Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(241)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Ковшов А.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА В УСЛОВИЯХ ПОКАМЕРНОГО СОДЕРЖАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 29(241). URL: https://sibac.info/journal/student/241/300086 (дата обращения: 09.01.2025).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА В УСЛОВИЯХ ПОКАМЕРНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Ковшов Александр Александрович

студент, факультет электронного обучения, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье будет рассмотрено понятие, а также особенности режима в условиях покамерного содержания.

 

Ключевые слова: режим, СИЗО, исполнение наказания, подозреваемые, обвиняемые, осужденные, покамерное содержание.

 

Надлежащее исполнение и отбывание лишения свободы в любом исправительном учреждении обеспечивается режимом, который в свою очередь гарантирует соблюдение прав и обязанностей всех лиц, находящихся в учреждении, изоляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Понятие режима в исправительном учреждении дается в ч. 1 ст. 82 УИК РФ. Под ним понимается установленный законом и нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

На категорию лиц, заключенных под стражу (подозреваемых и обвиняемых), ориентированы нормы Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - ФЗ № 103-ФЗ) [1] и Приказа Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее - ПВР СИЗО) [2].

Так, в п. 2 ПВР сказано, что «режим представляет собой регламентируемые федеральным законом, настоящими Правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом ФЗ № 103-ФЗ не содержит определения режима в СИЗО, как это сделано в ч. 1 ст. 82 УИК РФ. В ст. 15 данного закона говорится только об установлении режима в местах содержания под стражей, который должен обеспечивать соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию. Обеспечение режима возлагается на сотрудников, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В ПВР СИЗО содержатся положения относительно приема и размещения подозреваемых и обвиняемых, процедуры проведения их личного обыска, процедур дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра личных вещей, изъятия запрещенных предметов и т.д. Кроме того, ПВР СИЗО устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в СИЗО, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых спецконтигенту за определенную плату. Особенностью и отличием является то, что в ПВР СИЗО указывается перечень разрешенных предметов, а не запрещенных, как, например, в ПВР ИУ.

Учитывая вышесказанное, можно заключить, что в действующем уголовно-исполнительном законодательстве не закреплено полного и четкого определения режима СИЗО, что, конечно, следует считать явным недостатком и пробелом в законодательстве [3, с. 34].

Определения режима в СИЗО можно встретить в научной доктрине. Так, И.В. Караваев считает, что режим в СИЗО – это установленный законом и соответствующими нормативными правовыми актами порядок исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу и исполнение наказания в виде лишения свободы, обеспечивающий охрану, раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, постоянный надзор за ними, реализацию их прав, законных интересов и обязанностей, личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала [4, с.12]. В.В. Бочкарев пишет, что режим в СИЗО - это определенная процедура или технология содержания лица под стражей и осужденных и деятельности администрации учреждения [5, с. 27]. В.И. Семенюк под режимом СИЗО понимает регламентируемые российским законодательством порядок и условия содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу [6, с. 14].

Я же понимаю определение режима в СИЗО как установленный уголовно-исполнительным законодательством порядок приема, размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их права, обязанности и особенности содержания.

В отличии от исправительных колоний в СИЗО размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности содержатся отдельно от некурящих. Женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, и беременные женщины содержатся в отдельных камерах.

Так же существуют обязательные требования к размещению подозреваемых и обвиняемых, как того требуют Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (далее - Правила Нэльсона Манделы): «различные категории заключенных содержатся в раздельных учреждениях или в разных частях одного и того же учреждения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного вида режима» [7]: отдельно содержаться мужчины от женщин, несовершеннолетние от взрослых, лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности от лиц, уже отбывавших наказание, а так же подозреваемые и обвиняемые, проходящие по одному уголовному делу.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления в отличии от осужденных обладают специальным процессуальным статусом и считаются невиновными до тех пор, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке. Так же существенным различием является то, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений имеют определенные политические права, которых лишены осужденные, а именно право избирать и быть избранным (ст. 32 Конституции РФ).

В СИЗО регламентировано раздельное содержание разных категорий подозреваемых и обвиняемых. При размещении лиц, содержащихся под стражей, учитывается пол, возраст (несовершеннолетние и взрослые), участие в одном уголовном деле. Отдельно от других содержатся специфические категории лиц, которые являются подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений против основ конституционного строя, ряда тяжких преступлений (например, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, терроризм и т.д.), особо опасные рецидивисты, сотрудники правоохранительных органов, инфекционные больные и т.п.

Так же в СИЗО подозреваемые и обвиняемые, в отличии от осуждённых в ИУ не имеют возможности перемещения по отдельным помещениям, они большинство своего времени проводят в своей камере. Выходить из нее они могут только в сопровождении сотрудников администрации и на мероприятия, предусмотренные режимными требованиями, на встречи с защитниками и на прием в санитарную часть. На прогулки подозреваемые и обвиняемые выводятся также в сопровождении администрации и прогулка проходит в специально оборудованных для этого помещениях и только совместно с теми лицами, с которыми они находятся в одной камере.

Организация питания в СИЗО тоже несколько отличается от ИУ. В следственном изоляторе нет мест, в которых бы находилась одновременно масса подозреваемых и обвиняемых, в связи с этим, прием пищи лиц, содержащихся в условиях покамерного содержания, осуществляется не в общем обеденном зале, как в ИУ, а в камерах, в которых находится спецконтингент. Доставка пищи в камеры возлагается на отряд лиц, оставшихся в СИЗО для выполнения хозяйственных работ.

Обыски в камерах СИЗО проходят как в ИУ, в соответствии с утвержденным графиком обысков. Они осматриваются на наличии в них запрещенных предметов, исправности инженерных и технических средств охраны и надзора.

Законодатель обязывает в ст. 33 ФЗ № 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производить с учетом их личности и психологической совместимости на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО. Подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу размещаются раздельно. В течение всего срока нахождения в СИЗО подозреваемые и обвиняемые содержатся, как правило, в одной камере. Перевод из одной камеры в другую допускается при необходимости обеспечения безопасности, оказания медицинской помощи в условиях стационара, наличия достоверной информации о готовящемся преступлении либо ином правонарушении.

Таким образом, одной из задач режима в СИЗО является обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых от внешнего мира и друг от друга. Изоляция от внешнего мира выражается в соблюдении правил общения во время свиданий, обращений с предложениями, заявлениями и жалобами, переписки, приема посылок и передач путем применения мер предупреждения нарушений внешней изоляции – обыск, цензура корреспонденции.

Исходя из вышеизложенного следует, что режим регламентирует жизнь всех лиц, находящихся в СИЗО, устанавливая границы дозволенного в поведении подозреваемых, обвиняемых, осужденных и определяя их правовое положение. Режим в СИЗО следует понимать как совокупность правил, определяющих порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных и порядок их обеспечения администрацией СИЗО. Режим обеспечивает соблюдение прав этих лиц, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию и раздельное содержание, личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и сотрудников СИЗО. Эти требования режима обеспечиваются, в первую очередь, посредством покамерного содержания спецконгинтента на основе психологической совместимости и изоляции друг друга разных категорий (подозреваемых и обвиняемых в совершении одного преступления, несовершеннолетних и взрослых, особо опасные рецидивисты, сотрудники правоохранительных органов и т.п.).

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета. – 2014. – 5 февраля; 2019. – 30 июля.
  2. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 №295 (ред. от 27.06.2019) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL http://www.pravo.gov.ru/
  3. Лаверычева, С.А. Исполнение уголовного наказания следственными изоляторами в отношении осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания учреждения / С.А. Лаверычева // Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика сборник статей III Международной научно-практической конференции / под ред. Н.Б. Барановой, А.А. Грачева. – Пенза, 2014. – С. 34-35.
  4. Караваев, И.В. Актуальные вопросы правового регулирования режима в следственных изоляторах / И.В. Караваев // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2015. – № 2 (153). – С. 12-15.
  5. Бочкарев, В.В. Режим в местах содержания под стражей: правовые и организационные аспекты / В.В. Бочкарев // Вестник Кузбасского института. – 2017. – № 1 (30). – С. 27-32.
  6. Семенюк, В.И. Исполнение заключения под стражу как меры пресечения в современных условиях: монография / В.И. Семенюк. – Рязань, 2010. – 124 с.
  7. Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (пересмотренный текст) (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблии ООН 17 декабря 2015 г.).

Оставить комментарий