Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(232)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13

Библиографическое описание:
Стародубцева И.В. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 20(232). URL: https://sibac.info/journal/student/232/292530 (дата обращения: 13.05.2024).

ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Стародубцева Ирина Владимировна

студент, стоматологический факультет, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

Телякаева Альбина Фаргатовна

научный руководитель,

канд. полит. наук, преподаватель кафедры общественных наук и молодежной политики, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

THE CONCEPT OF CREATIVITY IN THE HISTORY OF PHILOSOPHY

 

Irina Starodubtseva

student of the Faculty of Dentistry, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

Albina Telyakaeva

scientific supervisor, cand. polit. Sciences, lecturer of the Department of Social Sciences and Youth Policy, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье кратко прослеживается проблема творчества в философско-историческом контексте от Античности до современности в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Отмечены особенности понимания специфики творчества в русской философии. Подчеркивается, что в некоторых обыденных проблемах творчества четко прослеживается философская составляющая. В заключение делаются выводы о необходимости реализации междисциплинарного подхода к решению поставленных задач и дальнейшей разработки категории «творчество».

ABSTRACT

The article briefly traces the problem of creativity in the philosophical and historical context from Antiquity to the present in the works of both domestic and foreign researchers. The peculiarities of understanding the specifics of creativity in Russian philosophy are noted. It is emphasized that in some everyday problems of creativity, a philosophical component is clearly traced. In conclusion, conclusions are drawn about the need to implement an interdisciplinary approach to solving the tasks and further development of the category "creativity".

 

Ключевые слова: философия, творчество, искусство, самореализация, стимул, критерии оценки, критика.

Keywords: philosophy, creativity, art, self-realization, incentive, evaluation criteria, criticism.

 

С философской точки зрения творчество - это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих целостное развитие личности. Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на следующие вопросы: возможно ли творчество как порождение нового, каков мировоззренческий смысл акта творчества: как процесс созидания и самосозидания?

В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, созерцание всякой деятельности ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В этот период творчество выступает в двух формах: как божественное - акт рождения космоса и как человеческое - искусство, ремесло [1, с. 83].

В эпоху Средневековья в трудах Аврелия Августина, Фомы Аквинского и других представителей творчество уже играет более значимую роль, но оно ограничивается лишь сферой Божественного и достижения единого для всех смысла жизни - спасения.

В эпоху Возрождения, когда появляются идеи гуманизма и антропоцентризма, с творчества снимаются практически все ограничения.

В период философии Нового и Новейшего времени в сущности творчества, в его понимании акцент переносится с идейно-эстетического на практическое. И если в предыдущей эпохе доминировало художественное творчество, то в Новое время «выходит на сцену» научное творчество, где большое значение уделяется изобретательству [3, с. 67].

К категориям в кругу малоизученных практических проблем творчества относятся понятия «деятельность» и «творческая самореализация» (личности). В психологии, к примеру, учебная деятельность представлена такой структурой: «мотив - цель - действия - контроль - оценка». А в философии (исходя из темы, берется аспект искусства). Следует рассматривать творческую деятельность как следующую структуру: «талант - стимул - (цель) - действие - самоконтроль - формализация - оценка».

Талант - определённые или выдающиеся врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, одарённость [2, с. 2].

Стимул можно сравнить с мотивационной составляющей. Это может быть чисто эмоциональная составляющая.

Целевое звено данной цепочки берется в скобки, потому что оно функционирует, если творческая деятельность носит рациональный характер.

Действие - это непосредственный творческий акт.

Самоконтроль предполагает доработку своего произведения через определенное количество времени (вычитка, правка, редактирование и т. п.).

Формализация - это вторая жизнь творчества. Оно становится доступным целевой аудитории, обществу и либо встраивается в уже созданные рамки стилей, жанров и т. п., либо открывает миру совершенно новые формы существования, подачи, интерпретации произведений культуры.

Оценка - это область критики.

Следуя по представленной цепочке, обратимся к конкретным философским практическим проблемам творчества. [3, с. 68]

1. Проблема таланта  - сложная и практически не поддается анализу.

2. Проблема стимулирования творчества. Творческий человек должен осознавать свой талант, быть востребованным со стороны общества, государства и стремиться его дальше развивать. А для этого необходимо разработать полноценную и прозрачную систему поощрений не только в учреждениях сферы искусства, но и во всех трудовых коллективах. К этой проблеме своеобразно обращался еще Ф. Ницше, предлагая радикальное решение переоценки ценностей.

3. Проблема творческой самореализации личности. С чего начинать? Куда идти? К кому обращаться? Кому нужно мое творчество? Как найти своего зрителя? Все эти частные вопросы сводятся в один общий философский вопрос: «Как мне выстроить свою стратегию творческой реализации?».

4. Проблема критики и критериев оценки творчества. Творчество так или иначе оценивается со стороны окружающих, других авторов или критиков. Критическая функция является одной из функций философии. Проблемой критики занимался в свое время И. Кант, понимая ее как установление границ познания.

Итак, выделены актуальные современные проблемы философии творчества. Но все философские проблемы творчества невозможно перечислить в рамках отдельного исследования. Можно сделать вывод, что многие общие актуальные проблемы творчества на сегодняшний день не только научно не разработаны, но и не поднимаются исследователями. В некоторых трудах проблемы творчества обозначаются, но не предлагается конкретных путей их решения. Ученые полагают, что в перспективе они могут быть решены, но лишь на основании междисциплинарного подхода и при обязательном участии людей, занимающихся творчеством в различных сферах, так как творческие люди лучше всего знают о проблемах и потребностях, связанных с творчеством.

 

Список литературы:

  1. Александрова Л.А. Генезис понятия творчества в истории философии, 2007. —  83 с.
  2. Калимуллин Д.Д. Талант и технологии формирования творческой личности, 2015. — 91 с.
  3. Повилайтис А.В. Современные философские проблемы творчества, 2019. — Общество: философия, история, культура, no. 8 (64), 2019, pp. 66-70

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.