) удовлетворение половой страсти с помощью пыток, прижигания сигаретами, укусов. Половое возбуждение и оргазм у виновного лица происходят из самого процесса воздействия на тело жертвы без совершения полового акта. Для решения вопроса об отнесении этих или иным насильственным действиям можно провести обследование с участием сексопатолога.

Принимая во внимание положения ст. 132 УК РФ, следует учитывать, что насилие, применяемое при совершении насильственных действий сексуального характера в отношении третьих сторон, прямо предусмотрено объективной стороной этого преступления и может преследовать любую цель – в данном случае может идти речь о психическом воздействии на потерпевшее лицо, а также о ликвидации препятствующих совершению преступлению лиц и очевидцев.

При совершении действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния и сопротивления жертвы отсутствует, и это является следствием объективных причин, а не согласия на эти действия. В то же время виновный осознает, что жертва не понимает, что с ней происходит, или, понимая, не может оказать должного сопротивления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть человек как мужчина и женщина, достигшие четырнадцатилетнего возраста на момент непосредственного совершения преступления.

Целесообразно сказать о том, что при квалификации половых преступлений часто возникает проблема определения вменяемости субъекта, совершившего общественно опасный акт. Сексуальные преступления часто проявляют аномалии сексуального влечения, особенно если они совершаются против несовершеннолетних, пожилых людей или с особой жестокостью. В большинстве случаев сексуальное влечение относят к областям человеческого поведения, поддающегося сознательному регулированию и контролю. Его бесконтрольное проявление является результатом внутренней недисциплинированности, недержания или развращенности [1]. Хотя аномалии сексуального желания в некоторых случаях и являются симптомами психического заболевания, подавляющее большинство людей, совершающих насильственные половые акты, являются вменяемыми.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо должно знать, что он совершает половые акты против или помимо воли жертвы, подавляя ее с использованием физического насилия или угрозы его использования или используя беспомощное состояние жертвы, которая не может сопротивляться или выражать свою волю, и хочет удовлетворить свои половые потребности таким образом.

Мотив преступления, о котором идет речь, носит сексуальный характер, выраженный в сексуальных мотивах преступника, состоит в стремлении удовлетворить собственное сексуальное желание. Наряду с сексуальным мотивом в совершении насильственных действий сексуального характера могут быть и другие мотивы - месть, желание утвердиться, унизить потерпевшего.

Необходимо сказать о том, что, несмотря на многочисленные комментарии к УК РФ, курсы и учебники по уголовному праву, а также большое количество научных публикаций, проблемы уголовной ответственности за половые преступления в силу их многогранности и сложности не получили глубокий и всеобъемлющий охват. Таким образом, лесбиянство и другие насильственные действия сексуального характера недостаточно изучены в науке уголовного права. Проблематичные вопросы квалификации насильственных действий сексуального характера, их отграничения друг от друга.

В отличие от всех других сексуальных преступлений число зарегистрированных насильственных действий сексуального характера увеличилось за период действия нового УК РФ на 27,4%.

Таким образом, отдельные части ст. 132 УК РФ являются новыми в российском законодательстве. В ее содержание включена уголовная ответственность за совершение мужеложства, лесбиянства или других актов сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к жертве или другим лицам или с использованием беспомощного состояния жертвы.

Очевидной в настоящее время является накопление практического опыта в сфере квалификации рассматриваемых преступлений, чему может способствовать правильное определение уголовно-правовой характеристики насильственных действий сексуального характера.

 

Список литературы:

  1. Вершинин В.В. К вопросу о понятии и уголовно-правовой оценке общественной опасности насильственных действий сексуального характера // В сборнике: «Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации». Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 129-130.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практ. (постатейный) / Под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. М., 2013; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2013; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2013. 606 с.
  3. Лебедев В.М., Хабриева Т.Я. Правосудие в современном мире: монография / Под ред.: Лебедев В.М., Хабриева Т.Я. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. 720 с.
  4. Рарог А.И. Актуальные проблемы уголовного права // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2 (28). С. 88-95.

Оставить комментарий