Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(232)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13

Библиографическое описание:
Хафизова Р.И. ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 20(232). URL: https://sibac.info/journal/student/232/291992 (дата обращения: 27.12.2024).

ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Хафизова Регина Ильгизовна

магистрант 2 курса, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

Зайнетдинов Шамиль Рашитович

научный руководитель,

д-р ист. наук, проф. кафедры Отечественной истории, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается эволюция взаимоотношений правительства СССР и Русской православной церкви, обусловленная началом германской агрессии в июне 1941 года и угрозой гибели советского государственного режима. Автор подробно рассматривает социально-политическую значимость позиции руководства РПЦ относительно борьбы с угрозой германской оккупации и обусловленные этим изменения в религиозной политике правительства И.В. Сталина.

 

Ключевые слова: государственная власть, религиозная политика, мобилизация общества, проповедническая деятельность, религиозная организация.

 

Начало ВОВ коренным образом поменяло сложившиеся традиции партийно-государственной идеологии и пропаганды. В рамках сплочения народа перед наступлением опасного внешнего врага партийное руководство было вынуждено сменить классовую риторику ненависти к «буржуазии и помещикам» ни идеи национально ориентированного патриотизма, который исторически, как это еще помнило старшее поколение партийных лидеров, всегда был связан с традиционными методами религиозной пропаганды, использовавшимися священниками РПЦ. Начало первого после нападения нацистской Германии обращения И. Сталина к советскому народу 3 июля 1941 г. уже опиралось на национально-родовые мотивы: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры!» [1, с. 9-10]. В.М. Шкаровский обратил внимание на то, что такое вступление больше ориентирует не на основы марксистско-ленинской идеологии, а начало религиозной проповеди [4, с. 93].

Реальная действительность заставляла И. Сталина как неограниченного правителя ВКП(б), понимавшего угрозу потери власти и жизни в случае вполне вероятного вследствие общей утраты веры в государственную власть в результате поражений первых месяцев войны, приступить к пересмотру советской религиозной политики. Теперь она ориентировалась на равноправный диалог верующих и атеистов, объединенных патриотическим стремлением защитить свою страну от германских захватчиков и их союзников. О понимании главой СССР необходимости обратиться к религиозным стимулам мобилизации общества на войну свидетельствует то, что первая короткая встреча И.В. Сталина как главы высших органов государственной власти с патриархом РПЦ произошла в июле 1941 г. Она продемонстрировав взаимопонимание лидеров советского государства и РПЦ в достижении общих целей [4, с. 94].

Первоначальные изменения в религиозной политике советского государства, находящегося под угрозой гибели состояли в полном прекращении антирелигиозной пропаганды.

В октябре 1941 г. в разгар битвы за Москву прекратили свою деятельность почти все специализированные антирелигиозные советские периодические издания. Ранее ориентированный на пропаганду атеизма журнал «Под знаменем марксизма» переключился на статьи, ориентированные на пробуждение чувств русского патриотизма через привлечение внимания к личностям выдающихся русских исторических деятелей дореволюционной эпохи. Фактически прекратилась пропаганда ранее учрежденного идеологическим руководством партии большевиков «Союза воинствующих безбожников». Его руководитель Е.М. Ярославский получил указание публично дать положительную оценку патриотической позиции РПЦ. Написанная по этому поводу статья «Почему религиозные люди против Гитлера» впервые в истории советской печати дала одобрительную оценку патриотической проповеднической деятельности руководителей Московской патриархии РПЦ и других ее подразделений в различных регионах СССР [3, с. 102].

Тенденция начала союзнических отношений советского государства и РПЦ стала более очевидной с осени 1941 г., когда прекратились аресты среди клириков Московской патриархии. С этого времени до сентября 1943 года из заключения были выпущены 6 архиепископов и 5 епископов и множество рядовых клириков. С разрешения государственных органов возобновили свою деятельность епископские кафедры и ранее закрытые православные храмы. Например, так, последняя в Нижнем Новгороде, переименованном в город Горький, Троицкая церковь прекратила свою деятельность по указанию властей 10 декабря 1940 г., но была открыта уже 10 августа 1941 г.

Крайне необычным явлением для советской религиозной политики являлось разрешение религиозным организациям налаживать контакты с иностранными религиозными учреждениями. Руководители РПЦ высшего ранга стали активно привлекаться для участия в пропагандистских мероприятиях по привлечению средств на борьбу с германскими агрессорами за границей. С этой целью некоторые наиболее известные лидеры РПЦ были включены в состав Всеславянского комитета.

С февраля 1942 г. возобновилась с санкции правительства издательская деятельность РПЦ, которую И.В. Сталин посчитал эффективной с точки зрения пропаганды среди верующих идей защиты родины. Собранный православными клириками сборник свидетельств о зверствах нацистской оккупации и героических поступках верующих советских граждан в противостоянии врагу, изданное летом 1942 года было опубликовано под заголовком «Правда о религии в России». Автором предисловия к нему стал сам патриарший местоблюститель, подчеркнувший, что мнения о гонениях на церковь в советской России являются недобросовестными вымыслами врагов советской власти, а «простой православный народ» видит в установлении и существовании советского режима «не гонение, а скорее возвращение к апостольским временам, когда Церковь и ее служители шли именно своим настоящим путем, к какому они и призваны Христом». При этом подчеркивалось, что борьбу с советской властью вела только «церковная буржуазия», избавление от которой только приблизило церковь к народной жизни, что и составляет христианский «народный идеал». От лица высших иерархов РПЦ автор предлагает воспринимать советское государство как наиболее соответствующее «народному идеалу», относительно которого священный долг каждого верующего состоит в его защите от угрозы немецко-фашистского порабощения.

Относительно прежней политики запретов на проведение массовых религиозных обрядов существенной уступкой представляется данное в апреле 1942 г. разрешение на проведение по случаю пасхальных праздников крестного хода с зажженными свечами вокруг православных храмов. По этому случаю был отменен на день проведения комендантский час.

5 января 1943 г. в результате активного участия учреждений РПЦ в сборе финансовых средств на развитие военной промышленности, патриарший местоблюститель направил И.В.  Сталину как главе советского государства письменное предложение по открытию банковского счета Московской патриархии, на который верующим, посещающим православные храмы на территории СССР предлагалось переводить денежные средства, пожертвованные на нужды вооруженных сил, ведущих борьбу с захватчиками. Это был важнейший шаг в легализации РПЦ в советском государстве. 5 февраля председатель СНК дал свое письменное согласие и от лица Красной армии поблагодарил церковь за ее труды. Получив разрешение открыть банковский счет, патриархия приобрела урезанный статус юридического лица [2, с. 187].

И.В. Сталин санкционирует всестороннее расширение активности РПЦ под своим контролем, поскольку после Сталинградской победы он начинает строить планы послевоенного раздела сфер влияния в странах Европы между государствами - лидерами антигитлеровской коалиции. Он учитывал огромные культурно-идеологические различия между европейскими народами, предполагая, что преодолеть их будет возможно при помощи близости религиозных догматов и идей, передаваемых через духовных авторитетов церкви и церковных иерархов.  В наибольшей степени, предполагалось использовать близость Православных Церкви Юго-Восточной Европы. Они в той или иной степени признавали идею первенства Московской Патриархией в православном мире. Кроме того, во многих странах Европы после массовой эмиграции из России, вызванной Гражданской войной 1918-1922 гг. была достаточно многочисленная паства Русской Православной Церкви. Советско-партийное руководство, следуя наступательной идеологической практике периода гражданской войны, считало реальным распространн6ре через них своего влияния во всех этих государствах [5, с. 20].

В начале 1943 г. И.В. Сталин и его советники, мнение которых он принимал во внимание, под давлением совокупности военных и международных факторов, приняло решение о восстановлении легальности деятельности РПЦ. В качестве предпосылок такого решения надо выделить два фактора.

Во-первых, находившееся под впечатлением явного кризиса советской идеологии, которая, как показали первые полтора года ВОВ, не обеспечивала поддержание среди населения СССР достаточного уровня духовной мобилизации и самопожертвования, партийное руководство решило опереться на идеи национального патриотизма в сочетании с идеологией славянского братства, адаптированных под борьбу с германским нацизмом. При этом принималось во внимание и то, что русский патриотизм всегда опирался на принятие обществом православного вероучения. На этом фоне партийные идеологи принимали во внимание активную патриотическую деятельность подавляющего большинства духовенства и верующих. При этом, представители РПЦ демонстрировали настоящий боевой дух, необходимый для мобилизации общества, поскольку за первые полтора года ВОВ, несмотря на отсутствие необходимого административного аппарата, печатных органов и юридического статуса, православная церковь оказывала на верующих мобилизующее влияние, укрепляя их решимость, не считаясь с жертвами, продолжать борьбу с нацистами, что несомненно укрепило ее влияние в обществе [6, с. 79].

Влияние РПЦ в народе было использовано для повышения мотивации к борьбе с германской агрессией, опирающейся на русские национальные патриотические традициям. Под давлением необходимости мобилизации общества и явного провала такой мобилизации на основе советской идеологии мировой революции в идейно-пропагандистской работе был совершен целый переворот, отражавшийся во всех областях, затрагиваемых идеологической сферой - от культурно-исторической до религиозной. В процессе завершения перехода от интернационального к национально-патриотическому курсу РПЦ отводилась роль сплачивающая общество роль, исторически обоснованную тем, что она всегда являлась в России опорой идей патриотизма и государственности. О слиянии идеологий свидетельствует учреждение государственных наград в честь русских полководцев, включая введенный к 700-летию Ледового побоища в июле 1942 г. орден святого князя Александра Невского. В кинохронике начали показывать немыслимые еще недавно кадры: в освобожденных городах жители с иконами встречают советских солдат, и некоторые из бойцов, осеняя себя крестным знамением, прикладываются к иконам; освящается танковая колонна, построенная на пожертвования верующих и т. д. Кроме того советское руководство стремилось нейтрализовать воздействие гитлеровской пропаганды, представлявшей Германию защитницей христианства в России. В конце 1942 - начале 1943 гг. произошло освобождение некоторых краев и областей на юге РСФСР и Московская патриархия понадобилась для введения в контролируемое русло официальной ветви Русской церкви стихийно возродившейся церковной жизни на подвергшихся оккупаций территориях. Уже вскоре на эти земли было направлено до 50% начавшего быстро расти епископата патриархии.

Во-вторых, в условиях советского тоталитарного режима, смена состояния государственно-церковных отношений с враждебных на союзнические являлись результатом изменения подхода к этому вопросу лично И.В. Сталина. Он опирался в этом вопросе на прагматические расчеты укрепления своей власти, что прямо зависело от победы над Третьим Рейхом и его союзниками, и потому все идеологические аргументы отходили на задний план.

Таким образом, ведущей причиной решения о коренной смене приоритетов в отношении советского правительства к РПЦ следует считать поражения советских войск в начальный период ВОВ. Явная неспособность коммунистической власти организовать эффективное сопротивление наступающим армиям Третьего Рейха и его союзников, показали крах попытки советской власти сформировать достаточную для развития общества и его защиты мотивацию вне религиозной веры. В этот период как представители РПЦ, так и верующие военнослужащие демонстрировали тот боевой дух, который был необходим для обеспечения коренного перелома в ВОВ. Эта демонстрация и стала решающим фактором становления союзнических отношений между РПЦ и Советским государством в годы ВОВ.

 

Список литературы:

  1. Выступление И. В. Сталина по радио. 3 июля 1941 г // Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои. О войне от первого лица. М.: АСТ, 2013. С. 9-10.
  2. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 509 с.
  3. Пущаев Ю.В. Советский Достоевский: Достоевский в советской культуре, идеологии и философии // Философский журнал / Philosophy Journal. 2020. Т. 13. № 4. С. 102‒118.
  4. Шкаровский В.М. РПЦ при Сталине и Хрущёве. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. 400 с.
  5. Шкаровский В.П. Сталинская религиозная политика и Русская Православная Церковь в 1943–1953 годах // ACTA SLAVICA IAPONICA. 2009. Том 27. С. 1-27.
  6. Якунин В.Н. Оценка изменений государственно-церковных отношений на местах в годы великой отечественной войны // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2020. № 2 (54). С. 75-86.

Оставить комментарий