Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(251)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Гуденко О.О., Марочкина Е.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ С ФОТО ПРОФИЛЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 39(251). URL: https://sibac.info/journal/student/251/308622 (дата обращения: 08.07.2024).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ С ФОТО ПРОФИЛЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Гуденко Олеся Олеговна

студент, факультет социальных наук, Амурский государственный университет,

РФ, г. Благовещенск

Марочкина Екатерина Александровна

студент, факультет социальных наук, Амурский государственный университет,

РФ, г. Благовещенск

Павлова Екатерина Викторовна

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц., Амурский государственный университет,

РФ, г. Благовещенск

АННОТАЦИЯ

В данной статье приведено теоретическое исследование, направленное на анализ взаимосвязи личностной идентичности, субъективного переживания одиночества, социальной тревоги и направленности личностной установки с различными фото профиля в социальной сети.

 

Ключевые слова: одиночество; личностная идентичность; субъективное переживание одиночества; социальная тревога; направленность личностной установки; личностная идентичность; аватар.

 

В современном мире многие люди пользуются социальными сетями и месседжерами. Некоторые из них устанавливают в качестве аватара свое фото, а другие предпочитают этого не делать. Также выделяют отдельную категорию пользователей, устанавливающих изображение аниме персонажа, героя мультфильма, животного в качестве аватара. Аватар – это изображение в личном профиле человека, и оно чаще всего на бессознательном уровне закладывает основы отношения к тому или иному участнику сетевого сообщества.

Человек выбирает определенную фотографию для выражения своего визуального образа, потому что она ему нравится. А его подсознание говорит о том, что именно это изображение соответствует актуальному душевному состоянию, эмоциональному настроению, направленности личности. Любое проявление человека, в социальных сетях (слова, действия, фотографии в сети и не только) говорит что-то о его личности [6].

Основой данного теоретического исследования, является понятия «личностная идентичность», «субъективное переживание одиночества», «социальная тревога» и «направленность личностной установки». Далее эти понятия будут раскрыты более подробно.

Известный психоаналитик Э. Эриксон вплотную подошел к понятию «личностная идентичность».  Личностная идентичность – это набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве), который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности. Идентичность в юности имеет основополагающее значение, поскольку это период вхождения личности в широкий социальный мир, отличающийся появлением большого количества новых социальных ролей [7]. Идентичность определяется Э. Эриксоном как важнейшая характеристика целостности, самостоятельности и зрелости личности [8]. Взаимосвязь статуса личностной идентичности человека и фото профиля в социальной сети, возможно проследить используя ряд диагностических методик, например: «Методика исследования личностной идентичности». С.В. де Велде предлагает следующее понимание идентичности: «идентичность – это процесс индивидуализации к субъективному и потенциально обновлённому горизонту». Дж. Марсия, обобщив ряд исследований, говорил о следующих закономерностях развития идентичности. Идентичность формируется на протяжении юношеского периода развития. На ранних этапах доминирующими являются статусы диффузной идентичности и предрешения, к 18 годам многие переходят в статус моратория и достигнутой идентичности, а к 21 году большая часть уже находится в статусе достигнутой идентичности.

Одиночество в эпоху Интернета значительно обострилось, именно среда молодёжи представляет наибольший процент одиноких людей. Исходя из того, что многие люди дистанцируются от общества, с помощью аватара в социальной сети. Многие теоретики и практики в области психологии личности, такие как Ф. Перлз, К.Г. Юнг, С. Мадди, Э. Фромм, Дж. Бьюдженталь отмечали, что развитие личности необратимо связано с признанием и принятием человеком основополагающего факта собственного одиночества, а также отделенности от других людей [4].

Э. Фромм называл потребность в связи с окружающим миром глубинной человеческой потребностью, поскольку «чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод – к смерти». Связь с другими людьми нельзя приравнивать к физическому контакту. Индивид может быть физически одинок, но вопреки этому, может быть связан с различными идеями, воспоминаниями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами. В дополнение к вышесказанному, Э. Фромм высказывал мысль о том, что индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности.

Социальная тревога или социофобия – это сильнейший страх возможного общения или контакта с незнакомыми людьми, в частности перспективы попасть под внимание и осуждение. Человек опасается, что будет вести себя неподобающим, недостойным образом. Он пытается произвести впечатление на собеседника, но при этом уверен в своей неудаче. Для многих молодых людей, этот страх является первоочередным при выборе фото профиля в социальной сети и месседжере [3].

Социальную тревогу и социофобию изучают такие психологи как О.А. Сагалакова и Д.В. Труевцев Они разработали методику «Опросник социальной тревоги и социофобии», которая измеряет выраженность социальной тревоги и социофобии в молодом возрасте (от 16 до 30-35 лет). Опытным путем было установлено, что после 30-35 лет социальная тревога может снижаться за счет опыта активного взаимодействия в разных социальных ситуациях. К этому возрасту человек приобретает определенный социальный статус и устойчивые стратегии совладения со стрессом оценивания [5].

Некоторые люди, общаясь в социальных сетях чувствуют прилив энергии. А другие от подобного социального взаимодействия испытывают противоположные чувства. Такие реакции человека могут быть связаны с направленностью личностной установки.

Направленность личностной установки – это система потребностей, мотивов интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающих его жизни осмысленность и избирательность.

Г.Ю. Айзенк – немецко-британский психолог, который известен разработкой теста на определение направленности личностной установки. Он выделил два полюса – экстраверсию и интроверсию. Считал, что главная причина различий между экстравертами и интровертами – уровень возбужденности коры головного мозга. Так как этот уровень у экстравертов ниже, чем у интровертов, их сенсорный порог выше, и поэтому они менее чувствительны к сенсорным стимуляциям, а для интровертов, наоборот.

Главное, что различает интровертов и экстравертов, – это источник энергии. Интроверты находят ее в своем внутреннем мире идей, эмоций и впечатлений. Внешние окружение достаточно быстро вводит их в состояние перенасыщения и утомленности. Экстраверты, напротив, получают энергию от внешнего мира. Долгие периоды одиночества лишают их ощущения смысла жизни [2].

В работе «Анализ личности на основе выбора изображений профиля в социальной сети» доктор Преоцюк-Пьетро предполагает, что открытость, характерная для людей с высокой степенью экстраверсии, может обуславливать их выбор изображений профиля: такие пользователи чаще других выбирают фото с широкой улыбкой. Также для иллюстрации личного профиля экстраверт нередко выбирает совместное фото с друзьями или близкими, что, как считает исследователь, отражает его потребность в общении. Более того, экстравертам свойственно использовать нестандартные приемы: позирование, костюмы, коллажи [1].

Теоретический анализ показал, что изучение вопроса о взаимосвязи фото профиля в социальной сети и месседжере, личностной идентичности, субъективного переживания одиночества, социальной тревоги и направленности личностной установки является важным на данный момент времени.

 

Список литературы:

  1. Гуденко, О.О., Марочкина, Е.А., Енишевская, А.С., Самоидентификация личности студента с различными фото профиля в социальной сети / О.О. Гуденко, Е.А. Марочкина, А.С. Енишевская // «День науки»: материалы ХХXII научной конференции Амурского государственного университета. – 2023. – С. 175-176. – Режим доступа: https://www.amursu.ru/upload/iblock/8fc/yemhop3a8oc6ktrgr4c16burxn5lbnkt/Sbornik-Den-nauki-20.04.2023.pdf. –03.12.2023.
  2. Корбут, О.Л., Экстраверсия/интроверсия как свойство личности, необходимое при выборе профессии / О.Л. Корбут // Инновационная наука. – 2023. № 2-2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstraversiya-introversiya-kak-svoystvo-lichnosti-neobhodimoe-pri-vybore-professii. – 03.12.2023.
  3. Костюжев, А.С. Социальная тревога / А.С. Костюжев // Страхи и фобии. – 2015. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/social_phobia/. – 02.12.2023.
  4. Осин, Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsialnyy-oprosnik-perezhivaniya-odinochestva-struktura-i-svoystva. – 02.12.2023.
  5. Сагалакова, О.А. Опросник социальной тревоги и социофобии / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 4 (15). – Режим доступа: http://medpsy.ru. – 03.12.2023.
  6. Сокуренко, А. Психологический портрет по аватару / А. Сокуренко //  Психологическое просвещение. – 2015. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/39731/. – 02.12.2023.
  7. Трофименко, Г.С. / Изучение особенностей становления личностной идентичности современных подростков // Г.С. Трофименко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 4 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-stanovleniya-lichnostnoy-identichnosti-sovremennyh-podrostkov.  – 02.12.2023.
  8. Мазур, Е.Ю. К анализу психологических подходов в исследовании идентичности / Е.Ю. Мазур // Наука о человеке : гуманитарные исследования. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-analizu-psihologicheskih-podhodov-v-issledovanii-identichnosti. – 02.12.2023.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.