Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(228)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Тютюкин Р.А. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ФОТОГРАФИИ КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 16(228). URL: https://sibac.info/journal/student/228/287175 (дата обращения: 20.04.2024).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ФОТОГРАФИИ КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Тютюкин Ростислав Алексеевич

студент 2 курса специалитета, кафедра судебной экспертизы, юридический факультет, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобаческого,

РФ, Нижний Новгород

Репникова Наталья Алексеевна

научный руководитель,

ассистент кафедры судебной экспертизы, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобаческого,

РФ, Нижний Новгород

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF FORENSIC PHOTOGRAPHY AS AN IMPORTANT ELEMENT IN CRIME DISCOVERY

 

Rostislav Tyutyukin

2nd year student of the specialty, Department of Forensic Examination, Faculty of Law, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,

Russia, Nizhny Novgorod

Natalia Repnikova

scientific supervisor, assistant of the Department of Forensic Examination, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,

Russia, Nizhny Novgorod

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена роли судебной фотографии в раскрытии уголовных преступлений. Автор исследует историю судебной фотографии с древности до наших дней. В статье рассматривается вклад выдающихся иностранных и российских ученых в развитие судебной фотографии. Автор также анализирует правовые аспекты применения методов судебной фотографии в следственной и экспертной практике.

ABSTRACT

The article is devoted to the role of forensic photography in the disclosure of criminal offenses. The author explores the history of forensic photography from antiquity to the present day. The article examines the contribution of outstanding foreign and Russian scientists to the development of forensic photography. The author also analyzes the legal aspects of the use of forensic photography methods in investigative and expert practice.

 

Ключевые слова: судебная фотография, история судебной фотографии, роль судебной фотографии.

Keywords: forensic photography, the history of forensic photography, the role of forensic photography.

 

В настоящее время судебная фотография важна для успешного расследования преступлений на всем протяжении этого процесса, начиная с осмотра места происшествия при обнаружении признаков преступления и заканчивая направлением дела в суд для его рассмотрения. Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистических объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается фотосъемка, которая запечатлевает всю цветовую гамму объекта, имеющего криминалистическое значение.

Широк и круг лиц, использующих в своей работе фотографические методы и средства - это следователь, специалист, эксперт-криминалист и другие участники уголовного процесса.

Актуальность темы исследования заключается в важности роли судебной фотографии.

Цель работы – определить роль судебной фотографии в раскрытии преступлений.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-изучить, проанализировать и систематизировано изложить материал об истоках возникновения судебной фотографии;

- проанализировать правовые аспекты применения методов судебной фотографии в следственной и экспертной практике.

Открытию фотографии способствовало естественное стремление человека заменить кропотливую работу по рисованию более простым способом — получением на бумаге устойчивого оптического изображения. Как получить оптическое изображение с помощью примитивного устройства — камеры-обскуры, известно давно. Об этом упоминает Аристотель за 350 лет до нашей эры.

У истоков фотографии были поиски, направленные на поиск химических средств фиксации оптического изображения на бумаге, а пионерами ее открытия были французские изобретатели Жозеф Нисефор Ньепс, Луи Жак Манде Дагер и английский ученый Уильямс Генри Фокс Тальбот.

Официальной датой рождения фотографии считается 1839 год. 7 января французский астроном Араго представил в Парижскую академию наук отчет об опытах Дагера по получению устойчивых светоокрашенных изображений в камере-обскуре. В августе этого года этот метод был подробно описан и назван в честь его изобретателя — дагерротипия. В конце января 1839 г. английский ученый Тальбот сделал доклад об изобретенном им методе «фотогенического рисования», позволявшем получать устойчивые изображения через камеру-обскуру, и представил фотографию, сделанную на бумаге. В этом же году, в марте, Гершелем впервые употреблен термин «фотография», который получил со временем всеобщее признание.

Первому фотографическому процессу, открытому Дагерром, предшествовали исследования Жозефа Несифора Ньепса. Целью своих исследований Ньепс ставил создание копировального процесса путем светогравирования, т. е. получение печатных форм при помощи света.

В 1826 г., работая над усовершенствованием гелиографии, он сделал первый натурный снимок из окна своей мастерской, который дошел до наших Дней.

Получателем работ Ньепса и изобретателем первого метода получения фотографического изображения является Луи Жак Дагер. Он отверг идею умножения процесса гравировки и сосредоточил свои исследования на фиксации оптического изображения, полученного в камере-обскуре. Научная заслуга Дагера в том, что он открыл способность паров ртути усиливать (показывать) плохо видимое (скрытое) изображение.

Таким образом, в первой половине XIX века фотография начинает активно развиваться и изучаться учеными и изобретателями. Впоследствии мы видим применение фотографического изображения как более совершенного средства фиксации преступлений.

Первые сведения об использовании дагерротипов в полиции относятся к 50-тым гг. XIX столетия. Фотографические изображения существенно дополняли словесное описание и к 1860 г. в наиболее развитых странах Бельгии, Швейцарии, Франции, Германии, США стали использоваться для целей розыска и опознания преступников.

Позднее фотография стала использоваться и для регистрации обстановки мест происшествий при расследовании уголовных преступлений. В 1871 г. П. В. Макалинский в «Практическом руководстве для следователей» отмечал, что «как бы ни был добросовестен и тщателен осмотр, как бы ни было ясно, последовательно, картинно и даже художественно изложено, описание никогда не может дать того наглядного представления, как фотография».

История криминалистической фотографии начинается с разработки специальных фотографических методов и принципов их применения для решения криминалистических задач. В середине XIX в. следственный аппарат многих европейских государств начинает привлекать специалистов в качестве экспертов с целью совершенствования методов своей работы.

В 1874 году парижская полиция создала собственное ателье, в результате чего за несколько лет накопилась большая коллекция портретов преступников. Работая над проблемой уголовной регистрации, французский криминалист А. Бертильон заложил основы криминалистической фотографии. Он предложил фотографировать преступников по строгим правилам; он сконструировал несколько типов камер и разработал приемы их использования при определении положения событий и трупов. Ему принадлежит приоритет изобретения способов измерительной фотографии. Становлению и развитию судебно-оперативной фотографии способствовали труды ученых криминалистов Г. Гросса, Э. Локара, А. Рейса и др.

Фотография зародилась во Франции и Англии. Однако она быстро проникла во многие страны Европы и Америки. С первых дней своего существования она известна и в России. Центром её изучения является Русское техническое общество (РТО). С 1878 г. в нем был создан новый (пятый) отдел фотографии и ее применения, в котором работали Д. И. Менделеев, В. И. Срезневский, Н. Н. Захарьин, А. А. Поповицкий, С. Л. Левицкий и др. Уже тогда в ходе экспертных исследований в этом отделе велась макро- и микросъемка.

Принято считать, что одним из основоположников научно-исследовательской фотографии является выдающийся русский криминалист Е. Ф. Буринский. В результате кропотливого пятнадцатилетнего труда в 1990-х годах он разработал метод цветоделения, с помощью которого. XIX век восстановил невидимые (стертые) буквы XIV века. на сыромятной коже, считается безнадежно потерянным. Этот метод исследования считается эквивалентным изобретению микроскопа. За эту работу Российская академия наук удостоила Е. Ф. Буринского премии им. Ломоносова.

В 1889 г. при непосредственном участии Е. Ф. Буринского при Петербургском окружном суде была создана первая судебно-фотолаборатория. За короткий период своего существования, несмотря на сложность и трудоемкость мокрого коллоидного процесса, ограниченность средств, Е. Ф. Буринский провел ряд талантливых фотоэкспертиз в судебных делах, связанных с исследованием документов (Рокоссовский и Юнгерц, Богомолов - Добродеев, купец Соловьев и др.).

В области судебной фотографии работали многие отечественные ученые-криминалисты. Ими совершенствовались известные методы и разрабатывались новые для решения задач, возникающих в практике расследования уголовных преступлений. А. И. Захарьин положил начало использования в судебных целях стереофотографии. В.Л. Русецкий разработал новые приемы измерительной фотографии.

Проблемой выявления угасших и вытравленных записей в документах, используя ультрафиолетовое излучение, занимался В. И. Фаворский. Для ослабления помех при восстановлении содержания документов он предложил использовать цветную фотографию. А. А. Поповицкий, считавший себя в области судебно-исследовательской фотографии учеником Е. Ф. Буринского, усовершенствовал метод цветоделения, заменив мокрый коллоидный процесс на сухие броможелатиновые пластинки.

Зарубежный и отечественный опыт использования фотографии для решения криминалистических задач обобщался в печатных трудах. В 1908 г. В. И. Лебедев издает пособие «Судебно-полицейская фотография». В 1912 г. выходит в свет книга А. А. Громова «О судебной фотографии».

Е. Ф. Буринский и его лаборатория положили начало формированию криминалистических экспертных учреждений в России. С января 1893 г. по постановлению Государственного Совета учреждена новая судебно-фотографическая лаборатория, преобразованная в 1912 г. в кабинет научно-судебной экспертизы.

Для подготовки квалифицированных кадров по инициативе специалистов в области фотографии и фототехники академика П. П. Лазарева, профессора В. С. Игнатовского, В. Я. Курбатова, А. А. Поповицкого и др. в 1918 г. в Петрограде создается институт фототехники.

С середины 20-х гг. В. И. Фаворский, С. М. Потапов, А. А. Сальков начали экспериментальные исследования по определению возможностей ультрафиолетового излучения для обнаружения невидимых и едва видимых записей в документах. Значительный вклад в развитие методов исследования объектов криминалистики в невидимой части электромагнитного спектра внес Б. Р. Киричинский.

Совершенствованию методов технического исследования документов в инфракрасной зоне спектра излучения способствовали работы Н. В. Терзиева, И. Д. Кучерова, М. Г. Богатырева, Т. И. Сафроненко и многих других ученых-криминалистов.

Теоретические основы использования судебной фотографии в следственной и экспертной практике заложены С. М. Потаповым. С 1927 г. по инициативе С. М. Потапова организованы курсы подготовки экспертов-криминалистов для научно-технических отделов милиции. С 30-х гг. XX столетия экспертная работа проводится и в криминалистических лабораториях при юридических высших учебных заведениях.

Здесь следует отметить труд Н. С. Бокариуса «Первоначальный наружный осмотр трупа при милицейском и розыскном дознании» (1925 г.), криминалистику И. Н. Якимова (1925 г.), в которых авторы значительное место уделяют вопросам фотографической регистрации.

Длительное время перед криминалистами стояла проблема преобразования энергии инфракрасного излучения в видимое изображение посредством электронных приборов. Идея создания электронно-оптического преобразователя принадлежит А. Н. Салькову, а опытный образец прибора был сконструировануже в конце 30-х гг. К сожалению, данные о нем не сохранились в блокадном Ленинграде.

Над созданием электронно-оптического преобразователя работали А. А. Эйсман и Ю. А. Малышев. В 1965—1957 гг. ими был предложен электронно-оптический преобразователь ВНИИК-1, а затем усовершенствованная его модель.

Для выявления содержания уничтоженных записей в документах цветную фотографию впервые применил Фаворский. Различные ее методы, предложенные в 60-х гг. XX столетия, в основном были рекомендованы для повышения эффективности цветоразличения: съемка непосредственно на цветную фотобумагу (М. В. Салтевский), съемка на цветные фотоматериалы в ультрафиолетовых лучах (Е. Ю. Брайчевская), повышение насыщенности цветовых оттенков и трансформация цвета (В. Г. Дроздов).

Достижение максимального цветового контраста при исследовании объектов со слабоокрашенными деталями стало возможным с появлением в 70 гг. XX в. спектрозональных аэрофотопленок с двумя-тремя светочувствительными слоями. Передавая цветовые оттенки объекта в условных, взаимно дополнительных цветах, они оказались весьма эффективны для выявления дописок, исправлений в документах, дифференциации красителей в ходе регистрации дальней красной и инфракрасной люминесценции (Н. Н Анфилов).

В связи с появлением в технике фотографии нового способа регистрации информации, основанном на цифровых технологиях, в настоящее время стали особенно актуальными вопросы его применения для решения задач криминалистики и судебной экспертизы. Значительное количество работ посвящено процессуальным вопросам.

Судебная фотография является вспомогательным средством фиксации доказательств. Однако это не уменьшает ее значения в раскрытии преступлений. Это становится очевидным, если сравнивать фотографическое изображение с таким средством фиксации, как описание в протоколе.

Юридическая обязанность произвести протокол следственного действия (ст. 166 УПК РФ) основана на его исключительном значении как процессуального документа. В соответствии со статьей 83 протоколы следственных действий допускаются в качестве доказательств по уголовному делу, если они соответствуют требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. К этим требованиям относятся своевременность и объективность следственного мероприятия, полное и точное описание исследуемых событий, фактов и материальных объектов.

Совершенно очевидно, что необходимо использовать такие средства фиксации, которые давали бы ясное и наиболее точное представление об изучаемом объекте. Именно таким техническим средством и является фотосъемка, регламентированная к применению при производстве следственных действий (статьи 164, 179, 189 УПК РФ).

Вопрос о целесообразности использования фотографий в рамках следственных мероприятий оставляется на усмотрение следователя. Однако ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации характеризуют выдающуюся роль фотографии как технического средства сохранения доказательств. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию (ст. 178 УПК РФ); вещественные доказательства в виде предметов, которые не могут быть оставлены в материалах уголовного дела в силу громоздкости или иных причин (ст. 82 УПК РФ).

Свое современное значение судебная фотография приобрела благодаря своим исследовательским возможностям. Криминалистическая техника, а главным образом современная фотография широко использует достижения технических и естественных наук, что позволяет внедрять более современные и надежные технические средства, необходимые различным правоохранительным структурам нашей страны. Новейшая современная аппаратура приспособлена для решения задач всех родов и видов криминалистической экспертизы. В настоящее время нет такого вида криминалистической экспертизы, в которой не использовались бы методы судебной фотографии.

 

Список литературы:

  1. Зотчев, В. А. Судебная фотография и видеозапись: учебник /В. А. Зотчев [и др.] — Волгоград: ВА МВД России, 2014. — 612 с.
  2. Булгаков, В. Г.Судебная фотография и видеозапись : учебник / В. Г. Булгаков, А. А. Курин, В. А. Зотчев и др.; под редакцией канд. техн. наук, доцента В. Г. Булгакова. В 2-х томах. Т. 1. – 3˗е изд., испр. и доп. – М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – 400 с.
  3. Душеин, С. В. Судебная фотография: учебник для вузов / С.В. Душеин, А.Г. Егоров, В.В. Зайцев, В.Н. Хрусталев; Подред.А.Г. Егорова. - СПб.: Питер, 2015.
  4. Петрухина, А.Н. Роль фотографий в экспертных исследованиях// Российский следователь. - М., 2014. - N11.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.