Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(254)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Червякова П.П. ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДА: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 42(254). URL: https://sibac.info/journal/student/253/311580 (дата обращения: 28.09.2024).

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДА: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Червякова Полина Павловна

студент, Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

Кузьмина Екатерина Александровна

научный руководитель,

канд. полит. наук, доц., Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

THE INFLUENCE OF SOCIOCULTURAL VALUES OF THE WEST: A POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL CONCEPT

 

Polina Chervyakova

 Student, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

Ekaterina Kuzmina

Scientific Supervisor, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

 

Национальная культура - это результат деятельности людей, их установки, принципы и идеалы, сложившиеся в течение долгого времени и отражающиеся этническую жизнь того или иного государства или страны. Стоит отметить, что отдельные культурные ценности могут оказывать влияние на другие общности, народы и даже целые страны. Человек, стремясь за идеалами других людей становится беспомощным, неспособным оценить достоинство культурного достижения его собственного народа. Данная научная работа призвана рассмотреть способы и механизмы властвования одной нации путём культурного порабощения другой.

Большинство современных стран активно вовлечены в мировую глобализацию. Государства не только сотрудничают друг с другом в разных сферах общественной жизни, но и перенимают различные черты того или иного менталитета. Несомненно, мировой глобализм имеет ряд положительных черт: сближение народов, обогащение культур и т.д., но нельзя исключать и отрицательные стороны этого межнационального сотрудничества. Все дело в том, что в процессе такого партнерства нации перенимают культуру друг друга. С одной стороны, ничего плохого в этом не наблюдается, так как мы все живём в огромном мире и должны не только относится с уважением к культуре других народов, но вдохновляться новыми идеями через достижения других стран. Проблема заключается в том, что, перенимая чужую культуру, люди не только забывают о своей собственной культуре, но и преклоняются перед иной, становятся подражателями и потребителями чужого национального творчества. Причем страна - производитель культурных ценностей приобретает огромную силу на мировой арене, ведь навязывая свои культурные достижения, она имеет возможность управлять и повелевать другими народами. Рассмотрим на примере конкретного государства механизмы такого культурного порабощения.

Необходимо отметить, что Соединённые Штаты Америки практически на протяжении всей своей истории преследуют цель возможности контроля всего земного шара. Они стремятся показать свою страну и культуру с лучших сторон, но, делая это эгоистично по отношению к другим народам. Подробно разные тактики и стратегии американской мировой гегемонии рассматривает Збигнев Бжезинский - выдающийся политолог, социолог, историк, идеолог внешней политики США, в 1977 - 1981 годах занимавший должность советника Д. Картера по национальной безопасности, один из авторитетнейших специалистов в области мировой политики в своем произведении «Великая шахматная доска». З. Бжезинский открыто высказывается о почти неограниченном влиянии США на политику, экономику и, главное, культуру других стран.

Рассмотрим этот феномен властвования одной страны над другой путем навязывания своих культурных ценностей, в качестве примера возьмем взаимоотношения Соединённых Штатов Америки и Российской Федерации. Особенностью этих отношений является резкое засилье России американской культурой в 90-е года 20 века. Объясняется это тем, что существовавшая ранее социальная и культурная политика СССР пропагандировала социалистические ценности, эта пропаганда затрагивала практически все сферы общественной жизни, начиная политической и заканчивая духовной. Так, если мы говорим о политических взглядах населения, то это вера в особый путь Советского государства, как оплота власти пролетариата и всеобщего равенства. Кстати, социальное равенство действительно прослеживалось. Если рассматривать экономику, то это особый тип экономических отношений, называемый плановым, который поддерживался идеей социального равенства, однако создавал все условия для дефицита и существования теневой экономики, что отрицательно сказывалось на налоговой части доходного плана бюджета СССР. Наконец, культурные установки Советского государства отличались определенной консервативностью и неприемлемостью западной культуры. После распада СССР россияне с восторгом восприняли не только западную модель экономического и политического устройства общества, но чуждые культурные ценности. Так широкую популярность получили одежда, музыка, фильмы и т.д. американского происхождения. Причем некоторые западные ценности шли вразрез с положительными чертами советского воспитания, например, во многих западных фильмах показывались сцены насилия, жестокости и других извращений, в то время как в советских фильмах вряд ли можно найти сцены звериной человеческой злобы. При этом социальная картина характеризовалась разгулом криминала и беззакония. Все эти факты доказывают, что, перенимая чуждую культуру, люди часто становятся её заложниками. В случае с постсоветской Россией, можно сделать вывод, что именно из-за просмотра нескольких фильмов и прослушивания песен люди стали объединяться в банды и заниматься преступной деятельностью, на это были другие социальные, экономические и политические причины, однако, согласитесь, когда человеку постоянно показывают как вместо конструктивного решения возникающих межличностных проблем в ход идёт оружие, шантаж, избиение, одним словом - насилие, причем все это показываются в положительных красках среднестатистический человек воспринимает это как новую возможность решения своих жизненных проблем, поэтому подражая западным бандитам или копам, он берет в руки оружие строит свое счастливое, как ему кажется, будущее на крови невинных людей. Но в чем же проявляется выгода США в ситуации, когда другая страна заимствует её культуру? Мы наблюдаем пользу в экономическом плане, так как чем выше спрос на американский манер жизни, тем выше потребление. Поэтому Америка активно налаживает производство собственных товаров на рынок соседних стран. С точки зрения политической и социальной сферы интерес США проявляется в возможности управления людьми, идеализирующими Америку.

Копирование образа «Американской мечты» очень пагубно влияет на жизнь других народов, ведь жить по образцу Америки практически никто не может. Это образ соответствует менталитету американца, но не соответствует его уровню жизни, остальные же, не разобравшись в собственном менталитете, становятся заложниками красивой картинки, которая по сути становится иллюзионной. В России с 2022 года идёт переосмысление ценностей. Люди начинают отходить от американской модели поведения, обращаясь к собственному менталитету, но проблема состоит в том, что на протяжении 30 лет население преклонялось перед западным образом жизни, благодаря этому выросло целое поколение, стремящееся к чужому образу жизни. Поэтому перед государством стоит важнейшая задача проведения политики воспитания молодежи согласно русскому образу жизни, активно пропагандируя здоровый образ жизни, семейные ценности, человек должен стать целью, а не средством.

Также современный мир ставит перед странами задачу наибольшего технического развития, которое проявляется не только в гонке вооружения, но также в научных изысканиях. И вот здесь очень важен уровень мировоззрения людей, готовых принять самые сенсационные открытия учёных. В этой отрасли США являются одним из лидеров. «Американские политические институты и свободная рыночная экономика создали беспрецедентные возможности для амбициозных и не имеющих предрассудков изобретателей, осуществление личных устремлений которых не сковывалось архаичными привилегиями или жестокими социальными иерархическими требованиями. Короче говоря, национальная культура уникальным образом благоприятствовала экономическому росту, привлекая и быстро ассимилируя наиболее талантливых людей из-за рубежа, она облегчает экспансию национального могущества». [6; с. 384]

Можно ли противостоять навязыванию культурных ценностей? Конечно же, но для этого каждый из нас должен осознать в душе, что является представителем своей культуры. Духовные ценности страны должны стать гордостью «своих людей». Ведь у каждого народа есть свой путь, своя история. Русский человек всегда отличался гордостью, смелостью, простотой. Разве это не вызывает гордость за наш народ? Стоит вспомнить слова Екатерины Первой: «Русский народ есть особенный народ в свете, который отличается догадкой, умом, силою».

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что нужно гордиться достоянием и культурой своего народа. То, что было заложено веками предками – навсегда останется в памяти людей!

Подводя итог, хочется сказать, что в современном мире отмечается тенденция, что мировые ценности превосходят над национальными, что в значительной мере приводит к разрушению народного единства. Цель данной статьи - призвать современного человека быть патриотом своего народного достояния, а не жить под гегемонией чуждых ценностей. Тем самым, осознавая, что все это может привести к утрате национальной самобытности и индивидуальности.

 

Список литературы:

  1. Акопов, Г. Л. Политика и Интернет: монография / Г.Л. Акопов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 202 с.
  2. Аристотель, -. Политика / Аристотель; переводчик С. А. Жебелёв; под общей редакцией А. И. Доватура. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 297 с.
  3. Багдасарян, В. Э. История общественно-политической мысли России: учебное пособие / В.Э. Багдасарян. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 247 с.
  4. Бакунин, М. А. Государственность и анархия. Избранные сочинения / М. А. Бакунин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 382 с.
  5. Баранов, Н. А. Политология. Современная демократия: учебное пособие для вузов / Н. А. Баранов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 181 с.
  6. Бжезинский З. Великая шахматная доска / пер. с англ. О. Уральской// - М.: изд. АСТ, 2023. - 384 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.